ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Разработка плана-конспекта урока
3.2 Рабочая тетрадь
3.3 Технологическая карта урока
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНЫМ СИТУАЦИЯМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Исследования ученых во всем мире демонстрируют, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологических процессов в производственную сферу примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные операции уходят в небытие или кардинально меняются. Поэтому представляется целесообразным говорить о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть способным активно и в сжатые сроки адаптироваться к новым технологическим задачам, успешно осваивать их.
Важнейшая задача подготовки квалифицированных специалистов для промышленной сферы государства – осмысление новых подходов к профессиональному обучению подрастающего поколения. Приведенные выше факторы не предусматривают отказ от формирования у обучаемых определенного ряда качеств, которые нужны во все времена и которые учитывают перспективные требования производства.
Кроме того, при подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.
Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее [10, c. 102].
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Деятельности педагога и обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов учебно-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса необходимо обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учебно-познавательную деятельность учащихся [18, с. 47].
По мнению академика Ю.К. Бабанского, именно в деятельности педагогов и обучаемых, во взаимодействии их, протекающем во времени, и реализуется задача усвоения учащимися широкого социального опыта человечества [15].
Б.В. Куприянов отмечает, что «педагог, преподаватель», – являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении» [10, с. 3-8].
Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту главную задачу должен реализовать педагог с помощью развития познавательной активности личности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется значимости повышения квалификации преподавателей, готовности их к инновационной деятельности. Все формы, способствующие повышения профессионального мастерства, интегрируются в понятии «научно- методической работы преподавателя» [21, с. 21-23].
При осмыслении данных тенденций возникает сложная проблема, связанная с тем, что, с одной стороны, научно-методическая работа не является приоритетным видом деятельности учебных заведений, с другой стороны, научно-методическая работа рассматривается в качестве важнейшего средства повышения квалификации преподавателей, развития у них творческой инициативы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса [6].
2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения учебного предмета «Специальная технология» учащийся должен:
– представлять основные и вспомогательные процессы при комплексном обслуживании зданий и сооружений;
– понимать сущность, порядок, правила и способы выполнения работ различной сложности;
– характеризовать особенности технологических операций при обслуживании и ремонте зданий и сооружений, читать и применять технологическую документацию.
В процессе изучения учебного предмета необходимо создавать условия:
– для воспитания чувства ответственности за соблюдение технологической дисциплины и качественное выполнение работ, самостоятельности, дисциплинированности, ответственности за рациональное использование и экономное расходование материалов и ресурсов;
– развития технического мышления, мотивов и интереса обучающихся к осваиваемой профессии.
Учебный предмет «Специальная технология» входит в состав профессионального компонента типового учебного плана.
В процессе изучения учебного предмета необходимо обеспечивать межпредметные связи с учебными предметами общепрофессионального и специального циклов профессионального компонента учебного плана по специальности («Охрана труда», «Электротехника», «Материаловедение»), а также с учебными предметами естественно-математического цикла общеобразовательного компонента («Физика», «Химия», «Математика»).
В тематическом плане предмет «Специальные технологии» включен в «Специальный цикл» профессионального компонента учебного плана. По окончании изучения данного предмета предусмотрен экзамен.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Разработка плана-конспекта урока
Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.
Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий педагога и учеников, направленную на получение желаемого результата [22].
Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:
№ урока;
его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);
типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);
распределения основных этапов урока по времени;
содержания;
этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);
методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;
приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНЫМ СИТУАЦИЯМ
Методические рекомендации к учебным ситуациям, которые представлены в технологической карте:
1. Организационный момент, включающий в себя определение темы, цели и материально-технического оснащения урока;
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, определение типа и структуры урока. Определив тип урока и его структурные элементы, дается ориентировочное распределение времени на каждую его часть.
3. Методические рекомендации по проверке усвоения учащимися ранее изученного материала. Даются рекомендации о более целесообразных формах организации проверки усвоения учащимися ранее изученного материала (рекомендуются контрольные задачи, графики, схемы и т. д.). Целесообразно также привести примеры вопросов для опроса учащихся (здесь формулировать необходимо так, как они будут ставиться перед учащимися). Кроме того, рекомендуется придерживаться общедидактических требований к постановке вопросов. Вопрос должен быть определенным, реальным, кратким и вместе с тем в себя включать элементы, которые необходимы для полного и точного ответа. В этой части также даются методические рекомендации по опросу всей группы и отдельных учащихся, по увеличению количества контролируемых в одно и то же время учащихся, по определению критериев оценки их ответов.
4. Методические рекомендации по сообщению нового материала. Методические рекомендации преподносятся как советы, причем эти советы должны быть убедительными. Поэтому, вместе с рекомендациями «что» и «как», необходимо давать и пояснения «почему так». Характер методических рекомендаций по сообщению учащимся новых знаний во многом зависит от цели и типа урока, методов, выбранных для его реализации. Сообщение новых знаний не может проводиться только с применением одного метода: все методы должны применяться в гармоничной совокупности, однако один из них является при этом основным. В методических рекомендациях это должно быть четко определено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту главную задачу должен реализовать педагог с помощью развития познавательной активности личности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется значимости повышения квалификации преподавателей, готовности их к инновационной деятельности.
Анализ содержания работ, посвященных проблеме создания учебно- методических комплексов, подтверждает их невысокий теоретический уровень, слабую эмпирическую базу, зачастую излишне абстрактный и противоречивый характер. Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики
В результате изучения учебного предмета «Специальная технология» учащийся должен: – представлять основные и вспомогательные процессы при комплексном обслуживании зданий и сооружений; – понимать сущность, порядок, правила и способы выполнения работ различной сложности;– характеризовать особенности технологических операций при обслуживании и ремонте зданий и сооружений, читать и применять технологическую документацию.
На тему «Технология окраски фасадов здания» предусмотрен: 5 часов (в том числе лабораторно-практические задания – 2 часа) для получения образования на основе общего базового образования с получением общего среднего образования (5 разряд); 5 часов (в том числе лабораторно-практические задания – 2 часа) часов для получения образования на основе общего среднего образования.
1. Астахова, В. И. Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко.- Харьков, 2011.
2. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121с.
3. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика / В. А. Болотов. - 2013. - №3. - С. 8- 15.
4. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика / Е. В. Бондаревская, С.В. Кульневич.– 2012. – № 10. – С. 23-31.
5. Громова В.И. Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
6. Елагина, В.С., Похлебаев с.м. Компетентностный подход к организации обучения студентов в педагогическом ВУЗе // Фундаментальные исследования. – 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29758.
7. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961, 239 с.
8. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf.
9. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.А. Красновского. – М.: Учпедгиз, 2005. – 652 с.
10. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина.- Кострома: Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 2. - С. 101-104.
11. Логвинова, И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/
12. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
13. Малкин, И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. — Приложение к журналу «Народное образование», № 10, 1966. С.13–23.
14. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
15. Педагогика / под ред. Бабанского Ю.К. 2007. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/babanskiypedagoika/index.html
16. Подласый, И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsfu2013.ucoz.com%2FOPP%2Fi. p.podlasyj-pedagogika.
17. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
18. Рапцевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич.– Минск: издательство «Современное слово», 2012.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб пособие для студентов высших пед учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. Сластенина В. А.- 2013.
20. Типовой учебный план по специальности 3-70 08 51 «Комплексное обслуживание и ремонт зданий и сооружений» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.10.2017, 8/32449. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/upload/docs/op/W21732449p_1508360400.pdf. – Дата доступа:
21. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование / А. В. Хуторской. - 2013- № 2. - С. 58-64.
22. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Е.Эрганова. М.: «Академия», 2007.