Формирование речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста Курсовая работа (проект)
ГГПК им. Л. С. Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Формирование речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей младшего до-школьного возраста.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей младшего до-школьного возраста.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Речь и речевая культура в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности формирования речевой культуры как компонента культуры общения у детей дошкольного возраста
Глава 2. Практические аспекты формирования речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста
2.1 Методы и формы формирования речи и речевой культуры у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации для воспитателей по определению направлений деятельности по формированию речи и речевой культуры у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе ведущую роль в воспитании детей дошкольного возраста играет формирование коммуникативных функций речи, как цен-тральное звено развития ребенка. Актуальность изучения развития речи детей дошкольного возраста связана с тем, что этот период является наиболее сензи-тивным к усвоению речи, а также с тем, что в последнее время значительно возросло количество детей данного возраста с речевыми нарушениями, а, как известно, правильная речь является одной из важнейших предпосылок даль-нейшего полноценного развития ребенка.
Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование правильной устной речи детей. Речь является инструментом общения, необхо-димым инструментом познания. В дошкольном детстве в основном завершает-ся долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Всё более разнообраз-ными и содержательными становятся виды деятельности ребёнка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые заня-тия, а также повседневное общение с взрослыми в быту.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую оче-редь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамот-но излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культу-рой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи [11, с. 54].
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога учреждения дошкольного образования.
Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастно-го этапа, и развития их коммуникативных способностей. Но в наше время, время современных информационных технологий мы все больше наблюдаем у детей проблемы в речевом развитии [5, с. 94].
[...]
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Речь и речевая культура в психолого-педагогических исследованиях
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возраст-ном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие.
Становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наобо-рот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие ре-чевого развития ребенка – это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необхо-димостью решения речевых задач, побуждают у него желание общаться, де-литься своими мыслями.
Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необ-ходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это вто-рое условие развития речи ребенка.
Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [9].
Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, В. В. Ильина, В. В. Краевского, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимова, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой [13].
По мнению А. Н. Ксенофонтовой, речевая деятельность в обучении де-тей дошкольного возраста выполняет немаловажную задачу, а именно, форми-рование условий для стимулирования и проявления активности ребенка. Ин-дивидуальность позиции обучающегося проявляется в форме рациональных предложений, в возможности показать свою самостоятельность в речевых вы-сказываниях. Педагог же, в свою очередь, основывается на их активности, са-мостоятельности, а также творческих способностях [13].
Ни одну область человеческой деятельности невозможно представить без общения, а значит и без внутренней духовной культуры. Ещё Л. С. Вы-готский акцентировал внимание на том, что речевая деятельность является фундаментом взаимодействия людей и придавал ей огромное значение, а так-же видел богатейшие возможностей для формирования личности, мышления и всех познавательных процессов человека [5].
[...]
Глава 2. Практические аспекты формирования речи и речевой культуры у детей дошкольного возраста
2.1 Методы и формы формирования речи и речевой культуры у де-тей младшего дошкольного возраста
Основными формами развития речи детей младшего дошкольного воз-раста являются: организованная образовательная деятельность, совместная де-ятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей. Данные формы работы можно использовать в совокупности. Это позволяет наиболее качественно решать образовательные и воспитательные задачи. В то же время очень эффективными становятся ситуации образовательного характера и ситу-ации общения, которые также можно использовать в практике речевого разви-тия детей младшего дошкольного возраста в рамках совместной деятельности, в ходе режимных моментов. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его личност-но-ориентированным [7, с. 53].
Важным условием для развития речи детей является создание речевой среды в группе. Это и развивающая предметно-пространственная среда и естественная речевая среда, к которой относится речь педагога и окружающих ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослы-ми. Развивающая предметно-пространственная среда организуется с помощью методических средств. Центр речевой деятельности может включать в себя: книжный уголок, разные виды театров, дидактический и наглядный материал. В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящие для детей, но обяза-тельно несколько экземпляров одного названия. В книжный уголок помещают, как правило, издания, уже знакомые детям [11, с. 112].
Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными кра-сочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Иг-рушки» А. Барто и другие произведения в соответствии с возрастом детей. Кроме книг здесь могут находиться наборы предметных и сюжетных карти-нок, тематические альбомы, серии иллюстраций для установления последова-тельности событий и составления рассказов, а также дидактические, настоль-но-печатные игры. Среда должна быть организована так, чтобы она побужда-ла детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разно-образные и меняющиеся впечатления. Развивающая среда является источни-ком становления опыта ребенка, т.к. каждый ее компонент способствует фор-мированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельно-сти, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
[...]
Заключение
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возраст-ном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использова-нием языка. В неё включается сам язык, его этническая специфика, функцио-нальные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Более того, в неё входят этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения.
Формирование речевой культуры поведения в дошкольном возрасте происходит в рамках систематического воздействия семьи и дошкольного учреждения на данный процесс. Основными методами формирования культу-ры поведения являются такие как игры, личный пример родителей и педагогов и т.д. У детей дошкольного возраста есть определенные проблемы в рамках речевого развития, которые отражают такие аспекты как наличие скудного словарного запаса, односложная речь и наличие проблем в рамках диалогиче-ского взаимодействия. Основными методами решения данных проблем явля-ются такие как применение форм художественной литературы, театральной деятельности, обучение пересказу и организация определенной предметно-пространственной среды учреждения образования.
Для решения задач по развитию речи детей младшего дошкольного воз-раста воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Основными методами дошкольного обучения являются практиче-ские, наглядные, игровые и словесные методы. Все методы используются не изолированно, а в различных комбинациях друг с другом. Развитие речи ре-бенка младшего дошкольного возраста осуществляется через разные виды детской деятельности и достигается за счёт комплексного использования раз-нообразных методов, приемов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речи.
К направлениям деятельности по формированию речи и речевой культу-ры у детей младшего дошкольного возраста можно отнести использование со-временных технологий. Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать рече-вые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интерес-но, весело и увлекательно для детей. Развитие речи возможно только в тес-ной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с форми-рованием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухо-вого восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществ-ляется в разных видах деятельности.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 289 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 159 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспи-тателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011.– 254 с.
5. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. – 265 с.
7. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович. – М.: Просвещение, 2002. – 265 с.
8. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.Б. Береговая. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
9. Дунаев, Н.О. Значение художественной литературы в формирова-нии личности ребенка //Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С.11-22.
10. Езикеева, В.А. Рассматривание иллюстраций в книге: Система эс-тетического воспитания в детском саду / В.А. Езикеева. – М.: Академия, 2012. – 245 с.
11. Жигулева, А.М. Пословица в развитии речи дошкольника // До-школьное воспитание – 2015. – №7 – С.10.
12. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком – до-школьником // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С.33-35.
13. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Тарту, 2002. – 256 с.
14. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Посо-бие для воспитателя детского сада / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
15. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспита-ние. – 2006. – №4. – С. 105-112.
16. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 345 с.
18. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспита-тель ДОУ. – 2008. – №6. – С. 52-54.
19. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Со-хина. – М.: Просвещение, 2001. – 247 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2004. – 215 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвеще-ние, 2010. – 278 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспита-ние. – 2006. – №1. – С. 59-66.
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного воз-раста / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2007. – 265 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2000. – 348 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей младшего до-школьного возраста.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей младшего до-школьного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты