ВВЕДЕНИЕ
1 Инвестиционная политика АТП в развитых странах
1.1 Инвестиционная политика Великобритании
1.2 Инвестиционная политика Германии
2 Анализ инвестиционной привлекательности АТП в Республике Беларусь
2.1 Инвестиционная привлекательность АТП
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гулбис»
2.3 Анализ инвестиционной привлекательности ООО «Гулбис»
3 Повышение инвестиционной привлекательности АТП в современных условиях Республики Беларусь
3.1 Направления улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь
3.2 Повышение инвестиционной привлекательности ООО «Гулбис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиции – это денежные средства и иные активы, вкладываемые их владельцем (инвестором) в какое либо коммерческое предприятие, финансовые инструменты и другие объекты на заранее оговоренных условиях с целью получения прибыли.
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Инвестиционная политика предприятий (коммерческих организаций) – это комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятий в ближайшей и дальней перспективе.
Основной целью инвестиционной политики является повышение уровня инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и организаций в частности.
Инвестиционная привлекательность – это совокупность характеристик, которые показывают, насколько целесообразно вкладывать денежные средства в дальнейшее развитие предприятия.
Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Гулбис». Предметом – его инвестиционная привлекательность.
Цель работы: проведение анализа инвестиционной привлекательность ООО «Гулбис», выявление резервов ее повышения.
1 Инвестиционная политика АТП в развитых странах
1.1 Инвестиционная политика Великобритании
Великобритания имеет один из самых привлекательных инвестиционных режимов среди развитых стран мира. Она также является мировым лидером по количеству заключенных соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Весьма важное значение в регулировании инвестиционной деятельности Великобритании занимают инвестиционные компании – трасты [16, с. 104], право¬вой основой существования которых является ограниченная ответственность, а основной целью выступает эффективное объединение мелких инвестиций в большие. Кроме того, вся система регулирования инвестиционной деятельности Великобритании направлена, в первую очередь, на защиту прав владельцев капитала и на обеспечение наиболее беспрепятственного и быстрого капиталонакопления в интересах владельцев капитала и, в конечном счете, на развитие производства и рост потребления.
Приоритетом инвестиционной политики британского правительства в пост-кризисный период является привлечение долгосрочных прямых иностранных инвестиций для реализации капитальных проектов в различных отраслях экономики страны, в особенности в части развития инновационных направлений и модернизации национальной инфраструктуры.
Действенным инструментом при осуществлении некоторых инвестиционных проектов считаются двусторонние инвестиционные соглашения.
С точки зрения отраслевого деления исходящих британских инвестиций, наибольшая их часть традиционно приходится на сектор услуг, а также на такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, химическая промышленность и фармацевтика [4].
В составе исходящих британских инвестиций в производство приоритет отдается инвестициям в странах с меньшей стоимостью производства, чем в Великобритании. При этом, зарубежные инвестиции в производство с низким уровнем издержек и сохранение внутри страны наукоемких и капиталоемких производств приводит к сокращению спроса на неквалифицированную рабочую силу в Великобритании.
Иностранные инвесторы в Великобритании свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. В стране действует либеральное законодательство, регулирующее деятельность компаний, которое устанавливает четкую и достаточно простую систему их регистрации. Однако, необходимо отметить достаточно высокий уровень требований к компаниям, осуществляющим свою деятельность на финансовом рынке страны, в частности
2 Анализ инвестиционной привлекательности АТП в Республике Беларусь
2.1 Инвестиционная привлекательность АТП
Инвестиционная привлекательность – это набор финансово-экономических показателей определяющих оценку внешней среды, уровень позиционирования на рынке, потенциал полученного в конце результата.
На этот показатель влияет большое количество факторов, одним из них является инвестиционная привлекательность отрасли, дать точное определение нельзя, т.к. в каждой сфере есть набор свойств необходимых для определения оценки привлекательности. В основном данное понятие направленно чтобы инвестор смог оценить, насколько выгодно, вкладывать капитал в проект.
Инвестиционная политика предприятия должна формироваться и корректироваться на примере других компаний. Такой подход позволяет правильно выбрать нужные инвестиции для эффективного внедрения проекта в реальность, но при этом процесс должен обеспечивать достаточного уровня до¬ход, который приемлемый для всех сторон.
Инвестиционная привлекательность привязана не только к финансовым структурам, но еще к регионам страны и отраслям.
В таком случае инвестор должен четко понимать все положительные и отрицательные стороны сложившихся условий на производстве. Для этого привлекательность инвестиционной деятельности определяют на следующих уровнях: макроуровень – рассматривается на уровне всей страны, мезоуровень – региона, микроуровень – только на территории действующего предприятия.
Привлекательность АТ для инвестиций в инновации очень высока из-за высокой эффективности и скорости окупаемости даже низких капитальных вложений. В автомобильной отрасли естественным образом сформированы предпосылки для быстрой реализации инноваций: срок службы основных фондов, обеспечивающих наибольший доход: автомобилей – в среднем до 35 лет; средняя норма прибыли 5–18 %, в то время как в промышленности около 20 %; средний период окупаемости автомобилей при интенсивной эксплуатации и современных технологиях перевозки составляет 2–5 лет, когда промышленного оборудования – более 25 лет. Есть и другие факторы инвестиционной привлекательности отрасли: высокая конкурентоспособность, мобильность в изменении направлений деятельности, организационная гибкость, низкий уровень постоянных затрат в общих затратах на производство услуг и др.
Точная оценка инвестиционной привлекательности производства имеет значение как для предприятий транспорта, так и для инвестора. В этом случае следует учитывать специфические факторы отрасли [17, с. 34]:
3 Повышение инвестиционной привлекательности АТП в современных условиях Республики Беларусь
3.1 Направления улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь
Важнейшим фактором инвестиционной привлекательности Республики, обуславливающим привлечение отечественных и иностранных инвестиций, будет использование имеющихся преференциальных режимов, сформированных в Республике Беларусь с целью создания для инвесторов более комфортных условий реализации инвестиционных проектов.
Одним из вышеназванных преференциальных режимов является механизм реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных договоров согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Дальнейшее сопровождение инвестиционных проектов, оказание инвесторам необходимого содействия будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности страны.
На территории Республики Беларусь функционируют свободные экономические зоны, одной из основных целей которых является привлечение инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. Одним из преимуществ инвесторов-резидентов свободной экономической зоны перед инвесторами вне зоны является наличие особых налоговых и таможенных льгот и преимуществ. Предоставляемые государством преференции для резидентов особой экономической зоны помогают налаживать эффективную деятельность в государстве, обеспечивают скорейшую окупаемость вложенных инвестиций. Для наибольшей привлекательности реализации крупных инвестиционных проектов, планируется развитие соответствующей инженерной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Привлечению инвестиций в малые и средние населенные пункты будет способствовать Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».
Одним из направлений инвестиционной политики Республики Беларусь в 2015–2020 годах будет международное и межрегиональное инвестиционное сотрудничество с Китайской Народной Республикой, связанное с реализацией положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам выполнения курсовой работы можно сделать выводы о том, что инвестиционная политика является одной из важнейших сфер государственного регулирования как в Республике Беларусь, так и за рубежом.
Для повышения инвестиционной привлекательности разрабатываются мероприятия, программы, стратегии на уровне страны в целом и отдельных организаций в частности.
В данной работе анализ инвестиционной привлекательности проводился на примере ООО «Гулбис», которое предоставляет полный комплекс услуг в сфере автомобиль¬ных грузоперевозок по Беларуси, России, Западной Европе, Азии, Скандинавии.
Организацией в 2014 и 2015 году получены чистые убытки, которые составили 153 и 197 млн. руб. соответственно, при этом прибыль от реализации остается на довольно высоком уровне: рентабельность продаж снизилась в 2014 году на 7,1% и составила 9,0%, в 2015 – увеличилась на 7,9% и достигла уровня 16,9%.
Таким образом, можно отметить, что чистые убытки образовались за счет убытков от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, в частности за счет курсовых разниц (предоставление отсрочек платежа) и выплат процентов по кредитам.
Следует отметить высокую инвестиционную привлекательность ООО «Гулбис» в 2013 году, на основании которой были осуществлены значительные финансовые вложения в 2014 и 2015 годах.
Текущая деятельность организации имеет высокий уровень прибыльности, однако значтельные суммы процентов, выплачиваемых по долгосрочным кредитам, за счет которых были профинансированы инвестиционные вложения, минимизируют инвестиционную привлекательность компании на данном этапе ее деятельности.
Кроме того, негативным моментом является высокая продолжительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности, которая говорит о том, что при заключении контрактов компания предоставляет отсрочку более 60 дней, т.е. финансирует деятельность других организаций и теряет часть реальной прибыли за счет инфляционных процессов в стране.
ООО «Гулбис» необходимо пересмотреть данный вопрос в сторону сокращения сроков последующей оплаты.
Например, при сокращении продолжительности оборота до 30 дней среднегодовая величина краткосрочной задолженности снизится на 3 688 млн. руб. и составит 2 310 млн. руб.
Эта сумма первоначально будет перераспределена на пополнение
1 Инвестиции и строительство в Республике Беларусь : стат. сб. / редколл. под предс. И.В. Медведевой. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 168 с.
2 Инвестиции : Учеб. пособие / М.В. Чиненов. – М.: КНОРУС, 2007. – 248с.
3 Инвестиции : Учеб. пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. – М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.
4 Инвестиционная политика Великобритании и иностранные инвестиции. – URL : http://www.ved.gov.ru/exportcountries/gb/about_gb/laws_ ved_ gb/ invest_law_gb/ – Дата обращения : 25.02.2017.
5 Инвестиционная политика Республики Беларусь. – URL : http:// www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat – Дата обращения : 25.02.2017.
6 Инвестиционная политика ФРГ. – URL : http://www.ved.gov.ru/rus_ export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=4159 – Дата обращения : 25.02.2017.
7 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования : утверждена постановлением Мин. финансов и Мин. экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 №140/206 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2017.
8 Лебедева, А.С. Исследование методов оценки эффективности инвестиционных проектов автотранспортного предприятия / А.С. Лебедева // Научный журнал НИУ ИТМО. – 2012. – №2.
9 Лекаркина, Н.К. Проблемы привлечения инвестиций и возможность их решения / Н.К. Лекаркина // Оценка инвестиций. – 2016. – №2. – С. 7 – 15.
10 Михалева, И. А. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия / И.А. Михалева, Е. А. Федорова // Известия Тульского государственного университета. – 2008. – №2. – С. 78 – 84.
11 Нешитой, А. С. Инвестиции : Учебник / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и К°, 2007. – 372 с.
12 Нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности : утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2017.
13 Подпругин, А.В. Опыт Великобритании в сфере стимулирования инвестиционной деятельности / А.В. Подпругин, Е.А. Голяшина // Science Time. – 2015. – №1. – С. 376 – 382.
14 Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь. – URL : http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryPolicyInstruments/RefinancingRate – Дата обращения : 25.02.2017.
15 Транспорт и связь в Республике Беларусь : стат. сб. / редколл. под предс. И.В. Медведевой. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. – 115 с.
16 Сокуров, С.А. Инвестиционная модель зарубежных стран / С.А. Сокуров // Бизнес в законе. – 2011. – №6. – С. 103 – 105.
17 Сханова, С.Э. Инвестиции на автомобильном транспорте : Учеб. пособие / С.Э. Сханова. – СПб.: СПбГАСУ, 2011. – 184 с.