ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ МУЗЫКА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
1.1 Детская музыка в творчестве различных композиторов
1.2 Детская музыка Д.Б. Кабалевского
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО «СКАЗКА», «СКЕРЦО», «ТОККАТИНА».
2.1 Анализ формы.
2.2 Комментарий к форме-схеме.
2.3 Средства выразительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению, становлению личности, выбору профессии. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.
Детская музыка получила широкое распространение не только в творчестве зарубежных, но и русских композиторов.
Объект исследования: детское фортепианное творчество Д.Б. Кабалевского.
Предмет исследования: пьесы «Сказка», «Скерцо», «Токкатина».
Цель работы: анализ формы и средств музыкальной выразительности трех пьес «Сказка», «Скерцо», «Токкатина» Кабалевского.
Задачи:
- изучить детскую музыку в творчестве различных композиторов;
- рассмотреть детскую музыку Д. Б. Кабалевского;
- проанализировать пьесу «Сказка»;
- проанализировать пьесу «Скерцо»;
- проанализировать пьесу «Токкатина».
Методы исследования: изучение методической литературы по теме, анализ формы произведений, анализ выразительных музыкальных средств, сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ МУЗЫКА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
1.1 Детская музыка в творчестве различных композиторов.
Детская музыка – особая сфера композиторского творчества. Авторы, пишущие для детей, должны хорошо знать психологию ребенка, легко устанавливать контакт с детской аудиторией, создавать яркие, живые образы. Произведения для детей имеют большой воспитательный потенциал, ведь с них начинается приобщение к миру музыки, и именно они закладывают основу для формирования эстетических и нравственных качеств подрастающего поколения.
Осознание этой мысли послужило толчком к появлению еще в XIX в. «Альбома для детей и юношества», «Детских сцен» Р. Шумана, «Детского альбома» П. Чайковского, инструментальных пьес, песен и детских опер Ц. Кюи, А. Лядова, В. Ребикова, А. Гречанинова и др. Но лишь в ХХ в. творчество для детей выделилось в отдельную область, приобрело масштаб и охватило фактически все существующие музыкальные жанры.
Большой вклад в детскую музыку внесли французские композиторы-импрессионисты. Их произведения, созданные в начале прошлого столетия, предназначались как для слушания, так и для исполнения детьми: балет «Ящик с игрушками», сюита «Детский уголок» К. Дебюсси, опера-балет «Дитя и волшебство», фортепианный цикл «Моя матушка – Гусыня» М. Равеля. В дальнейшем сочинение музыки для детей считали делом первостепенной важности Бела Барток (цикл «Детям»), П. Хиндемит (опера-игра «Мы строим город», рождественская сказка «Туттифентхен»), Б. Бриттен («Путеводитель по оркестру для юношества», детские оперы «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», «Золота тщета»), К. Орф (5-томное собрание «Музыка для детей» («Schulwerk») [2, с. 43].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО «СКАЗКА», «СКЕРЦО», «ТОККАТИНА».
2.1 Анализ формы.
«Сказка».
Произведение написано в строгой простой трехчастной форме с разработкой, репризой, которая полностью повторяет экспозиционный материал и кодой. Первая часть – изложение тематического материала представляет собой восьмитактовый квадратный период повторного строения (1-8 т.). Первое предложение имеет четкие границы и является модулирующим в тональность VI ступени c-moll, состоит из 4 тактов (1-4 т.) Второе предложение имеет такую же четкую четырехтактовую структуру и излагается в тональности доминанты As-dur. Таким образом экспозиция состоит из двух симметричных предложений, который составляют период.
Средняя часть – разработка представляет собой период расширенный до 16 тактов (9-24 т.). Этот период можно разделить на 4 предложения по 4 такта, каждое из которых модулирует в различные тональности. Разработка имеет четкую границу с репризой (24-25 т.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внес Д. Б. Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора.
Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для детей. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всем мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму.
Множество инструментальных пьес, в том числе фортепианные сборники «Из пионерской жизни», «30 детских пьес», «24 легкие пьесы», «В пионерском лагере», «35 легких пьес», две сонатины, несколько вариационных циклов. А также пьесы для скрипки и фортепиано, мажоро-минорные этюды для виолончели.
В работе были проанализированы фортепианные пьесы «Сказка», «Скерцо», «Токкатина». «Сказка» написана в простой двухчастной репризной форме с кодой. «Скерцо» - простая двухчастная репризная форма с кодой. «Токкатина» написана в простой трехчастной форме с разработкой, репризой и кодой.
1. Алексеев, А. Советская фортепианная музыка: 1917-1945 / А. Алексеев. – М.: Музыка, 1974. – 248 с.
2. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207с.
3. Данилевич, Л. Дмитрий Кабалевский / Л. Данилевич. – М.: Музгиз, 1954. – 120 с.
4. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
5. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
6. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления / Д. Кабалевский. – М.: Педагогика, 1986. – 190 с.
7. Кабалевский, Д.Б. Творческие встречи, очерки, письма / Д.Б. кабалевский. – М.: Сов. композитор, 1974. – 398с.
8. Красильникова, М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования / М. Красильникова // Искусство в школе. – 1997. – №3. – С. 10-13.
9. Лесовиченко, А. Детская музыка как область композиторского творчества / А. Лесовиченко. – Саарбрюккен: LAP, 2012. – 296 с.
10. Лесовиченко, А. Детская музыка как феномен культуры и ее освоение в условиях педагогического вуза и колледжа / А. Лесовиченко // Музыкальное искусство и образование, 2013. –№3. – С. 100-105.
11. Пожидаев, Г. Дмитрий Борисович Кабалевский / Г. Пожидаев. – М.: Музыка, 1987. – 78с.