Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников, младших школьников, подростков, юношей Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеются приложения:
Приложение А - Интеллектуальные игры для школьников
Приложение Б - Игры для младших школьников 7 лет (интеллектуальные)
| Введение |
| Глава 1 Умственная деятельность и развитие интеллекта |
| 1.1 Характеристика умственной деятельности |
| 1.2 Определение и особенности интеллекта |
| Выводы |
Глава 2 Особенности развития интеллекта в различные возрастные периоды |
| 2.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрастном периоде |
| 2.2 Особенности развития интеллектуальных способностей подростков и юношей |
| Выводы |
| Заключение |
| Список использованных источников |
| Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос об интеллекте и интеллектуальных способностях является одной из самых главных в психологии с момента зарождения этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволяет охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление и изучение структуры интеллекта вызывает к себе интерес специалистов с различных областей науки: психологов, педагогов, физиологов и т.д., исследующих различные его аспекты.
До сих пор нет единого определения интеллекта и интеллектуальных способностей. В наиболее широком понимании интеллект представляет собой как отдельную структуру мозга человека, так и психологический процесс происходящий в нем, отсюда не однозначная оценка результатов этого процесса.
Для развития интеллектуальных способностей чувствительным является возраст от 3 до 12 лет (т.е. дошкольный и младший школьный возраст). Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналико-синтетической деятельности.
Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.
Таким образом, развитие интеллектуальных способностей в каждом возрастном этапе характеризуется рядом особенностей. Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте связано с развитием мышления. В младшем школьном возрасте уже достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их интеллекте. В подростковом возрасте происходит совершенствование интеллектуальных способностей. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника.
Старший школьный возраст характеризуется тем, что развитие интеллектуальных способностей связано с конкретными мотивами учения, уровнем, на котором человек может оперировать абстрактными понятиями и связями между ними, модулировать различными процессы в своем воображении и т.д.
Глава 1. Умственная деятельность и развитие интеллекта
1.1 Характеристика умственной деятельности
Понятие «интеллект» не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта Создатели первых интеллектуальных тестов считали, что человека, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни. [31, с. 391, Холодная]
Другая точка зрения не интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе - со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы. И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.
В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта, исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Однако следует помнить, что понятие способностей определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллекта.
Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Адекватность такого подхода обосновывалось многими исследователями. Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако, хорошо известно и то, что многие одаренные люди не отличались хорошей успеваемостью в школе.
Людям творческим, свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решение проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предположить множество решений там, где обычный человек может найти лишь одно или два. Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое требует от ученика прямых и ясных ответов на поставленный вопрос, концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению. [31, Холодная]
ГЛАВА 2. Особенности развития интеллекта в различные возрастные периоды
2.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрастном периоде
Особый интерес вызывает проблема развития общих интеллектуальных способностей в дошкольном, и школьном возрасте [4, Акимова] и т.д.
Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Когда ребенок поступает в школу, это является важным событием в его жизни. В возрасте между 5 и 7 годами многие когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность [4, Акимова].
Возраст от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст) является особенно чувствительным для развития интеллектуальных способностей детей [11, Эльконина].
Эти развития интеллектуальных способностей можно рассмотреть по следующим возрастным этапам.
В период от 3 до 7 лет то есть во время перехода от раннего возраста к дошкольному, у ребенка складываются сложные виды перцептивной деятельности под влиянием продуктивной художественной и конструкторской деятельности. Новое содержание приобретает и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Также и в обучении происходит формирование перцептивных действий, которые развиваются в несколько этапов. В период первого этапа процесс формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами.
На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Такие действия формируются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищающих выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами.
На третьем этапе, перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознание и на подсознательном уровне у ребенка [11, Эльконина].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе с помощью изучения многообразной психолого-педагогической литературы мы изучили особенности развития интеллекта и интеллектуальных способностей в различных возрастах. Анализируя литературу, можно сказать, что изучению умственного развития человека посвящено много работ. Однако, по исследовании интеллектуальных способностей и интеллекта наблюдается мало работ, что и определило цель нашего исследования.
В результате проведенного теоретического анализа литературы, выяснилось, что в психологической науке нет единого мнения по поводу определения интеллектуальных способностей и интеллекта. Под интеллектом, как объектом измерения, в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков и формирующаяся во взаимодействии с ними.
Понятие «интеллект» не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта. У каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта.
Выделение различных видов одаренности служит важной цели — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова – М. : Эксмо, 2000. - 445 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А.Аверин - Учебное пособие. СПб, 1998.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М., 1994.
4. Акимова, М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. Вопросы психологии, 1977. №2. С. 175-186.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. / Б.Г.Ананьев В 2-х томах, Т. 1. М.: Педагогика, 1980, 280 с.
6. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. / Л.Ф.Бондарчук. - Киев, 1985.
7. Бодалёв, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - Избранные труды. М, 1983.
8. Бурлакова, Н.С. Возможности практической психологии в образовании / Н.С.Бурлакова. - М., 1998.
9. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М.Величковский. - М. МГУ, 1982, 336 с.
10. Величковский Б.М., Капица М.Е. Психологические проблемы изучения интеллекта. Интеллектуальные процессы и их моделирование. М. 1987, С. 120-141.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. - М. Латерна Вита, 1995, 149 с.
13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Просвещение. 1986. – 292 с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А.Зимняя. - Учебное пособие. Ростов на Дону,1997.
15. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. - М. : Просвещение, 1994. – 180 с.
16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. – М. : Изд-во Эксмо, 1997. - 187 с.
17. Кутеева, Л. С. Личность и ее развитие в процессе обучения / Л. С. Кутеева. – Саранск. : Изд – во Мордовского ун – та , 1996. – 50 с.
18. Крайг, Г. Психология развития. / Г.Крайг. - Питер, 2000, 992 с.
19. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков / Г.В.Казнова . - Вопросы психологии, 1983, №3. Стр. 40-45.
20. Кон, И. С. Психология старшеклассника И.С.Кон. - : Пособие для учителя. М., 1980.
21. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978.
22. Малкина – Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина - Пых. - М. : Изд-во Эксмо, 2000. - 896 с.
23. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов.. – М. : ВЛАДОС, 2003. -608 с.
24. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2003. – 608с
25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : Педагогика –Пресс, 1999. – 290 с.
26. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – М. : Просвещение, 1977. – 350 с.
27. Пономарев, Я. А. Методическое введение в психологию / Я. А. Пономарев . – М. : Просвещение, 1990. – 293 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Лекции по психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : « Высшая школа», 1989. - 340 с.
29. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М. 1969. 659 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М. Педагогика, 1989, Т.1. 485 е. Т. 2. 321 с.
31. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. 391 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеются приложения:
Приложение А - Интеллектуальные игры для школьников
Приложение Б - Игры для младших школьников 7 лет (интеллектуальные)
готовую работу?