Организация и формирование системы мерчандайзинга в торговле Курсовая работа (проект)
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация и формирование системы мерчандайзинга в торговле»
по дисциплине: «Маркетинг»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Организация и формирование системы мерчандайзинга в торговле
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг
Организация: Евроторг, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Мерчендайзинг: понятие, элементы, особенности
1.1 Сущность понятия мерчендайзинга и его роль в розничной торговле
1.2 Элементы мерчендайзинга и особенности их применения
2 Анализ организации системы мерчендайзинга на примере Евроопт
2.1 Деятельность ООО «Евроторг»
2.2 Анализ использования системы мерчендайзинга в Евроопте
3 Повышение продаж ООО «Евроторг» путем совершенствования систем мерчендайзинга
3.1 Применение правил выкладки товаров, в частности для алкогольной и безалкогольной продукции
3.2 Перепланировка отделов магазина Евроопт
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Пояснительная записка 30 с., 9 рис., 3 табл., 15 источников
МЕРЧЕНДАЙЗИНГ, ОСОБЕННОСТИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА, РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, ЕВРООПТ, ВЫКЛАДКА, ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА
Цель написания курсовой работы – определить уровень организации и реализации принципов мерчендайзинга.
По результатам написания курсовой работы изучены теоретические основы системы мерчендайзинга, определены особенности применения принципов мерчендайзинга, проанализирована реализация концепции мерчендайзинга на конкретном примере – одного из магазинов Евроопт. После анализа системы мерчендайзинга в одном из магазинов Евроопт выявлены сильные и слабые стороны от применения основных принципов мерчендайзинга. После это разработаны мероприятия по улучшению деятельности Евроопт посредством применения правил мерчендайзинга: выкладка товаров – мясных изделий, овощей и фруктов, алкогольной и безалкогольной продукции; перепланировка торгового зала.
Введение
Современный этап развития маркетинга связан с его ориентацией на поведение потребителей. Началом такого переворота считаются 60-е годы, когда маркетологи исследовать мотивацию, чтобы выявлять первопричины отдельных потребностей и более точно ориентировать свою деятельность на них. Базой выявления неосознанных побуждений и влияния на поведение покупателя на подсознательном уровне послужили теория З. Фрейда и методы психоанализа. Специалисты по продажам с помощью психометрических методов хотели добиться того, чтобы без согласия самого покупателя вынудить его обратить внимание на товары и воспринимать их в выгодном для продавца (или производителя) свете, тем самым подталкивая на совершение действий, благожелательных для предприятия.
Применение традиционных аргументов конкурентной борьбы (комплекс маркетинга – товарная, ценовая, коммуникационная политики и политика распределения) для достижения желаемой коммерческой цели становится не эффективным, поэтому с течением времени стали разрабатываться основные правила и особенности применения мерчендайзинга.
Удачная планировка и правильное зонирование зала, выбор согласованного с потребностями покупателей ассортимента, его грамотная выкладка и назначение соответствующих отделов и секций, закрепление за ними участков адекватно поведению посетителю, атмосфера магазина, освещение, аромамаркетинг – всё это поможет завоевать благоприятную позицию в сознании потребителя, которое приведет к удовлетворению желаемых предпочтений покупателей и максимальной коммерческой цели самого предприятия.
При этом основная задача мерчендайзинга на розничном торговом предприятии состоит в приближении принципов и открытий в области поведения потребителей не столько посредством влияния на поведение потребителей, сколько приспособлением деятельности розничного торгового предприятия к особенностям природной системы человека.
Объект исследования – ООО «Евроторг».
Предмет исследования – мерчендайзинг в ООО «Евроторг».
Цель написания курсовой работы – определить уровень организации и реализации принципов мерчендайзинга.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы мерчендайизинга;
- определить особенности применения принципов мерчендайзинга;
- проанализировать реализацию концепции мерчендайзинга на конкретном примере – одного из магазинов Евроопт;
- выявить сильные и слабые стороны Евроопт от применения основных принципов мерчендайзинга;
- разработать мероприятия по улучшению деятельности Евроопт посредством применения правил мерчендайзинга.
В ходе написания курсовой работы была раскрыта её тема. В первой главе работы рассматривались теоретические основы мерчендайзинга, проанализировано понятие мерчендайзинга с разных точек зрения авторов, определена роль мерчендайзинга в розничной торговле. В первой главе были изучены преимущества использования приемов мерчендайзинга как для производителя товаров, так и для розничного продавца. Важное значение было наделено элементам мерчендайзинга. В первой главе детально рассмотрены элементы мерчендайзинга, их особенности и преимущества их применения.
Во второй главе был проведен анализ деятельности рассматриваемого объекта – ООО «Евроторг», проанализирована его сфера деятельности, место в розничной торговле. Здесь же был проведен анализ использования приемов мерчендайзинга на одном из объектов розничной сети, который находится в г. Ельск Гомельской области. Детально были рассмотрены правила планировки, зонирования торгового зала. Особое внимание уделялось выкладке товаров. После проведенного анализа были определены достоинства и недостатки применения приемов мерчендайзинга в магазине.
В третьей главе на основе проведенного анализа во второй главе были разработаны рекомендации для повышения продаж путем совершенствования системы мерчендайзинга. Были предложены мероприятия по оптимальной выкладке товаров и эффективной планировки торгового зала. После предложенных мероприятий была определена их эффективность, которая показала, что указанные мероприятия будут способствовать повышению объемов продаж магазина.
1 Мерчендайзинг: понятие, элементы, особенности
1.1 Сущность понятия мерчендайзинга и его роль в розничной торговле
Понятие «мерчендайзинг» происходит от английских слов merchandisе (товары, торговля, торговать) и merchandising (изучение проблем спроса; изучение проблем создания, усовершенствования и распределения товаров в связи с изменениями потребностей) [13, c.9].
Существует множество определений мерчендайзинга.
Мерчендайзинг – система приемов и инструментов, использование которой позволяет предприятиям успешно продавать свою продукцию [15, c.215].
Мерчендайизинг – метод организации торгово-технического процесса магазина и продажи товаров, при котором роль и влияние продавцов снижается, а покупателей и самих товаров возрастает за счет научно обоснованного управления природной системой человека, правильного распределения ролей и статусов групп, видов и марок товаров, позиционируемых в торговом зале [13, c.10].
Мерчендайзинг – это направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредствам привлечения внимания конечных потребителей к определенным товарам в местах проодаж без активного участия торгового пресонала [8, c. 11].
Компания Nestle называет мерчендайзинг процессом, благодаря кторому Nestle делает присутствие своей кондитерской продукции ощутимым в торговой точке: на прилавке, в магазине [15, c.28].
Цели мерчандайзинга:
- увеличение объемов продаж;
- формирование приверженности к магазину и отдельным маркам товаров со стороны существующих клиентов, привлечение новых покупателей;
- обеспечение потребителей необходимой информацией;
- увеличение времени пребывания и числа покупок клиента в магазине, повышение уровня принятия им решения непосредственно в местах продажи товаров [6, с.62].
Для достижения поставленных целей мерчендайзер выполняет ряд задач.
1. Место. Формирование уникальной атмосферы торговой точки; модернизация планировки магазина, применение указателей и информационных табло для обеспечения удобства потребителей.
2. Товар. Модернизация упаковки товаров; выбор наиболее целесообразного ассортимента товаров и метода его выкладки в торговой точке.
3. Продвижение. Создание новых и модернизация существующих способов применения и видов рекламы и информации в местах продаж.
2 Анализ организации системы мерчендайзинга на примере Евроопт
2.1 Деятельность ООО «Евроторг»
Компания «Евроторг» начала своё функционирование в 1993 г. В 2000г. была проведена реорганизация, в результате которой появилось ООО «Евроторг», которое на данный момент осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом и действует на принципах хозяйственного расчёта.
Компания ООО «Евроторг» зарегистрировано решением Минского горисполкома от 07 сентября 2000 года №1030 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101168731. Свидетельство о государственной регистрации №0022650, дата выдачи 21.09.2000г. УНП 10116871. Юридический адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, д.52-А, комн.22, которая даёт право на осуществление оптовой и розничной торговли на основании устава организации, в котором определены цель, виды и границы его деятельности.
Основными целями деятельности предприятия являются:
- хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;
- удовлетворение потребностей потребителей, организаций, учреждений и граждан в производимых предприятием продукции, работах, услугах.
Общество с ограниченной ответственностью осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- производство пищевых продуктов, включая напитки;
- оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
- розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
- ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
- хранение и складирование;
- организация перевозок грузов;
- исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- рекламная деятельность;
- производство мясных полуфабрикатов.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством РБ и уставом. Производственная деятельность осуществляется по согласованию с органами государственного пожарного и санитарного надзора. Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются после получения соответствующей лицензии.
3 Повышение продаж ООО «Евроторг» путем совершенствования систем мерчендайзинга
3.1 Применение правил выкладки товаров, в частности для алкогольной и безалкогольной продукции
Для улучшения выкладки безалкогольной и алкогольной продукции были определены следующие правила мерчендайзинга:
1. Размещение безалкогольных напитков рядом с товарами-комплементами:
газированная вода в потребительском сознании тесно связана с чипсами, пиццей и другими полуфабрикатами;
сок часто приобретают вместе с кондитерскими изделиями;
энергетические напитки – с алкоголем;
детские напитки с детскими товарами.
2. Придерживание определенному виду выкладки – горизонтальной или вертикальной. Преимущество необходимо отдавать вертикальной выкладке
3. Выкладка товаров согласно их объему: на нижних полках размещаются напитки с большим объемом, на уровне глаз – со средним, на высоких полках – с самым маленьким объемом.
4. Выкладка товаров исходя из вида тары и цены: на верхних полках размещается самая дорогая продукция (если имеется, в стеклянной таре),
на уровне глаз – со средним диапазоном цен, на низких – ценовой диапазон ниже среднего.
5. Использование правил зонирования. Размещать детские напитки в детском отделе, рядом с детскими товарами. Определять в торговом зале те точки с безалкогольными напитками, которые приносят больший объем продаж.
6. Правило FIFO: товары с более ранним сроком хранения располагать ближе к покупателю.
7. Размещение товара лицевой стороной к покупателю.
8. Обеспечить наличие ценника с рекомендованной ценой. Будет особенно приемлемым, если продавцы будут использовать ценники разных цветов, тем самым обозначать те товары, которые находятся на акции.
9. Правило чистоты – товар на полку должен быть чистым и аккуратным. Это правило является основополагающим, необходимым и доступным для всех точек продаж не только безалкогольной продукцией.
10. Особенное внимание хотелось бы уделить необычной выкладке безалкогольных напитков.
На рисунке 3.2 представлены примеры нестандартной выкладки безалкогольных напитков.
Заключение
По результатам написания курсовой работы были определены следующие выводы и предложения.
1. Мерчендайзинг – организационный метод маркетинга, предназначенный для стимулирования продаж, поэтому заслуживает особого внимания со стороны теоретиков и практиков с целью формирования четких принципов основ его развития.
2. При реализации концепции мерчендайзинга важно учитывать все её элементы: планировка зала, зонирование, аромамаркетинг, освещение, выкладка товара, атмосфера в зале, POS-материалы. При грамотном применении основных принципов концепции мерчендайзинга можно удовлетворить все потребности покупателя, тем самым получить максимальную коммерческую прибыль.
3. ООО «Евроторг» – лидер на рынке розничной торговле. Это предприятие сумело добиться высот в этой сфере, найти своих покупателей. ООО «Евроторг» успешно удовлетворяет потребности своего покупателя и при этом получает максимальную коммерческую прибыль. Миссия ООО «Евроторг»: «Помогаем улучшить качество жизни жителей Беларуси, предлагая наилучшие цены и тщательно продуманный ассортимент товаров».
4. При анализе системы мерчендайзинга в Евроопте по адресу г. Ельск Гомельской области были выявлены сильный и слабые стороны. Отличной стороной реализации мерчендайзинга является указатели, хонирование освещение в торговом зале. Доработать необходимо ход движения покупателя и выкладку товара, в частности в отделе мясных изделий, фруктов и овощей, безалкогольной и алкогольной продукции.
5. Рекомендуется придерживаться следующим правилам выкладки алкогольной и безалкогольной продукции:
размещение безалкогольных напитков рядом с товарами-комплементами;
применение вертикальной выкладки безалкогольных напитков и алкогольной продукции;
выкладка товаров согласно их объему, исходя из вида тары и цены;
использование правил зонирования;
использование правила FIFO;
размещение товара лицевой стороной к покупателю;
обеспечить наличие ценника с рекомендованной ценой;
применение правила чистоты;
использование нестандартной выкладки безалкогольных напитков алкогольной продукции.
6. Затраты на предлагаемые мероприятия составят 2 550 рублей, экономический эффект – 785, 41 рублей, экономическая эффективность – 130,8%. С помощью же рационального использования инструментов мерчендайзинга прирост объема продаж составляет десятки процентов. Этим и обуславливается эффективность применения основ мерчендайзинга на торговых предприятиях.
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: 8-е изд. / И.Л. Акулич. – Мн.: Высшая школа, 2014. – 542 с.
2 Акулич И.Л. Маркетинг взаимоотношений / И.Л. Акулич – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 256 с.
3 Алулич И.Л. Маркетинг. Практикум. 3-е издание, исправл. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 369 с.
4 Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Ани Х. Маркетинг: учебник для вузов / Под общей ред. Г.Л. Багиева. 3-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2007. – 268 с.
5 Батюк, Д.О., Яковлева, И.Ю. Мерчендайзинг как специальная маркетинговая технология / Д.О. Батюк, И.Ю. Яковлева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – №12. – С. 314–315.
6 Белолипецкий, Е.Д., Булгаков, Г.В. Мерчендайзинг на современном этапе развития // Державинские чтения: материалы ХХII Всероссийской научной конференции. – 2017. – С.62–67.
7 Варлей, Р. Мерчандайзинг: управление розничными продажами / Р. Варлей. – М.: Издательство Жигульского, 2002 – 224 с.
8 Гузелевич, Н.Ю. Мерчендайзинг: практика эффективных продаж / Н.Ю. Гузелевич. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 192 с.
9 Котлер, Ф. Келлер, Ф. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс. – 3–е издание. – СПб.: Питер, 2012. – 928 с.
10 Лафишев Р.М., Карпенко С.В. Ценовая политика предприятия как основа его жизнеспособности // Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции / под науч. редакцией А.А. Тамова. – Майкоп: ЭлИТ, 2017. – С.56–58.
11 Логинова, Е.Ю, Мерчендайзинг: учебно-практическое пособие / М.С. Клочкова, Е.Ю. Логинова, А.С. Якорева. – М: Научная книга, 2008. – 17 с
12 Официальный сайт ООО «Евроторг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.evroopt.by. – Режим доступа: 07.12.2018.
13 Рамазанов, И.А. Мерчендайзинг в торговом бизнесе: учебное пособие / И.А. Рамазанов. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2002. – 112 с.
14 Ростовцева, И.С. Мерчендайзинг как эффективный инструмент маркетинга розничного торгового предприятия // Наука в современном информационном обществе: материалы ХI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С.239–244.
15 Сэнд, Г.А. Принципы мерчендайзинга / Г.А. Сэнд; пер. с англ. М.С. Долженков –Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты