Нравственное воспитание обучающихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность более 40%.
Количество страниц – 35.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Белорусская народная сказка
1. Теоретические аспекты нравственного воспитания учащихся на уроках «Изобразительного искусства»
1.1. Нравственное воспитание обучающихся, как психолого-педагогическая проблема
1.2. Нравственное воспитание в процессе выполнения обучающимися иллюстраций к сказкам
2. Практический опыт нравственного воспитания обучающихся на уроках «Изобразительного искусства»
2.1 Рассмотрение педагогического опыта в области нравственного воспитания учащихся на уроках «Изобразительного искусства»
2.2 Разработка уроков «Изобразительного искусства» по мотивам белорусских народных сказок
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В формировании личности исключительно велико значение нравственности, нравственно-эстетического воспитания. Формирование правильного отношения к окружающему миру у учащихся и определение нравственной позиции – это достаточно сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Закон Республики Беларусь об образовании определяет цель уровня образованности, как отдельной личности, так и общества в целом, обеспечивающего обучающимся подготовку к решению жизненно важных задач. Современные подходы в системе образования, говорится в Кодексе Республики Беларусь об образовании (глава 3, статья 11, параграф 2) делают приоритетом человеческую личность обучающегося, формирование у неё знаний, умений, навыков, её нравственное, творческое и физическое развитие/
Формирование личности, как правило, осуществляется путём опоры на этнокультурную основу. Еще в дошкольном возрасте в жизнь ребенка входит сказка. Благодаря ей дети могут постигать азы трудовой деятельности, развивать в себе стойкость духовно-нравственных принципов. Как отмечает Г.Н. Волков, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей [11, c. 124].
Для успешного решения поставленных задач воспитательная работа во всех звеньях системы непрерывного образования должна быть ориентирована на идеал, запечатлённый в моральном кодексе народа, построена с учётом глубокого знания народной педагогики и особенностей преемственности народной и научной педагогики [3, с. 235].
Вопросами воспитания детей на народных традициях занимались и занимаются многие ученые и педагоги (А.Я. Богданович, Г.Н. Волков, А.А. Грымать, М.В. Довнар-Запольский, Я.Ф. Карский, М.Я. Никифоровский, А.П. Орлова, А.М. Пыпин, Е.Р. Романов, А.К. Сержпутовский, К.Д. Ушинский, П.В. Шейн и др.).
В содержание учебных занятий по изобразительному искусству входит раздел восприятия эстетического в действительности, восприятия искусства и практическая художественная деятельность, которая включает работу с натуры, на темы, выполнение иллюстраций к литературным произведениям и т.д.
В процессе практической художественной деятельности, восприятия искусства и эстетического освоения действительности происходит развитие органов внешних чувств ребёнка как проводников эстетических впечатлений, понимание эстетической ценности объектов и явлений действительности, в том числе и природы и на этой создаются условия для формирования духовной культуры.
1. Теоретические аспекты нравственного воспитания учащихся на уроках «Изобразительного искусства»
1.1 Нравственное воспитание обучающихся, как психолого-педагогическая проблема
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское «нравы») – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [3].
В.И. Даль толковал слово «мораль» как нравственное ученье, правила для воли, совести человека [9]. Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человек – это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести [3].
Современное понимание нравственности отличается. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека. Он считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [14].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научаются следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении нами были сделаны следующие выводы:
Нравственность в педагогике трактуется как совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Нравственные позиции личности находятся в тесной взаимосвязи с народной педагогикой, в сказках белорусского народа, являющиеся хорошим подспорьем в воспитательной работе в педагогической деятельности творческого учителя.
Художественное воспитание учащихся в целом имеет целью формирование в человеке художественного мышления, помогающего глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом.
Взаимосвязь художественного воспитания и нравственного прямая: средствами художественного творчества решаются задачи приобщения учащихся к труду, охране природы, патриотизму и др.
В нашей работе мы попытались отразить особенности сказки как важного воспитательного средства, в течение столетий выработанное и проверенное народом.
Изучение опыта педагога учреждения общего среднего образования показало, что благодаря сказочным сюжетам учащиеся способны эмоционально-чувственно реагировать на природно-прекрасное; сказки помогают осваивать эстетическую ценность предметов и явлений природы, различные её состояния и настроения; сказочные сюжеты позволяют эстетически осваивать цветовую палитру неба, земли, деревьев, кустарников, травянистых растений; разнообразие звуков – шорох опавших листьев, крики и пение птиц и т. п.; сказки раскрывают причудливые формы природно-прекрасного и необычного, характер формы, движения животных, эстетические образы природы.
Практический опыт разработки уроков «Изобразительного искусства» для учащихся 1-4 классов с применением сюжетов белорусских сказок, позволил сделать вывод о том, что эффективность воспитательного процесса может быть достигнута на этнокультурной основе, при условии систематической работы в данном направлении.
1. Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство»: утв. приказом М-ва образования Респ. Беларусь 29.05.2009 № 675 // Мастацкая адукацыя i культура. – 2009. – №3. – С. 4-8.
2. Изобразительное искусство. I-V классы: учеб. программа для учреждений средн. образования с рус. яз. обучения. – Минск: НИО, 2009. – 39 с.
3. Архангельский, Н.В Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский – М., «Просвещение», 1979. – 534 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский – М., «Просвещение», 1988. – 254 с.
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. – М., «Просвещение», 1975. – 258 с.
6. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., организаторов внекл. работы, рук. кружков и студий нар. творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 144 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – СПб.: Азбука. 2000. – 416 с.
8. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 4-га кл. агульнаадукац. устаноў з беларус. i рус. мовамi навучання: для работы у класе / А.А. Ротмiрава [i шш.]. – Мiнск: Беларусь, 2009. – 160 с.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль – М., 1979. – 448 с.
10. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б.П. Юсов [и др.]; под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Нар. асвета, 1992. – 191 с.
11. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова – М., «Просвещение», 1979. –
12. Ковалев, Н.Е., Райский, Б.Ф., Сорокин, Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., «Просвещение», 1987.
13. Мiнц, Н.Д. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 2-га кл. агульнаадукац. устаноў / Н.Д. Мiнц, В.Ф. Таланцава. – Мiнск: Беларусь, 2006. – 101 с.
14. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
15. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка / Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
16. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 2000. – 256 с.
17. Таланцава, В.Ф. Мастацтва бачыць свет: вучэб. да- пам. па выяўленчым мастацтве для 5-га класа агульнаадукац. школ / В.Ф. Таланцава. – Мiнск: Беларусь, 1998. – 232 с.
18. Фядзькоў, Р.С. Перш чым ўзяцца за фарбы / Р.С. Фядзкоу // Пачатковая школа. – 1995. – № 3. – С. 19-21.
19. Федьков, Г.С. Красота вокруг нас / Г. С.Федьков // Пачатковая школа. – 2010 – № 6. – С. 27-29.
20. Шкуратава, М.А. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 1-га кл. устаноў агул. сярэдн. адукацьп з беларус. i рус. мовамi навучання: для работы у класе / М.А. Шкуратава, Ю.А. Новжава. – Мiнск: Адукацыя i выхаванне, 2011. – 176 с.
21. Шкуратова, М.А. Изобразительное искусство в 4 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / М. А. Шкуратова, Ю. А. Новикова. – Минск: Выш. шк., 2010. – 103 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность более 40%.
Количество страниц – 35.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе также имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Белорусская народная сказка
готовую работу?