Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе имеются приложения:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы по формированию учебной мотивации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протоколы методик исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коррекционно-развивающая программа по повышению учебной мотивации для старшего дошкольного возраста с ЗПРВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена большой распространенностью такого нарушения как задержка психического развития и тенденцией к увеличению количества таких детей. Проблема формирования учебной мотивации учащихся с задержкой психического развития определяется ростом у них затруднений, связанных со снижением уровня мотивации и, как следствие, со снижением успеваемости, отсутствием интереса к изучению отдельных предметов и учебному процессу в целом. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте представляет собой одну из важнейших и поэтому актуальных проблем современной школы.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Наличие у учащихся каких-либо нарушений, как правило, затрудняет формирование учебной мотивации.
На сегодняшний день имеются данные, что основной дефект задержки психического развития искажает формирование успешной учебной деятельности. У младших школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Поэтому важно в начальных классах сформировать учебную мотивацию, которая придает значимость учебной деятельности (Н.Л. Белопольская, Л.B. Кузнецова, И.Ю. Кулагина). Целенаправленная, систематическая и специально организованная коррекционно-развивающая работа способна обеспечить формирование мотивации учебной деятельности у детей с задержкой психического развития [26].
В специальной психологии последних лет уделяется пристальное внимание вопросам развития учащихся с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.), а также изучению учебной мотивации этой категории детей (Н.Л. Белопольская, С.А. Домрачева, И.В. Крупенникова, Л.B. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.А. Макеева, Е.А. Черенева, Д.В. Черенев).
Особое внимание уделяется формированию мотивации к учебной деятельности как способу школьной адаптации среди младших школьников (Е.В. Буркова [13], Н.В. Крыжановская [12], Т.М. Ташина [25], М.Н. Турабаева [27]).
Однако, имеющиеся исследования в области учебной мотивации учащихся с задержкой психического развития немногочисленны и слабо освещены. Анализ литературы, посвященной проблеме мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, позволил сделать вывод о недостаточной изученности проблемы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
1.1 Понятие учебной мотивации
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [2].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. В отечественной литературе наиболее распространена психологическая теория деятельности, где мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности.
Мотив здесь является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. В отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, то есть следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее [14, с. 107].
По мнению С.Л. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону [18].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта. Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими «единицами пристрастности» и различными составляющими опыта.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Диагностика состояния мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Цель опытно-экспериментальной работы: разработать и апробировать программу по психологической диагностике и формированию учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1) изучение и анализ психологической и специальной литературы, подбор методов диагностики, формирование выборки, проведение констатирующего эксперимента;
2) на основании проведенного констатирующего эксперимента разработка коррекционной программы и ее апробация (формирующий эксперимент);
3) проведение повторной диагностики с целью определения результативности предложенной коррекционно-развивающей программы (контрольный эксперимент).
Теоретический анализ литературы показал, что мотивационная готовность к школе включает в себя готовность ребенка к принятию позиции школьника, сформированную иерархию мотивов с развитой учебной мотивацией.
Диагностика состояния мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе с задержкой психического развития осуществлялась с помощью следующих методик:
1. Методика «Беседа о школе» (по Т.А. Нежновой) [23].
Цель методики: выявить желание ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции. Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ребенка протоколируются.
Возможные варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности;
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни;
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.
Вопросы беседы:
Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу
2. Почему ты хочешь идти в школу?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одно из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности. Мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), побуждающих человека к активной деятельности. Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, которые могут быть внутренними и социальными. В основе учебной мотивации младшего школьника лежит интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка, а также стиль педагогической деятельности.
Задержка психического развития представляет собой нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Учебная мотивация у младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей, которые обусловлены специфическими расстройствами психологического развития. Учащиеся с задержкой психического развития отличаются своеобразием мотивационной сферы детей и отсутствием готовности к школьному обучению. Они характеризуются неадекватной сформированностью учебных мотивов, преобладанием игровой мотивацией перед учебной, плохо осознают учебные мотивы, которые непосредственно связаны с процессом обучения, недостаточно развитой способностью к осознанию и адекватному оцениванию своих реальных возможностей, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низким уровнем самоконтроля и саморегуляции. Значимым мотивом детей с ЗПР является мотивация избегания неудачи или наказания, которая создает отрицательный эмоциональный фон для всей учебной деятельности. Появлению положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебным предметам, заинтересованности в результатах своей работы может способствовать целенаправленная коррекционно-развивающая работа.
Результаты исследования внутренней позиции школьника показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития преимущественно не ориентированы на содержание учебной деятельности, а ориентированы на внешкольные виды деятельности, что является показателем низкого уровня сформированности учебной мотивации. Результаты исследования мотивов учения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем этапе показали, что старшие
1. Белопольская, Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей ЗПР / Н. Л. Белопольская // Вопросы психологии. – 1997. − № 1. − С. 19-25.
2. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – С. 7-44.
3. Булатова, О. В. Особенности познавательного интереса у младших школьников с ЗПР / О. В. Булатова // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 10. – С. 327-332.
5. Домрачева, С. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / С. А. Домрачева, Д. С. Кононова // Начальная школа : Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
6. Дробинская, А. О. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) / А. О. Дробинская, М. Н. Фишман // Дефектология. – 1996. –№ 5. – С. 22-30.
7. Жаренкова, Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1975. – № 4. – С. 29–35.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
9. Иванова, Т. Ф. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. Ф. Иванова. – Волгоград : ВГПУ, 2005. – 18 с.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
12. Крыжановская, Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н. В. Крыжановская, Л. А. Малкеян // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
13. Крыжановская, Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников / Н. В. Крыжановская, Е. В. Буркова // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 11-15.
15. Кулагина, И. О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И. О. Кулагина, С. В. Гани // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 113-123.
16. Кушнир, Н. Я. Детский сад – школа : Проблемы преемственности : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Я. Кушнир. – Мн. : Полымя, 2000. – 152 с.
17. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 144 с.
18. Макеева, Е. А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10 / Е. А. Макеева. – М. : МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. – 17 с.
19. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. − М. : Педагогика, 1983. − 64 с.
23. Нижегородцева, Н. В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : Владос, 2001. – 256 с.
25. Ташина, Т. М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению / Т. М. Ташина // Ученые записки СПбГИПСР. – 2014. – Вып. 1, Т. 21. – С. 116-120.
26. Толстикова, О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников / О. Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3 (27). – С. 73-81.
27. Турабаева, М. Н. Учебная мотивация младших школьников / М. Е. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
30. Черенева, Е. А. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР / Е. А. Черенева, Д. В. Черенев // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 7. – С. 279-285.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
В работе имеются приложения:
готовую работу?