Введение
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Данной проблемой занимались: К.Д.Ушинский, Джон Локк, Г.И. Песталоции, Л.Н.Толстой, Н.К.Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.А Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Формирование навыков самообслуживания в жизни ребенка с нарушением зрения является жизненной необходимостью. Деятельность самообслуживания это возможность сохранения самостоятельности и независимости человека. Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах (П.Я.Гальперин, Ю.Н. Карандашев, Д.Б. Эльконин).
Физиологами и психологами отмечается, что зрительная система ребенка 3-4 лет обладает огромными возможностями компенсаторного развития. Компенсация происходит за счет использования слуховой, тактильной, мышечной чувствительности, и за счет использования высших форм познавательной деятельности (Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина. Л.А. Новикова, В.Г. Петрова, В.А. Толстова и др.) Накопление предметных представлений позволит стимулировать эти процессы и восполнять пробелы зрительного восприятия. В результате возможны положительные качественные изменения в развитии детей с нарушениями зрения. расширение их познавательных возможностей, повышение их обучаемости.
Глава I теоретические особенности формирования навыков самообслуживания и культуры труда у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1 Самообслуживание и его значение в формировании восприятия ребенка дошкольного возраста другими людьми
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры) С.А. Козлова, Т.А. Куликова (1990). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания [9].
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Р.С. Буре и Г.Н. Година (1983) отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Так, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий [12].
Структура навыков опрятности отражена в таблице 1.1.
Глава II Состояние методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по развитию самообслуживания, представлений о себе и приобщения к труду детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- обучение простейшим трудовых умений и навыков;
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
- воспитание общественно направленных мотивов труда.
Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
- коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слепого или слабовидящего ребенка;
- формирование активной жизненной позиции;
- коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда;
- формирование навыков пространственной ориентировки;
- воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять, опираясь на потенциальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности [9].
Исследованиями было установлено, что:
двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для слепых детей и возникает значительно позднее,
Глава III Методическое обеспечение коррекционных занятий
Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения была проведена на базе…
Характеристика зрительной патологии детей представлена в Приложении 1, табл.3.1
Для того чтобы определить задачи и содержание этапа формирования навыков самообслуживания, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими.
Это, в свою очередь, требует проведения определенной (диагностической работы) т.е. констатирующего эксперимента, который проходил в 3 этапа:
- наблюдение за детьми и заполнение диагностической карты (автор Моржина Е.В.);
- диагностика детей младшего дошкольного возраста по разделу программы «Социальный мир» («Я сам!») (автор Черничка В.И.)
- анкетирование родителей (автор Моржина Е.В.) (анкета адаптирована для родителей младших дошкольников) (Приложение 2).
Задачей наблюдение и заполнения диагностической карты является выявление уровня развития умений навыков самообслуживания по следующем разделам: «Одежда-обувь», «Личная гигиена», «Культура приема пищи за столом».
При проведении наблюдения и отнесении к определенному уровню развитие навыков и умений самообслуживания необходимо учитывать критерии оценки по направлениям. Критерии даны в Приложении 3:
«Культура приема пищи за столом»:
- прием пищи с желанием;
- умение аккуратно принимать пищу: не крошить хлеб, откусывать хлеб от целого куска, не проливать суп на стол, не втягивать жидкость с ложки;
- умение пережевывать пищу;
- умение правильно пользоваться столовыми приборами;
- умение пользоваться салфеткой по необходимости, осознание потребности в исполнении;
- умение дежурить по столовой, сервировать стол без подсказки.
«Одежда-обувь»
- умение одевать и снимать одежду без подсказки или с минимальной помощью;
- умение застегивать пуговицы и молнию на одежде самостоятельно;
Заключение
Формирование навыков самообслуживания в жизни ребенка с нарушением зрения является жизненной необходимостью. Деятельность самообслуживания это возможность сохранения самостоятельности и независимости человека.
Роль самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания мною были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.
Овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как
В ходе эксперимента дети показали положительную динамику в усвоении навыков самообслуживания. Анализ результатов эксперимента позволяет говорить об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию и формированию навыков самообслуживания
Таким образом, в результате проведенного исследования было доказано, что, оптимизации навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения способствует серия занятий, направленная на формирование представлений о предметах окружающего мира у младших дошкольников с нарушением зрения в процессе специально организованных занятий по ознакомлению с окружающим миром.
1. Акимушкин, В.М., Моргулис, И.С. Основы тифлопедагогики. – Киев, 1980.
2. Брюс, Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
3. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
4. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1981.
5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В.А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
6. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.
7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1976.
8. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.
9. Ермаков, В.П. Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие. – М.: Владос, 2000.
10. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
11. Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
12. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
13. Коваленко, Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. – М., 1962.
14. Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
15. Литвак, А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. — 1991. — № 6. — С.9-11.
16. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
17. Матвеев, В.Ф., Козловская, Г.В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей // Вопросы клиники и современной терапии психических заболеваний. - М.: Медицина, 1970. - С.270-272.
18. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.
19. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.
20. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
21. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 112 с.
22. Певзнер, М.С. Психические особенности слепых детей при осложненных формах слепоты // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М.: Медицина, 1966. — С.236-239.
23. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: Город, 1998. - 262 с.
24. Плаксина, Л.И., Григорян, Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 1995. - С. 5-28.
25. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001. – №2. – С.84-88.
26. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.
27. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4.
28. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997. - 121 с.
29. Солнцева, Л.И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. - 1995 - № 6. - С.35-39.
30. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.
31. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
32. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980. - 180 с.