Введение
Специфика эстетики и поэтики поэзии рэпа
Введение
Тема нашей курсовой работы – «Рэп-поэзия: особенности тематики и проблематики (на материале творчества Ассаи)».
Прежде всего, рэп – это молодежная субкультура и неформальное течение, одним из отличительных признаков которого является почитание рэп-музыки. Второе значение этого термина – речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом, один из элементов хип-хопа. Эти два определения дает нам электронный словарь молодежного сленга. Нам важны два значения, так как рэп как музыкальный жанр и жанр поэзии неразрывно связан с рэп-субкультурой.
Коснемся истории зарождения хип-хопа. Хип-хоп зародился в негритянской среде Бронкса, района Нью-Йорка, во второй половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — т. е. сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев,а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960-70-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали двадцатипятиминутную минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейкдансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир, с другой стороны, более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. Рынок русского хип-хопа как индустрии сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейкданса способствовало его повторному оживлению и в России.
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. Первоначально, хип-хоп развивался, как андерграундное явление. На данный момент, он представляет собой успешное направление в
Специфика эстетики и поэтики поэзии рэпа
Ритмичная поэзия, или рэп все увереннее входит в жизнь молодежи и становится неотъемлемой частью многих субкультурных направлений. Все чаще на вершинах музыкальных чартов оказываются рэперы, а не исполнители поп-музыки. А вместе с рэпом мы чаще заостряем свое внимание на тексте песни, так как доминирующая роль текста в композициях этого музыкального направления очевидна.
Ритмичная поэзия, или рэп – направление в современной молодежной музыке, слово «рэп» произошло от английского «Rap» — стук, удар (намек на ритмичность рэпа). «To rap» означает «говорить», «разговаривать». Но существуют версии, по которым слово рэп — аббревиатура от «Rhythm and Poetry» (Ритм и Поэзия).
Распространение хип-хоп-культуры происходит на фоне определенных социолингвистических процессов, определяющих формы ее языкового выражения. К ним относятся реконтекстуализация глобальных лингвокультурных практик в местой среде, статусная амелиорация афроамериканского просторечия, стилизация и гибридизация.
Несомненно, что, заимствуя базовые принципы построения субкультуры-донора, российские хип-хоперы получают от своих американских «собратьев» вполне структурированный и достаточно объемный «хип-хоп словарь». Первичный пласт лексикона русских хип- хоперов – непереведенные и нетранслитерированные английские слова. Чаще всего они представлены на сайтах Интернета и разъясняются для подростков, которые только начинают приобщаться к новой для них культуре. Позже, приспосабливаясь к русской языковой системе, эти единицы адаптируются здесь фонетически, графически и морфологически. Так, за счет англоязычных заимствований вербализуются базовые субкультурные концепты в русской хип-хоп культуре.
Особо нужно сказать о появлении в лексиконе рэперов слова «читать» в значении ‘исполнять рэп’ в результате специализации значения ‘декламировать’ у русского глагола: рэперы не поют, они говорят под ритмический аккомпанемент, и, понимая, что это не просто разговор, обозначают свое базовое действие тем глаголом, который используется в сфере драматического искусства. Активное использование глагола читать в практике рэперского общения приводит к образованию большого словообразовательного гнезда: читка, зачитать, почитать, считать, считывание, отчитать, начитать, начитка, начитывание и др.
Важно отметить, что стало рэп стал не просто калькой с западных образцов. На это есть ряд причин: во-первых, огромное количество исполнителей, во-вторых, широта аудитории, которая слушает рэп и которой знакомо это направление не понаслышке. Рэп ориентирован, прежде всего, на молодежь, ведь большинство его участников — школьники и студенты. В-третьих, разделение рэпа условно на