Р. Штайнер как основоположник вальфдорской педагогики Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
| Введение | |
| Глава 1 Рудольф Штайнер-основатель вальдорфской педагогики. | |
| 1.1 Биография ученого | |
| 1.2 Открытие первой вальдорфской школы 1.3 Вальдорфская система образования | |
| 1.4 Вальдорфская школа и цели обучения | |
| Глава 2 Антропософия как основа вальдорфской педагогики |
|
| 2.1 Понятие и сущность антропософии | |
| 2.2 Принципы работы педагогов в вальдорфской школе и их отношения с учениками 2.3 Эвритмия в педагогике Штайнера |
|
| 2.4 Мнение православной церкви на антропософию | |
| Заключение | |
| Список использованных источников | |
Введение
Актуальность исследования. В XX веке в различных европейских странах появились штайнеровские или вальдорфские школы. В школах используются принципы штайнеровской педагогики, основанной на учении о человеке.
У каждого педагога есть представления о человеке, которые влияют на его педагогические взгляды. Штайнер также обосновал свою педагогику на учении о человеке. Он считал что образование и воспитание должны стать искусством, которое должно быть основано на подлинном познании человека.
Основой штайнеровской педагогики является "антропософская духовная наука". Это путь познания, который духовное в человеческом существе должен привести к духовному во Вселенной. Согласно мировоззрению Штайнера человек, прошёл долгий путь развития в контексте существования мироздания: То, что сегодня выступает перед нами как сложное физическое тело, является продуктом весьма длительного развития. "Вглядываясь в человеческое существо … можно понять эфирное, астральное тела и т.д., душу ощущающую, душу рассудочную, душу сознательную, как они выступают в современном человеке. Это – Антропософия". В своей работе "Ход жизни человека" Штайнер подробно описывает свои представления о "строении" человека [1].
Преподавание в вальдофских школах основывалось на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период вел один педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника.
На протяжении каждого периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своих учеников. Педагог самостоятельно решал, чему и как учить в разные промежутки времени ребенка с тем, чтобы максимально использовать его творческие возможности.
Выпускники таких школ показали себя как находчивые, творческие люди, которые способны достойно справляться с трудностями, возникающими в течение жизни. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.
Глава 1. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики
1.1 Биография ученого
Рудольф Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии, в простой семье железнодорожного служащего. Его отец был сначала телеграфистом, а затем - начальником небольшой станции. Так Штайнер, будучи ребенком, знакомится с новшествами тогдашней техники - телеграфом, телефоном, устройством железнодорожной станции. Его детство проходит в живописном природном окружении, которое мальчик сопереживает всеми силами своей детской души. Уже с детства противоположность природного и технического, ставшая одной из основных проблем современного человечества, начинает волновать мальчика.
Заботясь о будущем своего сына, отец стремится дать ему хорошее образование. Он видит в сыне будущего железнодорожного инженера и поэтому отдает его не в гимназию, а в училище.
Материальные возможности семьи были весьма ограничены. Маленький Рудольф, понимая это, старался очень прилежно учиться: хорошие ученики освобождались от оплаты за обучение. Характерной чертой молодого Штайнера являлось то, что он живо и глубоко интересовался предметами, которые преподавали в школе, а также много учился сам. По книге взятой у учителя, он изучает геометрию, затем овладевает дифференциальным и интегральным исчислением намного раньше своих сверстников; четырнадцати лет он достает себе «Критику чистого разума» Канта и усердно изучает ее, а затем и другие философские книги; он самостоятельно проходит курс гимназии, овладевая греческим и латынью; история и литература становятся еще одним увлечением подростка и юноши [6, С.112].
Немаловажную роль школьных лет, сыгравшую в дальнейшей жизни Штайнера большое значение - это помощь отстающим. Примерно с четырнадцати лет он начал заниматься с учениками своей школы. На моих учениках я познакомился с трудностями человеческого душевного развития», что способствовало развитию социальных способностей понимания других людей и ориентации поступков на другого, - одна из самых ценимых в современном обществе качеств человека». Этой частной преподавательской деятельностью Штайнер продолжает заниматься затем в течение многих лет, о чем мы еще будем упоминать.
Глава 2. Антропософия как основа вальдорфской педагогики
2.1 Понятие и сущность антропософии
Вальдорфский учитель Ф. Карлгрен, последователь Штайнера считал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных городах Германии в 1907 году "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки", Карлгрен выделяет как исток вальдорфской педагогики.
В этой работе Штайнер впервые высказал свои взгляды на развитие ребенка с точки зрения антропософии, и соответственные этому развитию методы воздействия на него педагога. Он говорил, что: "Помимо физического тела человека, объектом познания для духовной науки является еще и другой член его существа: жизненное или эфирное тело" [19, С.149].
"Духовная наука описывает, каким образом открывается тот мир, в котором высшие члены существа человека оказываются доступными созерцанию. Для того, кто развил в себе высшие органы восприятия, эфирное тело является объектом наблюдения, а не предметом рассуждений и умозаключений".
Согласно антропософии, человек состоит из нескольких составляющих: физического тела, эфирного и астрального, также "К существу человека принадлежит еще один, четвертый, член, это носитель человеческого "Я". "В период от рождения до семилетнего возраста - он окружен эфирной и астральной оболочками. Лишь со сменой зубов эфирное тело отделяется от эфирной оболочки. Астральная оболочка сохраняется вплоть до наступления возраста половой зрелости, когда астральное тело рождается…"; "эфирное тело… становится носителем привычек, устойчивых склонностей, темперамента и памяти"[19, С.150].
Заключение
Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Она вышла далеко за рамки педагогических «учреждений» став особой педагогической культурой. Это выражается, в особой архитектуре школ, отделки и оформления помещений детских садов и школьных классов, разработке специфической культуры празднования праздников годичного круга с детьми в детских садах, школах и дома.
В школах и детских садах организованы родительские клубы. Многие издательские дома публикуют детские книги с особым стилем иллюстрации- противовес антипедагогическим комиксам. Достаточно пользуются интересом детские клубы, кукольные театры, цирк и другие формы творческой деятельности, летние лагеря с работой в лесу.
Такие школы становятся живыми педагогическими сообществами, «экологическими нишами» детства. Но в тоже время не всем родителям понятна подобная свободная система образования. Они привыкли к обучению основанному на строгости и дисциплине, и считают это залогом успешной учебы и дальнейшему развитию ребенка.
Но в наше время всё чаще можно встретить особенных детей, не похожих на представителей прошлого поколения в том же возрасте, живущих в своём мире и не способных понять и принять строгий устав общеобразовательных школ. Они нуждаются в особом внимании, часто в тактильном общении при объяснении материала, возможности быть собой и выражать эмоции свободно, не боясь быть униженным одноклассниками или учителем.
Достаточно часто родители еще с малых лет требуют от своего ребенка стремления к поступлению в университет для получения высшего образования, которые как они считают должно принести прибыль и уважение. Они не могут принять ребенка, который не хочет принимать стремления к материальным благам. Творческим детям нужна поддержка, понимание их особенностей и способностей, помощь в развитии талантов, часто даже не замеченных и понятых педагогами общеобразовательных школ и родителями. И такую возможность быть оцененными дети могут получить в вальдорфской школе.
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
2. Арапов, М. Что такое вальдорфская школа./Журнал "Курьер" 1999, №5
3. Бондарев Г.А. Антропософия на скрещении оккультно-политических течений современности. М- Moskau-Basel-Verlag. Том I . 1996.
4. Вальдорфская педагогика. Антология. - М., Парсифаль, 2003.
5. Гейдебрандт К. О душевной сущности ребёнка. - Минск, 1991.
6. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Журнал "Человек" 1998, №1
7. Загвоздкин В. Вальдорфская педагогика: Антология. Под ред. А.А. Пинского. — М. : Просвещение, 2003.
8. Загвоздкин В. "Перспективы вальдорфской педагогики" журнал "Психологическая наука и образование" - 2002 №1.
9. Краних Э. Свободные вальдорфские школы. - М., Парсифаль, 1992.
10. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера / Ф. Карлгрен. - М.: Парсифаль, 1995. - 267 с.
11. Л.Джолли «Что такое вальдорфская школа?», М.: брошюра, 1995
12. Обучение в вальдорфской школе. Сборник статей по вальдорфской педагогике. - М., Парсифалль, 1995.
13. Пелтонен Э. Основные черты вальдорфской (штайнеровской) педагогики // Гуманистическая направленность вальдорфской педагогики. - М., Владос, 1999.
14. Учебные программы вальдорфских школ / под ред. В.К. Загвоздкина. - М.: Народное образование, 2005. – 524 с.
15. Штайнер Р. "Познание и посвящение". (Две лекции 1922г.). – М., Центр вальдорфской педагогики, 1992
16. Э.-М.Краних «Свободные вальдорфские школы», М.: «Парсифаль», 1993
17. Р.Штайнер «Антология гуманной педагогики», М., 2007
18. К.Штокмайер «Материалы к учебным программам вальдорфских школ», М., 1995
19. Штейнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Р. Штейнер. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 111 с.
20. Штейнер, Р. Духовно-душевные основы педагогики / Р. Штейнер. - М., 1997. – 144 с.
21. Штайнер, Рудольф. Эвритмия: Лекции 1923 годов. — Товарищество научных изданий КМК. —ISBN 5873174555
22. Франк С.Л. О понятиях и задачах философской психологии // Русская религиозная антропология. Антология. Составление, общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М., 1997, Т.2.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
готовую работу?