Тема разработки приложения «автоматизация системы оплаты жилищно-коммунальных услуг» актуальна, потому что из-за большого объема информации, поступающей на обработку ежедневно, занимает значительную часть времени. Использование автоматизированной базы данных поможет ускорить процесс получения и обработки информации, получения информации о клиенте, видах услуг и т.д. Таким образом разработка данного ПО оправдывает себя автоматизацией большого набора процессов, которые в итоге снижают затраты времени работы во много раз.
Сфера ЖКХ в нашей стране длительный период находится в состоянии реформирования, что создает ситуацию неопределенности.
С одной стороны, проекты по созданию и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства имеют длительный срок реализации. Технологические сложности их выполнения часто связаны с необходимостью реконструкции уже существующих инженерных решений, например, в условиях разноплановой застройки высокой плотности. Необходимость поддержания непрерывного энергообеспечения всей системы городского хозяйства также существенно затрудняет его развитие и модернизацию.
С другой стороны, стабильный рост потребностей населения в услугах ЖКХ, стремление к комфортности и удобству - все это делает привлекательной сферу ЖКХ для экономических субъектов. Социальная и политическая значимость сферы ЖКХ сохраняет на ней фокус государственных интересов. Особенность ее состоит в том, что непродуманные экономические действия в данной отрасли закономерно влекут за собой снижение качества жизни и рост социальной напряженности.
Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что жилищные услуги — это услуги которые оказывает предприятие (исполнитель) по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения. В процессе поддержания и восстановления надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения фактически исполнитель занимается их эксплуатацией.
Объект исследования – системы электронного документооборота.
Предмет – системы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления.
Руководителю предприятия сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово – хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.
Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из - за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов.
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например, бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера невозможно.
1.2 Основные концепции управления предприятием
2 Проектирование приложения по автоматизации системы оплаты жилищно-коммунальных услуг
2.1 Анализ предметной области и обоснование требований к приложению
Жилищно-коммунальные услуги - это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.
В нашем случае данное понятие определяет комплекс взаимоотношений, связанных с вопросами осуществления эксплуатации жилища с наполнением его коммунальными услугами. Другими словами, что, сколько и в какой момент времени получит тот или иной человек, проживающий в том или ином жилом помещении. В целом для того, чтобы раскрыть категорию, рассматриваемую в статье нам необходимо определить, а что же такое все-таки жилище. Итак, в соответствии со ст. 15 Жилищного Кодекса, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Соответственно жилые помещения подразделяются по видам:
1. Жилой дом, часть жилого дома.
2. Квартира, часть квартиры.
3. Комната.
Рассматривая весь комплект жилых помещений, мы можем сказать, что они собой предоставляют жилищный фонд, другими словами это совокупность всех жилых помещений. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:
1) Частный жилищный фонд.
2) Государственный жилищный фонд.
3) Муниципальный жилищный фонд.
Коммунальные услуги - это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом
3 Программная реализация приложения по автоматизации системы оплаты жилищно-коммунальных услуг
3.1 Постановка задачи
Целью данной работы является разработка и создание программного продукта по учету коммунальных платежей. Для учета коммунальных платежей важную роль играет автоматизация процесса. Также важным является хранение банка данных, быстрый и оперативный поиск имеющейся информации и ввод новой. Для создания системы учета коммунальных платежей необходимо решить задачи:
- работа с тарифами коммунальных платежей;
- работа с владельцами квартир;
- поиск и фильтрация необходимой информации;
- получение результатов работы программы в печатном виде.
Разрабатываемая система должна быть удобной для пользователя (оператора) и работать как на локальных станциях, так и в сети. Оператор не может тратить много времени на изучение интерфейса, его задача – получить, ввести данные и при необходимости распечатать результат. Необходимо предусмотреть удобную навигацию в разделах. Оператор должен быть подготовлен к требуемым действиям.
3.2 Описание алгоритмов, реализующих бизнес-логику
Приложение по созданию и хранению жировок по коммунальным платежам. Приложение позволяет создать неограниченное количество помещений и в каждом помещении создать неограниченное количество жировок. Данные можно хранить как в устройстве, так и на сервере. При создании помещения необходимо выбрать регион, общую площадь помещения, количество проживающих и тип плиты. При создании жировки необходимо ввести новые показания, и если необходимо, то и показания прошлого месяца. При расчете стоимости холодной и горячей воды учитывается дневная норма на каждого человека, поэтому при создании первой жировки в расчет берется средняя продолжительность месяца (365/12), а при создании следующих жировок вам будет предложен выбор между средней продолжительности месяца и периода между прошлой и данной жировкой. На расчет стоимости также влияет количество
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Разработка автоматизированных баз данных необходима, потому что это значительно облегчает работу с большим количеством информации. В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты оплаты коммунальных услуг, рассмотрены основные документы необходимые для отплаты, а также составлена SADT модель нашей базы данных.
На основе полученной информации была автоматизирована система оплаты жилищно-коммунальных услуг, составлены запросы для получения необходимой информации и на основе полученных данных составлен итоговый отчет по оплате коммунальных услуг.
Тестовый запуск программы и рассмотрение ее работы на основе итогового отчета подтвердили работоспособность программы; тестирование и отладка позволили выявить и устранить все возможные недостатки и привести программу к конечному для использования виду.
1. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
2. Автоматизация управления предприятием / Баронов В.В. и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Архиповой. – М.: ПРИОР, 2002.
4. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: ДМК Пресс, 2003.
5. Петров В.Н. Информационные системы: Учебник. – СПб.: Питер, 2002.
6. Родкина Т.А. Информационная логистика. – М.: Экзамен, 2001.
7. Емельянова Н.З.: Проектирование информационных систем. - М: Форум, 2011
8. Ромаш Э.М.: Электронные устройства информационных систем и автоматики. - М.: Дашков и К, 2011
9. Голенищев Э.П.: Информационное обеспечение систем управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
10. Душин В.К.: Теоритические основы информационных процессов и систем. - М.: Дашков и К, 2010
11. Кравец О.Я.: Практикум по проектированию информационных систем. - Воронеж: Научная книга, 2009
12. http://5fan.ru/wievjob.php?id=8939 -создание логическую модель ERWIN.
13. http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ITIS/PROEK_INF_SIS/METOD/UMK_DO/frame/UMK_DO/M4/L7.HTM - построение связей в ERWIN.
14. bourabai.kz›cm/bpwin.htm - компьютерное моделирование BPwin.