Введение
1 Денежная масса. Денежная база. Денежный мультипликатор. Передаточная политика «дорогих» и «дешевых» денег. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика
1.1 Денежная масса. Денежная база. Денежный мультипликатор
1.2 Передаточная политика «дорогих» и «дешевых» денег. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика
2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.1 Роль Национального банка в разработке и осуществлении денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Оценка денежно-кредитной политики Республике Беларусь за 2016 год
2.3 Совершенствование денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика – важнейший элемент современной макроэкономической политики. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно – кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов и т.п. с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей – укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста и т.д. В рамках денежно – кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.
Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением государственного регулирования экономики. Формирование денежно-кредитной политики государства является одним из необходимых условий устойчивого развития государства. Она оказывает огромное влияние как на само государство в целом, так и на каждого его гражданина в частности.
Большинство современных экономистов рассматривают денежно- кредитную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики. Хорошо работающая денежно-кредитная политика способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Таким образом, возрастает актуальность изучения проблем развития и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
1 ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР. ПЕРЕДАТОЧНАЯ ПОЛИТИКА «ДОРОГИХ» И «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ. ЖЕСТКАЯ, МЯГКАЯ И ЭЛАСТИЧНАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 Денежная масса. Денежная база. Денежный мультипликатор
В современных денежных системах деньги эффективно выполняют свои функции, если поддерживается оптимальное их количество в обращении — в соответствии с потребностями экономики. Определение оптимального уровня предложения денег и регулирование их выпуска в оборот в большинстве стран осуществляет центральный банк. Для этого ему необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы.
Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах [12, c. 22].
На объем денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д.
Определение совокупного объема денежной массы в обращении и ее структуры — достаточно сложная задача, поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На практике для целей мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих используют специальные показатели — денежные агрегаты. Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в стране [5, c. 102].
В Республике Беларусь денежные агрегаты выделяются в соответствии с международными стандартами. Однако вследствие недостаточного уровня развития безналичных расчетов населения, рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин показатели денежной массы, используемые в республике, отличаются по своему составу от показателей, применяемых в развитых странах [6, c. 55].
Денежные агрегаты, рассчитываемые Национальным банком Республики Беларусь, следующие:
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль Национального банка в разработке и осуществлении денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
– обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;
– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
– разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
– осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
– является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
– осуществляет эмиссию денег;
– осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
– создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
– осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– регулирует кредитные отношения;
– регулирует и организует денежное обращение;
– устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
– осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;
– осуществляет банковский надзор;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деньги и денежный рынок позволяют государству осуществлять кредитно-денежную политику путём поддержания предложения денег (расширение или сокращение денежной массы) на определённом уровне, чтобы не вызвать инфляцию или экономический спад. Поскольку денежно-кредитная политика – важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны.
Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, находящихся в обращении в национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах.
При проведении денежно-кредитной политики органы денежно-кредитного регулирования используют такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка).
Денежный мультипликатор — это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз возрастет или, наоборот, сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Определяется денежный мультипликатор как отношение денежной массы к узкой денежной базе.
Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм.
Национальный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота.
В начале 2016 г. Национальный банк Республики Беларусь изменил подходы к реализации денежно-кредитной политики. В соответствии с ними основная цель по обеспечению ценовой стабильности достигается в рамках режима монетарного таргетирования, предполагающего контроль за денежным предложением. За 2016 г. прирост потребитель¬ских цен составил 7,3% против 10,2% за предыдущий год. Отклонение фактической инфляции от прогноз¬ного значения во многом было обусловлено пересмо¬тром политики административного регулирования цен. Замедление инфляционных процессов происходит на фоне сохранения сложной ситуации в реальном секторе. Экономика продолжает испытывать серьезное негативное воздействие внешних факторов. В декабре 2016 г. к декабрю 2015 г. эффективный обменный курс белорусского рубля уменьшился на 25,9 процентов. На текущий момент он находится вблизи своего равновесного уровня, свидетельствуя об
1 Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2012. – 472 с.
2 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – 266 с.
3 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2013. – 415 с.
4 Банковский кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 25 октября 2000 г. № 441-З; с изм. и доп. от 7 сентября 2015 г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.etalonline.by/?type=text®num=HK0000
441#load_text_none.– Дата доступа: 10.01.2016.
5 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А. Лутохина [и др.]. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 400 с.
6 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / О.И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 464 с.
7 Желиба, Б.Н. Денежно-кредитная политика и национальная валюта / Б.Н. Желиба // Экономика и управление. – 2015. – №1. – С. 22-27.
8 Бойченко А. Фонд обязательных резервов: его влияние на политику банка / А. Бойченко // Банковский вестник. – 2015. – №12. – С.16-24.
9 Левкович, Т. Выбор схемы и сроков кредитования / Т. Левкович // Финансовый директор. – 2015. – № 10. – С. 31 – 33.
10 Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.И. Тарасов. – Мн.: Мисанта, 2013. – 512 с.
11 Кочетов, О.С. Экономика / О.С. Кочетов. – М.: Инфра-М, 2014. – 462 с.
12 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова.– Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2012. – 315 с.
13 Комков, В. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетия / В. Комков // Банковский вестник. – 2006. – №16. – С. 5-15.
14 Обзор Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/CentralBankSurvey/. – Дата доступа: 20.01.2017 г.
15 Калечиц, Д.Л. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2015г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации / Д.Л. Калечиц // Банковский вестник. – 2015. – №12. – С. 3-11.
16 Индексы потребительских цен по Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/tseny/operativnaya-informatsiya_4/indeksy-potrebitelskih-tsen-po-respublike-belarus/. – Дата доступа: 20.01.2017 г.
17 Широкая денежная масса [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BroadMoney/. – Дата доступа: 20.01.2017 г.
18 Индексы реального курса белорусского рубля [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/rates/indices/. – Дата доступа: 21.01.2017 г.
19 Роговский, Е.А. Опасная финансовая турбулентность / Е.А. Роговский, В.С. Васильев // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2015. – № 2. – С. 3-22.
20 Тихонов, А. О. Денежно-кредитная политика в посткризисный период: национальный и международный уровни / А.О. Тихонов // Банковский вестник. – 2015. – №10. – С. 15-20.
21 Рудый, К. Современное социально-экономическое развитие стран / К. Рудый // Вестник АББ. – 2015. – № 13. – С. 41-49.
22 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение за 2016 г. – Мн.: НБ РБ, 2017. – 93 с.
23 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год: Указ Президента Республики Беларусь от 3 октября 2016 г. № 356 [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/documents/ondkp-2016.pdf. – Дата доступа: 21.01.2017 г.