Показатели состояния денежно-кредитной системы Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
1 Общая характеристика денежно-кредитной системы
2 Анализ состояния показателей денежно-кредитной системы Республики Беларусь
Управление нормой обязательных резервов.
3 Совершенствование денежно-кредитной системы в условиях Беларуси
Введение
Кредитно-денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.
Достижение стабильного экономического роста невозможно без проведения последовательной и взвешенной денежно-кредитной политики. Государство должно быть готово в любой момент использовать механизм монетарной политики для моментального воздействия на экономику путем использования действенного механизма денежно кредитного регулирования.
Вместе с тем, универсальной теории денежно-кредитной политики, применимой ко всем странам и, в частности, к странам, находящимся в переходном периоде от плановой к рыночной экономике не существует. В связи с этим необходимо формирование национальной концепции, что предполагает изучение теории, методологии и практики денежно-кредитной политики государств с рыночной экономикой, выявление возможности их применения, адаптации к национальным особенностям, социально-экономическим проблемам. Этим обуславливается актуальность данной курсовой работы, в которой основное внимание сосредоточено на современной кредитно-денежной системе: ее состоянии и перспективе развития в Республике Беларусь.
Нормальное функционирование товарно-денежных отношений и развитие денежно-кредитной системы, с одной стороны должно способствовать ускорению развития производительных сил, а с другой - дать возможность активно использовать финансово-кредитную систему для целенаправленного воздействия экономическими мерами на хозяйственные процессы. Международный опыт показывает, что с помощью таких инструментов, как контроль над процентными ставками, регулирование валютного курса, операции на открытом рынке возможно эффективное воздействие не только на денежно-кредитную сферу, но и стимулировать развитие реального сектора экономики.
В то же время в данной области существует ряд проблем, таких, как некоторая несогласованность промежуточных целей, оптимальное соотношение использования тех или иных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Целью данной курсовой работы является исследование современной кредитно-денежной системы: ее состояния и перспектив развития в национальной экономике Республики Беларусь.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. провести характеристику денежно-кредитной системы;
2. изучить особенность кредитно- денежной системы Республики Беларусь и перспективы ее развития;
3. предложить методы совершенствования денежно-кредитной системы страны.
1 Общая характеристика денежно-кредитной системы
Денежно-кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств.
Денежно-кредитная система – составляющая экономики государаства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении [5, с. 284-296].
Денежно-кредитная политика – это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.
Поскольку денежно-кредитная политика является одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, ее конечные или стратегические цели совпадают с общими целями государственной экономической политики (обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса). Направленность денежно-кредитной политики не только на стабилизацию цен, но и на обеспечение полной занятости и экономического роста является общепринятой [5, с. 284-296].
В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.
Основа функционирования денежно-кредитной системы – товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования – банковская деятельность [4, с. 186-189].
Особое место в денежно-кредитной системе занимает центральный банк.
Известны различные модели построения центральных банков. В большинстве стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция, Республика Беларусь). В США, Швейцарии они организованы как акционерные общества. Главная задача центральных банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение
2 Анализ состояния показателей денежно-кредитной системы Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.
Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы.
Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.
В ходе анализа развития денежно-кредитной сферы Республики Беларусь было установлено, что для нее характерен ряд слабых сторон, обусловленных как влиянием внешних факторов, так и факторами внутреннего порядка. Однако предполагается, что в результате продуманной политики Национального банка Республики Беларусь и системы разработанных мер будет обеспечено стабильное и эффективное развитие кредитного рынка и кредитных отношений в Республике Беларусь. В Республике Беларусь сформировалась система денежно-кредитной политики. Определены основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики, что позволяет четко и последовательно проводить денежно-кредитную политику. Применяются система методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, сформированная с учетом мирового опыта и теоретических разработок отечественных и зарубежных ученых.
1. Указ Президента Республики Беларусь Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2017.pdf. – Дата доступа: 05.03.2017.
2. Банковский кодекс РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Кодексы Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://kodeks.by/bankovskij-kodeks-rb/ Статьи 25-26. – Дата доступа: 05.03.2017.
3. Глазунова, Л.А. Деньги, кредит, банки: практическое пособие для слушателей экономических специальностей ИПК и ПК. Гомель: ГГУ, 2006.
4. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с.
5. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки./ Е.Ф. Жуков. - М.: 2011. – 783 с.
6. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. – Минск, 2003.
7. Купчинова, О. Система банковского кредитования в Республике Беларусь: тенденции развития и современность/ О. Купчинова // Банкаусювеснк. – 2009. – № 7.
8. Маркусенко, М. Денежно-кредитная система Беларуси / М. Маркусенко // Финансовый директор. – 2009. – № 9. – с. 20-24.
9. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.by. – Дата доступа: 05.03.2017.
10. Мировая экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Статистика Мировой экономики. – Минск, 2017. – Режим доступа: http:// www.ereport.ru. – Дата доступа: 05.03.2017.
11. Нацбанк повысил норматив обязательных резервов для банков резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Май фин. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/5156-nacbank-povysil-normativ-obyazatelnyh-rezervov-dlya-bankov. – Дата доступа: 05.03.2017.
12. Норматив обязательных валютных резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/business_news/ 30923. – Дата доступа: 05.03.2017.
13. Олейникова, И.Н. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.Н. Олейникова. - Москва, 2011 - с. 126-151.
14. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 05.03.2017.
15. Полонский, В. Развитие финансово-кредитной системы / В. Полонский // Банкаусювеснгк. - 2011 - № 3. - с. 9-13
16. Поляка, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Г.Б. Полякова. - М.: 2008 - 639с.
17. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы [Электронный ресурс] / Студопедия. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://studopedia.ru/13_44481_ponyatie-sushchnost-i-struktura-sovremennoy-kreditnoy-sistemi.html. – Дата доступа: 05.03.2017.
18. Тихонов, А.О. Деньги, денежно-кредитная политика и экономическая трансформация: макродинамический подход /А. О. Тихонов — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2012.
19. Тихонов, А. О. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ / А.О. Тихонов // Банкаусювеснгк. - 2009. - № 13. -с. 26-32.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
готовую работу?