Введение
1 Разработка базы данных
1.1 Проектирование базы данных
1.2 Реализация модели данных в среде СУБД Access
2 Разработка интерфейса
3 Разработка запросов и отчетных форм
3.1 Разработка запросов
3.2 Разработка отчетов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Прогресс, достигнутый за последние некоторое количество лет во всех сферах вычислительной техники, включая теорию, технологии и приложения, привел к сильному расширению области внедрения компьютеров и подъему количества их пользователей. Значимой долей передового общества считаются различные системы доступа и хранения информации, которые выступают в роли обязательной составляющей передового научного прогресса. Есть немало серьезных обстоятельств перевода имеющейся информации на компьютерную основу, т.к. наиболее стремительная переработка данных и централизация их хранения, с внедрением клиент-серверных технологий, помогают сберечь немалые деньги и время для получения нужной информации. Кроме того, существенно упрощается доступ к огромным объемам информации и ведение баз данных. Во многих крупных компаниях появляется проблема такой организации управления данными, которая дала бы максимально эффективный результат. Иногда компании используют шкафы с папками, но большая часть выбирают компьютеризированные СУБД, позволяющие отлично хранить, получать информацию и работать с данными больших размеров. Инновационные СУБД – многопользовательские системы управления базой данных, которые специализируется на управлении массивом информации, одним или множеством одновременно работающих пользователей. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время различные виды баз данных широко используются в нашей повседневной жизни. Любая, успешно работающая организация, хранит свои данные и обрабатывает их с использованием современных систем управления базами данных. Они повсеместно используются для получения сведений о сотрудниках, о товарах, о продажах, бухгалтерских данных, данных бизнеса и так далее. Но информация сама по себе без обработки не представляет интерес, поэтому работа с базами данных всегда требует совершенствования способов хранения данных, а также сокращения времени выборки данных, необходимых для получения своевременной и необходимой информации.
1 Разработка базы данных
В самом широком понятие база данных - это набор записей и файлов, которые были организованны особым образом. Вы можете хранить имена и телефоны коллег или друзей в компьютере. В качестве одного из типов бд могут выступать - документы, которые сгруппированы по общим темам и были набраны с помощью различных текстовых редакторов. Другой тип — это файлы электронных таблиц. Они объединяются по характеру их применения. С подъемом известности СУБД в 70-80-х годах возникло очень много разных моделей данных. Каждая из этих моделей имела свои плюсы и минусы, которые в последствии сыграли главную значимость в формировании реляционной модели данных, возникнувшей по причине рвения облегчить первые модели данных. До выхода в свет СУБД вся информация, которая была в компьютерной системе обычно, держалась в виде отдельных файлов. Система управления файлами, которая традиционно считается частью операционной системы, следила за местами расположения и именами файлов. В системах регулирования файлами модели данных, зачастую не использовались. Эти системы ничего не знали о том, что содержится внутри файла. Для этих систем файл, сохраняющий данные о начисленной заработной плате, это документ, который ничем не отличается от файла текстового процессора. Знание о содержимом файла - какие данные в нём хранятся и какова их структура - было уделом прикладных программ, использующих этот файл. В приложении для зачисления заработной платы любая из программ, работающая с файлом, с данными о работниках, хранит в себе описание структуры данных (ОСД), которые находятся в этом файле. Во время изменения структуры данных файла, к примеру, при добавления нового элемента данных для всех работников, - нужно было переработать все программы, которые работали с файлом.
2 Разработка интерфейса
По исследованиям в области интерфейса пользователя было написано несколько статей. А.Б. Кунгурцев и Я.В. Поточняк написали об интерфейсе для общения пользователей с информационными системами на естественном языке. Универсальный графический интерфейс пользователя на примере системы акустического мониторинга был исследован К.А. Халитовым и О.И. Седляровым. Н.В. Новожилова рассмотрела особенности проектирования дружественных интерфейсов для пользователей-экономистов. Для оценки качества пользовательского интерфейса выделяют несколько главных признаков:
1. Простота интерфейса – интерфейс не должен быть захламлён огромным количеством функций, пользователь должен видеть только самые необходимые или те, с которыми он работает на данный момент.
2. Понятность интерфейса – интерфейс должен быть интуитивно понятен для пользователей новичков, чтобы при первом запуске они могли сразу же начать пользоваться программным обеспечением.
3. Наличие справочной информации – для упрощения процесса изучения необходима справка. Буквально – графическая подсказка, объясняющая значение того или иного ЭИ. Полное руководство должно быть частью интерфейса, доступной в любой момент.
4. Навязчивость интерфейса – интерфейс не должен навязывать пользователю не нужные функции и услуги, если того не требуется.
5. Унификация интерфейса – программное обеспечение должно соблюдать унификацию, чтобы сочетания клавиш, интерфейсы и основные принципы работы были максимально похожи на другие программы, чтобы пользователю не пришлось обучаться заново. Например, горячие клавиши.
Проведём анализ интерфейсов нескольких современных программ для последующей разработки своего интерфейса. Данный анализ показан в таблице 2.1.
3 Разработка запросов и отчетных форм
Запрос (query) – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Применяются два типа запросов: по образцу (QBE – Query by example) и структурированный язык запросов (SQL – Structured Query Language). QBE – запрос по образцу – средство для отыскания необходимой информации в базе данных. Он формируется не на специальном языке, а путем заполнения бланка запроса в окне Конструктора запросов. SQL – запросы – это запросы, которые составляются (программистами) из последовательности SQL – инструкций. Эти инструкции задают, что надо сделать с входным набором данных для генерации выходного набора. Все запросы Access строит на основе SQL – запросов, чтобы посмотреть их, необходимо в активном окне проектирования запроса выполнить команду Вид/SQL. Существует несколько типов запросов: на выборку, на обновление, на добавление, на удаление, перекрестный запрос, создание таблиц. Наиболее распространенным является запрос на выборку. Запросы на выборку используются для отбора нужной пользователю информации, содержащейся в таблицах. Они создаются только для связанных таблиц. Далее рассмотрим созданные запросы. Запрос по зарплатам работников.
Заключение
В ходе курсового проекта была разработана база данных рабочих. Все запросы и таблицы разработаны в соответствии с установленными требованиями. После выполнения работы можно с уверенностью сказать, что база данных полностью соответствует исходному заданию, а также позволяет выполнять все возложенные на нее задачи. В дальнейшем в программе можно было бы улучшить следующее:
- улучшить графический интерфейс программы;
- создать визуальное приложение на языке высокого уровня;
- заполнить базу данных полностью, а именно заполнив таблицы полностью.
Были выполнены следующие задачи:
- Разработана базу данных в СУБД MS ACCESS;
- Разработан интерфейс базы данных в СУБД MS ACCESS;
- Разработаны запросы и отчеты.
Таким образом все задачи выполнены, цель достигнута.
1. Астапкина, Т.В. Автоматизация работы пользователя в среде СУБД Access: Пособие для студентов всех специальностей: В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Ашарчук, Т.В. Астапкина, И.В. Дубинина. — Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2001. — 48 с.
2. Ахмадеев, И.А. Базы данных: учебное пособие / И.А. Ахмадеев, А.Х.Хайруллин, С.Ю.Юрасов. — Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004. — 237 с.
3. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных / К. Дж. Дейт – 8-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс": ил. — Парал. тит. англ., 2005. — 1328 с.
4. Диго, С.М. Базы данных. Проектирование и создание: Учебно-методический комплекс / С.М. Диго. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 171 с.
5. Избачков, Ю.С. Информационные системы: учебник для высших учебных заведений / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. – СПб: Питер, 2008. – 656 с.
6. Коннолли, Т. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика, 2-е изд.: Пер. с англ. / Т. Коннолли, К. Бегг, А. Страчан. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 1120 с.: ил.
7. Кошелев, В.Е. Access 2007. / В.Е. Кошелев. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2008. – 592 с.: ил.
8. Краморенко, Н. В. Базы данных: учебное пособие / Н.В. Краморенко. – Владивосток: Владивосток, 2004. – 86 с.
9. Левчук, Е.А. Технологии организации, хранения и обработки данных: учебное пособие для высших учебных заведений/ Е.А. Левчук. – Мн: Вышейшая школа, 2007. – 239 с.
10. Литвин, Л.Г. Access 2002: Разработка настольных приложений / Л.Г. Литвин, К. Гетц, М. Гунделой – Пер. с англ. – СПб.: Питер; Киев: Изд. группа BHV, 2002. – 1008 с.