Белорусский пейзаж Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Белорусский пейзаж»
по дисциплине: «Живопись»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Белорусский пейзаж
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Живопись
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение В.К. Белыницкий-Бируля
Поделиться
Введение
Глава 1 Художественно-исторические основы развития пейзажной живописи
1.1. История возникновения и развития пейзажной живописи
1.2. Белорусский пейзаж конца ХІХ -ХХ веков и его представители
Глава 2 Технология выполнения пейзажа
2.1. Особенности техники масляной живописи при создании пейзажа
2.2. Оборудование и материалы для масляной живописи
Глава 3 Методические основы обучения учащихся изображению пейзажа
3.1. Принципы обучения изобразительному искусству в начальных классах
3.2. Методы и приемы обучения учащихся среднего звена изображению пейзажа
3.3. Планы-конспекты уроков
3.4. Тематическое планирование работы кружка
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа [18, с. 44].
Пейзаж обычно изображает открытое пространство, и это, как правило, водная или земная поверхности. Выделяют следующие направления: растительность, здания, техника, метеорология (облака, дождь) и астрономия (звезды, солнце, луна) [4, с. 16]. Иногда художник использует фигуративные включения (людей, животных) в виде относительно мимолетных сюжетных ситуаций. В зависимости от типа изображенного мотива можно выделить сельский и городской (в том числе архитектурный) пейзажи. Особую область составляет изображение морской стихии – морской пейзаж, или марина [2, с. 73]. Морской пейзаж маслом способен восстановить в памяти те ощущения свободы и наслаждения природой, которые человек когда-то испытывал в реальной жизни.
Пейзаж – молодой жанр живописи. Многие века образы природы являлись декорацией для икон или для сцен жанровых сюжетов и портретов. Но с развитием знаний о линейной и воздушной перспективе, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорите, рельефности изображения природные виды становятся равноправными членами сюжетной композиции, постепенно трансформируясь в центральный предмет изображения.
Важную роль изучение пейзажной живописи имеет в школе. Изучая пейзажную живопись, школьники получают понятия о поэтичности родной природы, явлениях природы, приобретают знания о композиции, линейной и воздушной перспективе, цветовых отношениях и колорите картины. Учащиеся приобретают умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Объект исследования – пейзажная живопись.
Предмет исследования – особенности белорусского пейзажа, методические основы обучения учащихся изображению пейзажа.
Цель работы – выявить особенности белорусского пейзажа, методические основы обучения учащихся изображению пейзажа.
Задачи:
1) рассмотреть художественно-исторические основы развития пейзажной живописи;
2) определить особенности белорусского пейзажа к. ХІХ -ХХ веков;
3) выявить особенности технологии выполнения пейзажа;
4) определить методические основы обучения учащихся изображению пейзажа.
Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщения и систематизации имеющихся фактов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1. История возникновения и развития пейзажной живописи
Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж выражает эмоциональность и значительное идейное содержание.
Пейзажная живопись берет свое начало в древности. На ранних этапах развития пейзаж как жанр ещё не сформировался, и мы можем наблюдать лишь его элементы. Предпосылки появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях, керамике.
Пейзаж в античности является источником вдохновения для создания орнаментальных композиций с элементами природы. Уже в I в. до н. э. у людей появляется потребность видеть в своих стенах напоминание о природе. Ряд античных фресок с пейзажными мотивами исполнены монохромно, так как эти картины были предназначены для декоративного эффекта, являясь небольшими пятнами определённых тональностей, разбросанными среди более сложных гармоний. Фресковые пейзажи играют в таком случае лишь роль успокаивающего, среди прочей пестроты, аккомпанемента.
Первый расцвет христианского искусства связан с Византийским государством со столицей Константинополем. Внутренние стены и своды апсид византийских храмов покрывались мозаичными картинами, в которых по античной традиции оставались элементы пейзажа, но главную роль играли фигуры святых.
Конец XIV – начало XV вв. – время создания первых шедевров пейзажного искусства в иллюстрации рукописей, часословах, так как эти книги не были каноническими, программа их иллюстрирования жёстко не определялась. Наиболее известны как мастера, иллюстрировавшие книги миниатюрами, братья Лимбург.
В средневековой Европе наряду с иллюминированными рукописными книгами развивался и другой вид изобразительного искусства – алтарные картины и иконы. С ними была связана традиция изображения деревьев, плодов, цветов, рыб, птиц как атрибутов евангельской истории или символов религиозных понятий. Элементы естественной природы и детали архитектурных построек не составляли единых композиций, а были лишь определёнными знаками, помогающими прочтению религиозного образа.
Итальянские художники XIV–XV вв. открыли для себя источник вдохновения в пейзажах своей страны. В эпоху Возрождения, помимо религиозной живописи, появляется светская, и зарождаются жанры – исторический, бытовой, пейзажный. На первых порах они ещё существуют нераздельно в композициях настенных росписей. В зале Палаццо Пубблике художник Амброджо Лоренцетти делает росписи. Его пейзаж не только достоверен, но и эмоционально прочувствован, что было совершенно новым для искусства его времени [2, с. 116].
Если заслугой итальянских мастеров XV столетия было прославление человека, и пейзажные задачи решались ими попутно, то художники, жившие севернее Альп, рассматривали человека как частицу окружающего необъятного мира. В их искусстве пейзаж становится важен, как сам сюжет. Геральдические звери и цветы обретали реальную среду обитания, а символические мотивы получали очертания реального ландшафта.
Много акварелей с видами городов и сельской местности сделал в качестве своих путевых набросков крупнейший немецкий художник Альбрехт Дюрер, стремившийся к научно обоснованному методу художественного познания натуры. Его рисунки имели строгий, отчётливо топографический характер. Увлечение пейзажем, основанное на восприятии природы как живого одухотворённого организма, подобного человеку, проявилось в творчестве мастеров дунайской школы, под названием которой объединяют художников, работавших в Южной Германии и Австрии, по берегам Дуная в первой половине XVI в. Главным представителем дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер [2, с. 120].
Дальнейшее развитие пейзажа в XVI в. связано с Нидерландами, где пейзаж стал рассматриваться как выражение философии жизни. Первым живописцем в Европе, который саму человеческую жизнь видел в неразрывной связи с природой, стал Питер Брейгель. Идея микрокосмоса, человека как органической части мироздания, малого мира, отражающего закономерности большой Вселенной, становится ведущей. Благодаря этому человеческая фигура и пейзаж оказываются в неразрывном единстве. Своими картинами художник заложил основы для развития реалистического искусства в следующем, XVII столетии.
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА
2.1. Особености техники масляной живописи при создании пейзажа
При выполнении художественного произведения, живописец должен ставить перед собой задачу: исполнить свой замысел не только творческим методом социалистического реализма, но и наиболее совершенными техническими способами, обеспечив своему произведению длительную сохранность.
Материалы, применяемые в масляной живописи, по составу и свойствам очень сложны и разнообразны, поэтому для наиболее эффективного и правильного его использования художник должен иметь известный комплекс знаний и следовать определенной системе в построении красочного слоя.
Существует много различных систем ведения живописи, но наиболее распространенная из них, особенно при длительной работе, это многослойная [13, с. 116].
При многослойной системе весь процесс работы разделяется на отдельные основные фазы, выполняемые в более или менее определенной последовательности.
Тонирование грунта
Цвет грунта имеет большое значение, ибо от него в значительной степени зависит колористический эффект картины. Луч света, проходя через слои прозрачных красок и падая на тонированный грунт, частично поглотится, а частично отразится и выйдет на поверхность картины окрашенным в тот или иной цвет, в зависимости от оттенка грунта и прозрачности красок.
Чтобы наиболее эффективно использовать цвет грунта, следует приготовлять его из сильно кроющих красок, а в дальнейших прописках применять преимущественно прозрачные краски, сохраняя просвечивание тона грунта, так как корпусные и плотные краски закроют цвет грунта, и он не будет иметь значения. Прозрачные краски, положенные на тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и яркость тона.
Прозрачные краски на просвет дают большое количество различных тонов и оттенков, в зависимости от толщины слоя и интенсивности цвета. Плотные и кроющие краски дают очень небольшое количество оттенков, а в смесях с прозрачными уменьшают чистоту их тона.
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА
3.1. Принципы обучения изобразительному искусству в начальных классах
Уроки изобразительного искусства содержат неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Соприкосновение с миром изящного, умение видеть прекрасное в жизни, ценить произведения искусства, активная творческая деятельность каждого ученика – главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Практические рекомендации изображения пейзажа дала Л. В. Компанцева, предложив методическое пособие по обучению старших дошкольников и младших школьников рисованию на темы пейзажной лирики, в котором раскрывает психологические возможности детей в понимании и создании художественно-выразительных образов природы, сравнивает пейзажи взрослых художников и детей, предлагает использование литературных произведений – стихов о дождике, весне, черемухе.
Г.С. Федьков в статье «Некоторые вопросы экологического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства» приводит результаты проведенного им опроса, в котором участвовало около трехсот сельских и городских младших школьников Республики Беларусь. Им были предложены следующие вопросы: «Каким бывает цвет неба? Чем красива природа в разную погоду и разное время суток?» [19, с. 28].
Анализ ответов на вопросы показал, что большинство учащихся хорошо распознают и называют конкретные цвета (небо голубое, деревья осенью красивы своим желтым нарядом и т.д.). При выполнении рисунков на темы природы учащиеся (особенно первого и второго года обучения) чаще всего пользовались одной конкретной краской (трава только зеленая, вода только синяя, небо только голубое). Исключение составили некоторые школьники, которые посещали студию изобразительного искусства. Это позволило сделать вывод, что у опрошенных учащихся восприятие цветового многообразия природы находится на элементарном уровне. Оно не развивается в направлении освоения ими сложных оттенков, которые можно увидеть в природе и получить на палитре путем смешивания нескольких красок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
1. Пейзажная живопись берет свое начало в древности. На ранних этапах развития пейзаж как жанр ещё не сформировался, и мы можем наблюдать лишь его элементы. Предпосылки появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях, керамике. В культурном наследии мира пейзаж как живописный жанр появляется в европейском искусстве, несмотря на существование древнекитайской традиции и ее влияние на художественные процессы. Произведения европейских мастеров XVII–XVIII вв. – неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж. Кульминационным моментом становления пейзажного жанра в конце XIX в. становятся работы импрессионистов и постимпрессионистов. Расцвет пейзажной живописи ознаменовал развитие пленерного пейзажа. Начало производства тюбиковых красок способствовало тому, что живописец мог работать на природе, при натуральном освещении. Это дало возможность автору воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведении живописи, приблизило искусство к зрителю.
2. Немалое значение придавалось пейзажу в белорусской живописи конца ХІХ -ХХ веков, он являлся самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси данного периода. С данным периодом связаны имена таких белорусских пейзажистов, как Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В.Цвирко. Во второй половине 60-х гг. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина.
3. При выполнении художественного произведения, живописец должен ставить перед собой задачу: исполнить свой замысел не только творческим методом социалистического реализма, но и наиболее совершенными техническими способами, обеспечив своему произведению длительную сохранность. Материалы, применяемые в масляной живописи, по составу и свойствам очень сложны и разнообразны, поэтому для наиболее эффективного и правильного его использования художник должен иметь известный комплекс знаний и следовать определенной системе в построении красочного слоя.
В работе живописца необходимы специальные оборудование и материалы, к которым относятся масляные краски, мольберт, этюдник, палитра, грунт, разбавители, мастихины и шпатели и др. К данным материалам и оборудованию при работе предъявляются определенные требования.
4. Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает обучение созданию пейзажа на уроках тематического рисования. В начальных классах учитель обращает внимание детей на то, что очень важно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов.
Школьники среднего звена имеют достаточный опыт в освоении образного языка искусства. Обучение изображению пейзажа развивает у них умение наблюдать, пользоваться новыми художественными материалами, выражать свои мысли. Во время работы обучающиеся стараются учитывать цветовую палитру каждого времени года, выбирают колорит, знакомятся с наиболее характерными композиционными закономерностями (целостность, симметрия, ритм). Кроме того, рисуя, ученики знакомятся с техникой письма акварельными, гуашевыми и масляными красками.
1. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / А. В. Бакушинский. – М. : Советский художник, 1981. – 352 с
2. Богемская, К.Г. История жанров. Пейзаж / К.Г. Богемская. – М. : Искусство, 2002. – 225 с
3. Борозна, М. Г. Изобразительное искусство современной Беларуси: выбор альтернатив и задачи обновления творческих стратегий / М. Г. Борозна // Культура. Наука. Творчество. Культура. Навука. Творчасць. Culture. Science. Arts: сб. науч. ст.: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 апр. 2007 г. / науч. ред. С. П. Винокурова. – Вып. 1. – С. 140-142
4. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования : монография / Л.А. Буровкина ; ГОУ ВПО МГПУ. – М. : МГПУ, 2011. – 320 с
5. Вибер, Ж. Е. Живопись и ее средства / Ж. Е. Вибер. – М. : Сварог и К., 2000. – 232 с
6. Дубровин, В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования : монография / В.М. Дубровин. – М. : МГПУ, 2011. – 150 с
7. Дятлева, Г.В. Мастера пейзажа / В.Г. Дятлева. – М. : Логос, 2002. – 304 с
8. Жук, В. И. Изобразительное искусство / В. И. Жук // Современная Беларусь: энцикл. справочник: в 3 т. – Минск : Белорус. наука, 2007. – Т. 3: Культура и искусство / редкол.: М. В. Мясникович [и др.]. – С. 341-387
9. Искусство Беларуси. Художественный альбом / сост. ОО «Белорусский союз художников», авт. вступ. ст. А. Белевец. – М. : Галарт, 2010. – 216 с
10. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись : Учеб. пос. – М. : Высш. школа, 1997. – 220 с
11. Левкович, М.В. Белорусский пейзаж: настроенческие мотивы / М.В. Левкович // Наука - образованию, производству, экономике материалы ХХ (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. –Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. – 2015. – С. 201-202
12. Макаревич, Ю.М. Разнообразие графических техник в белорусском пейзажном эстампе второй половины ХХ - начала ХХІ в / Ю.М. Макаревич // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 6 томах. – 2017. – С. 206-210
13. Никодеми, Г. Б. Техника живописи. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 280 с
14. Природа Беларуси. Альбом пейзажной живописи/Мин-во природных ресурсов и охраны окруж. среды. – Минск : НоваПринт, 2004. – 136 с
15. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания : межвузов. сб. научно-метод. тр. / Отв. В.В. Корешков. – М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – Вып. 2. – 293 с
16. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов. – М. : АГАР, 2000. – 320 с
17. Соколова, О. Секреты композиции / О. Соколова. – М. : Астрель. – 2002
18. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : учебник для уч. 5–8 кл. : в 4 ч. – Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996. – 80 с
19. Федьков, Г.С. Некоторые вопросы экологического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства / Г.С. Федьков // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 28-31
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение В.К. Белыницкий-Бируля
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты