Введение
Глава 1 Предпринимательская деятельность в Беларуси и ее нормативно-правовая база
1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
1.2 Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
Глава 2 Государственное регулирование предпринимательства
2.1 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Беларуси
2.2 Результаты государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства
Глава 3 Перспективы развития предпринимательства в Беларуси
3.1 Перспективы в государственном регулировании законодательства
3.2 Перспективы развития предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство является одной из важнейших составляющих современной экономики. За последние два десятка лет на территории Беларуси появились миллионы субъектов хозяйствования. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Предпринимательство предполагает не только деятельность участвующих в нем лиц, но и наличие в государственном общественном хозяйстве определённых условий, которые позволяют осуществить присущие предпринимательству функциональные признаки. Комплексность этих условий составляет область предпринимательства, самыми главными частями которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является основным признаком предпринимательской среды. Для бизнесменов наличие экономической свободы - это не просто возможность заниматься только каким-либо видом деятельности, это значит иметь одинаковый доступ к ресурсам и рынкам, действовать в разных направлениях, получая из этого прибыль. Личная заинтересованность – это мотиватор предпринимательской деятельности, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, реализации и накопления дохода является ключевым условием предпринимательской среды.
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БЕЛАРУСИ И ЕЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.
1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
Исходя из общего определения, предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность юридических или физических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, произведённых, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [1].
Для раскрытия сущности предпринимательской деятельности, рассмотрим ее признаки:
1. Получение прибыли. Данная цель позиционируется основной и устанавливается субъектом хозяйствования изначально. Именно она придаёт деятельности коммерческий характер, который не теряется даже в случае получения им убытков. Получение дохода не ограничивается и является показателем эффективности деятельности.
2. Самостоятельность деятельности (осуществление действий от своего имени). Существует имущественная и организационная самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования собственного имущества, которое составляет непосредственную базу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность самостоятельно принять решение в процессе работы.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Беларуси
Государственное регулирование и государственная поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1. формирование структуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
2. создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а так же научно-техническим разработкам и технологиям;
3. введение упрощенной системы учета, налогообложения, отчетности и регистрации для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию их производственно-технических, информационно-научных и торговых связей с зарубежными партнерами;
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
6. организация разнонаправленных исследований предпринимательских структур [3].
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
3.1 Перспективы в государственном регулировании законодательства
Следует отметить, что последнее время Правительство Беларуси уделяет много внимания разработке методов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего бизнеса. Однако, необходимо предусмотрение дальнейших действий по упрощению административных процедур оформления. Идентичные сложности, отмеченные ранее, испытывали в разное время и развитые на сегодняшний день страны мира.
Для устранения существующих в Беларуси законодательных и административных препятствий, следует использовать комплекс мер, который доказал свою эффективность в экономически развитых государствах и может быть применен в Беларуси с целью совершенствования малого и среднего бизнеса и улучшения предпринимательский среды.
Рассмотрев подробно комплекс мер, установлено, что основными барьерами для совершенствования процедуры регистрации являются:
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
Регистрирующие органы все еще осуществляют надзирательный контроль над содержанием учредительных документов. Во многих же странах мира при регистрации субъектов хозяйствования используется заявительный принцип. В этом случае учредитель предоставляет необходимые документы и сведения, за содержание которых он сам несет ответственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое социально-экономическое развитие страны в большинстве зависит от уровня активности предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно крупным и сглаживает негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечивает социальную адаптацию работников, а также формирует новые рыночные точки начала экономического роста. В заключение нужно сказать, что рыночная экономика вносит влиятельные изменения в содержание предпринимательских отношений, а также в правовое положение их субъектов.
С одной стороны, предприниматель - это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещенную законом, от которой имеется выгода не только для его самого, но и для государства, других членов общества. С другой стороны, предприниматель - это лицо, которое наделено в установленном законом порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.
Даже среди ученых не нашлось единого мнения по поводу того, как правильно стимулировать развитие предпринимательства в качестве социально-экономического развития государства. Отсюда исходит разное отношение к любой коммерческой деятельности, которая часто воспринимается негативно еще с советских времен. Единственным обнадеживающим фактором является то, что лично Президент Республики Беларусь обратил внимание на несовершенство законодательства в данной сфере, в связи с чем на сегодняшний день ведется активная законотворческая работа в соответствующей отрасли.
1. [Электронный ресурс] / Предпринимательская деятельность – URL: http://kodeksy-by.com/dictionary/p/predprinimatel_skaya_deyatel_nost.htm
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). — 3-е изд., стер. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. — 64 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2009. - 712 с.
4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 года № 466 //Нац. реестр правовых актов РБ.-21.12.2016.-№ 1/16792.
5. Кодекс Республики Беларусь о земле. - 124 с.
6. [Электронный ресурс] / Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности – URL: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65635b3bd68a5d43b89421206d27_0.html
7. "О предпринимательстве в Республике Беларусь": Закон Республики Беларусь от 28.05.1991г. №813-XII (с изм. и доп. от 15.01.1992г. №1419-ХII, 18.01.1994г. №2711-XII, 15.07.1997г. №64-З, 31.12.1997г. №115-З, 10.01.2000г. №358-З, 14.06.2003г. №203-З, 30.07.2004г. №307-З, 26.12.2007г. №300-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. - №12/4714.
8. [Электронный ресурс] / Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь © Библиофонд– URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649546#1
9. Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.] ; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика : общая теория равновесия : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования 1-й ступени получения высшего образования / И. М. Лемешевский. – Минск: Мисанта, 2016. – 539 с.
11. Сорокин, А. В. Теория общественного богатства. Категории модели: Учебное пособие / А. В. Сорокин. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: МАКС Пресс, 2016. – 208 с.
12. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования": Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. №1 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. - №1, 1/855.
13. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Беларуси на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196// Нац. реестр правовых актов РБ.-26.03.2016.-№ 5/41842.