Введение
1 Роль маркетинга в управлении предприятием
2 Анализ практики маркетинга в управлении в УП «Агрокомбинат «Ждановичи»
3 Совершенствование управления в УП «Агрокомбинат «Ждановичи» на основе маркетинга
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время маркетинг является важным элементом стратегического управления организацией, действующей как на внутреннем, так и на международном рынках. Маркетинг признан во всем мире в качестве эффективного инструмента разработки и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, расширения сбыта, привлечения инвестиций и, в конечном счете, роста прибыли предприятия.
Безусловно, для успешной работы предприятия недостаточно только производить качественный товар, нужно его продвигать. Тут и главная роль маркетинга - быть связующим звеном между предпринимателем и потребителем, таким образом, повышая результативность производства. Существуют следующие направления повышения результативности производства: внедрение новых технологий, модернизация оборудования и ресурсосбережение, привлечение инвестиций и их рациональное использование; повышение качества продукции; эффективность проводимых исследований, разработок и политики предприятия. Также опираясь на маркетинговое исследование предприятия могут варьировать свою деятельность и тут говорится не только об исследованиях направленных на требования потребителей, а так же об анализе конкурентоспособности. Маркетинг также позволяет понять агентам, каким образом предприятие- производитель должно организовывать процесс сбыта своей продукции, как надо поводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т.п.
В условиях рыночной экономики, возникает необходимость в разработке нового подхода к управлению, суть которого:
— в формировании представлений о результативности управляющих воздействий субъекта управления с позиций наибольшего удовлетворения потребностей целевых сегментов предприятия;
— в способности предприятия адаптироваться к условиям меняющейся конкурентной среды.
В связи с тем, что управление должно быть полностью ориентированно на рынок, особое значение для него начинает приобретать маркетинг. Именно маркетинг позволяет определить потребности, нуждающиеся в удовлетворении, проследить эволюцию существующих рынков, выявить потенциальные, а также сформировать эффективные стратегии выхода на них.
Таким образом, одним из подходов, формирующих новую парадигму управления предприятием, является применение концептуальных положений маркетинга в процессе управления. Управление предприятием на основе маркетинга и его совершенствование является актуальным для всех предприятий, что требует глубокого исследования данной проблемы на теоретическом и практическом уровнях.
1 Роль маркетинга в управлении предприятием
Маркетинг - широкое и многогранное понятие. Изначальное значение слова «маркетинг» было связано с определением «рынок» (от англ. market) [17, с. 8]. Специалисты предлагают дословный перевод - «рынкоделание», то есть деятельность, направленная па формирование рынка сбыта. Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Классическое определение маркетинга дал Ф. Котлер: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена» [11, с. 12].
Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга: ориентация на потребителя; комплексность; гибкость и адаптивность; концентрация усилий; нацеленность на перспективу; сочетание адаптивности с воздействием на потребителя; программно-целевой подход.
Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип – твердая ориентация на потребителя – в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип, в конечном счете, определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему. Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексность решения рыночных задач, при которой вся деятельность товаропроизводителя сливается в единый процесс.
Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих видов:
1) аналитическая - это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;
2) производственная - это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;
3) сбытовая - это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;
4) управленческая - поиск возможных путей развития деятельности организации, особенно в долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;
5) контрольная [2, с. 52].
2 Анализ практики маркетинга в управлении в УП «Агрокомбинат «Ждановичи»
Унитарное предприятие «Агрокомбинат «Ждановичи» (УП «Агрокомбинат «Ждановичи») – многоотраслевое сельскохозяйственное предприятие, подведомственное управлению сельского хозяйства исполнительного комитета Минского района [19].
УП «Агрокомбинат «Ждановичи» расположено в пригородном Минском районе с центром в агрогородке Озерцо, в 3-х км от г. Минска.
Предприятие было создано в 1956 г. Именно тогда в западной части пригорода Минска на базе трех колхозов был создан совхоз «Ждановичи». В 1975 г. совхоз «Ждановичи» был переименован в «Ждановичский тепличный комбинат».
Организационная структура управления УП «Агрокомбинат «Ждановичи» представлена в Приложении А.
Структура управления организацией носит линейно-функциональный характер с разделением управления между ключевыми функциональными менеджерами, подчиненными напрямую директору организации.
Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов, помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений:
- производственное подразделение (заместитель директора по производству, служба механизации, производство открытого грунта, производство защищенного грунта, служба строительства, производство продукции животноводства, производство тепло-энергетических ресурсов, диспетчерская группа);
- коммерческое и хозяйственное подразделение (главный бухгалтер и подчиненные ему подразделения, зам. генерального директора по экономике, финансовым и банковским вопросам, зам. генерального директора по маркетингу, реализации и снабжению);
- прочие подразделения, включая направление идеологической работы.
3 Совершенствование управления в УП «Агрокомбинат «Ждановичи» на основе маркетинга
В настоящее время все шире применяется автоматизация маркетинга – использование специализированных компьютерных программ и технических решений для автоматизации маркетинговых процессов организации. Основные области автоматизации – это маркетинговое планирование и бюджетирование, управление маркетинговыми активами, управление маркетинговыми кампаниями, взаимодействие с клиентами, управление потенциальными продажами, интеграция данных о клиентах и их аналитика, и другие аспекты маркетинга. Решения в области автоматизации маркетинга поставляются в составе некоторых систем по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM-систем), а также в виде независимых приложений – отдельных программ управления маркетинговыми задачами (Enterprise Marketing Management – EMM). В свою очередь, независимые приложения могут быть комплексными системами или предназначенными для решения частных маркетинговых задач.
Автоматизация маркетинга позволяет вывести рутинные процессы, которые обычно выполняются вручную, на более высокий уровень, интегрирует источники данных, повышает уровень безопасности и защиты корпоративных данных, открывает новые маркетинговые возможности и повышает эффективность маркетинга.
В число систем автоматизации маркетинга входят следующие группы систем автоматизации:
— Integrated Marketing Management, комплексное решение для отделов маркетинга, объединяющее функциональность для различных задач;
— Управление Маркетинговыми Ресурсами (Marketing Resource Management), в которых реализованы процессы создания и проведения маркетинговых кампаний, в том числе их бюджетирование, разработка этапов продвижения, создание списков рассылки и отслеживание маркетинговых исследований;
— Enterprise Feedback Management (EFM), корпоративное управление обратной связью, – класс корпоративных информационных систем, предназначенных для планирования и проведения маркетинговых исследований клиентов (потенциальных или реальных), ведения базы данных результатов и их анализа;
— Управление Кампаниями (Campaign Management), программы, частично охватывающие функциональность двух предыдущих классов и имеющие дополнительные функции для наиболее удобного решения специализированных задач, возникающих при проведении маркетинговых кампаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинг представляет собой одну из важнейших управленческих функций, позволяющих реализовать не только чисто маркетинговые цели и задачи, но и скоординировать деятельность компании для обеспечения достижения запланированных показателей производства.
Реализация маркетинга в управлении предприятием должна основываться на комплексном изучении условий ее функционирования, выявление которых служит достижению ключевой цели - ориентации всей деятельности компании на требования рынка, обеспечение ее гибкости во внешней среде. Для реализации управленческой функции маркетинга в компаниях должны быть созданы соответствующие подразделения.
В УП «Агрокомбинат «Ждановичи» маркетинговой деятельностью занимается торговый отдел. Центральной задачей деятельности торгового отдела является обеспечение реализации маркетинговой стратегии, составной частью которой является товарная стратегия, а также проведение маркетинговых исследований, рекламных компаний и контроль за сбытом продукции.
Стратегическим направлением маркетинговой деятельности предприятия является сохранение ориентации сбыта продукции на рынках города, так как УП «Агрокомбинат «Ждановичи » имеет налаженные устойчивые связи с сетью магазинов города и предприятиями общественного питания. Также принимаются меры для выхода на рынки других регионов республики и зарубежные рынки.
УП «Агрокомбинат «Ждановичи» использует в своей деятельности многомарочную стратегию. На предприятии продукция выпускается под комбинированными торговыми знаками, такими как УП «Агрокомбинат «Ждановичи», «Цветочная мастерская», «Ждановичи овощная столица», «Минская губерния», «Шинкарев».
В основе ценовой политики предприятия лежит затратный метод ценообразования.
На предприятии используется в качестве стратегии товародвижения – интенсивный сбыт. Продукция УП «Агрокомбинат «Ждановичи» реализуется по различным каналам на внутреннем и внешних рынках.
На предприятии осуществляется коммуникационная политика в виде рекламные акции, участия в выставках, ярмарках и другая инструменты комплекса продвижения.
1 Агаларова, Е.Г. Роль маркетинговой парадигмы в функционировании современной организации / Е.Г. Агаларова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. № 8 - 2. С. 274-275.
2 Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. - Минск : БГЭУ, 2015. - 538 с.
3 Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник.- СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2016. - 240 с.
4 Бочкарев, И. И. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / И.И. Бочкарев, В.А. Быков. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2013. - 259 с.
5 Взаимосвязь менеджмента и маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/3086/vzaimosvyaz-menedzhmenta-i-marketinga/. - Дата доступа:
6 Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 363 с.
7 Жукова, Т. Н. Управление и организация маркетинговой деятельности : учеб. пособие для вузов / Т. Н. Жукова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 197 с.
8 Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Завгородняя. Д. О. Ямпольская. - М.: Издательство Юрайт. 2018. - 340 с.
9 Зацепина, Е. В. Маркетинговые аспекты устойчивого развития организации / Е. В. Зацепина // Материалы IX Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2016 г. в 2 т. - Минск: БГЭУ, 2016. - С. 106-107.
10 Зимина, И. П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом / И. П. Зимина // Управленческие науки. - 2017. - № 1. - С. 48-51.
11 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2017. - 752 c.
12 Маркетинг: словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. - 412 с.
13 Маркетинговое управление и управление маркетингом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.good-reklama.ru/osnovymarketinga/20.html/. - Дата доступа:
14 Моисеенко, Ж. Н. Роль маркетинга в управлении предприятием / Ж. Н. Моисеенко, К. В. Семилякова, Ю. В. Луганская // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6. – С. 173-180.
15 Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко, Р. Н. Нагапетьянц. - М.: Инфра-М, 2014. - 282 с.
16 Наумчик, Ю.А. Изучение организационных структур управления маркетингом на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. - 2015. - № 1. - С. 40-43.
17 Немчин, А. М. Маркетинг: учеб. пособие / А.М. Немчин, Д.В. Минаев. - М.: «Бизнес-пресса», 2016. - 512 с.
18 Ойнер, О.К. Управление результативностью маркетинга : учеб. для магистров / О. К. Ойнер. - М.: Юрайт, 2015. - 343 с.
19 Официальный сайт УП «Агрокомбинат «Ждановичи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://www.akz.by/. - Дата доступа:
20 Резник, Г.А. О роли маркетинга в системе стратегического управления предприятием / Г.А. Резник // The Russian Management Journal. - 2017. - № 4. - С.17-21.
21 Руткевич Е.В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 309-315.
22 Шуклина, З.Н. Современное значение маркетингового управления бизнес-организациями / З.Н. Шуклина, А. В. Самусенко, Н.В. Мелешенко // Молодой ученый. - 2017. - № 13. - С. 410-416.