Экзотизмы и их функция в лирике Н.С. Гумилёва Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 33.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования экзотизмов в литературном творчестве
1.1 Творческая биография Николая Гумилева
1.2 Экзотизмы как отражение восприятия иностранной действительности
Глава 2 ПРактический анализ функционирования ЭКЗОТИЗМОВ В творчестве Николая Гумилева
2.1 Анализ экзотизмов в творчестве Николая Гумилева
2.2 Сопоставление использования экзотизмов различных видов в творчестве Николая Гумилева
ВВЕДЕНИЕ
Николай Гумилев является одним из наиболее значимых русских поэтов. Он был соучредителем акмеистического движения. Поэт много путешествовал, и это нашло отражение в его творчестве — значительная его часть посвящена реалиям других стран.
В связи с этим поэт использовал в своих произведениях такие лексические единицы, как экзотизмы. Экзотизмы — это заимствования из других языков, отражающие реалии иностранной действительности. Их использование в художественном произведении позволяет создать особый стиль и образность.
Актуальность исследования определяется активным использованием в языке экзотизмов и вниманием к ним со стороны лексикологии, лексикографии, лингвокультурологии, а также интересом читателей и исследователей к творчеству Н.С. Гумилева, к его языку и стилю.
Объект исследования — поэтика Николая Гумилева.
Предмет исследования — экзотизмы, использованные Николаем Гумилевым в его произведениях.
Цель исследования — выявить специфику и частотность использования экзотизмов в творчестве Николая Гумилева.
В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач:
1) изучение творческой биографии поэта;
2) выявление сущности и ознакомление с классификацией экзотизмов;
3) выборка экзотизмов из произведений Николая Гумилева;
4) лексикологический анализ экзотизмов;
5) выявление частотности использования различных видов экзотизмов в творчестве Николая Гумилева.
Материалом для исследования послужили стихотворения Николая Гумилева.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКЗОТИЗМОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
1.1 Творческая биография Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев (15 апреля 1886—25 августа 1921) был влиятельным русским поэтом, литературным критиком, путешественником и военным офицером. Он был соучредителем акмеистического движения [10, c.13].
Николай родился в городе Кронштадте на острове Котлин, в семье Степана Яковлевича Гумилева (1836—1920), военно-морского врача, и Анны Ивановны Львовой (1854—1942). Его детское прозвище было «Монтигомо» — «Коготь Ястреба». Будущий поэт учился в гимназии Царского Села, где его учителем был поэт-символист Иннокентий Анненский. Позже Гумилев признал, что именно влияние Анненского поспособствовало тому, чтобы он занялся поэзией [5, c.318].
Его первая публикация — это стихи «Я в лес бежал из городов» (8 сентября 1902 года). В 1905 году он опубликовал свою первую книгу стихов под названием «Путь конкистадоров». Она включала в себя произведения по самым экзотическим предметам, которые только можно себе представить, от жирафов из озера Чад до крокодилов Каракаллы. Хотя Гумилев гордился этой книгой, большинство критиков считали его технику неряшливой; позже он будет ссылаться на эту коллекцию как на работу ученика [23, c.206].
С 1907 года Николай Гумилев много путешествовал по Европе, особенно по Италии и Франции. В 1908 году появился его новый сборник «Романтические цветы». В Париже он начал выпускать литературный журнал «Сириус», но в свет вышли только три выпуска. Вернувшись в Россию, он отредактировал и внес свой вклад в художественный журнал «Аполлон». В тот период он влюбился в несуществующую женщину Черубину де Габриак. Оказалось, что Черубина де Габриак была
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКЗОТИЗМОВ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА
В предыдущей главе нами было выявлено, что Николай Гумилев довольно часто обращался в своих поэтических произведениях к иностранным реалиям. В связи с этим в текстах его произведений довольно частотным является использование различных экзотизмов. Их анализ представлен в этой главе.
2.1 Анализ экзотизмов в творчестве Николая Гумилева
В стихотворении «Абиссиния» содержится немало экзотизмов, связанных с реалиями жизни Эфиопской империи. Более того, само название стихотворения является экзотизмом, входящим в разряд имен собственных.
Значительная часть экзотизмов, использованных в данном произведении, так же, как и его название, относятся к разряду имен собственных. Они номинируют локализации и реалии Эфиопии. Другие экзотизмы также раскрывают специфику жизни в описываемом регионе.
Итак, в стихотворении было обнаружено:
экзотизмы (имена собственные) — 14;
экзотизмы (нарицательные) — 8.
В соответствии со степенью ассимиляции в русской лингвокультуре экзотизмы представлены в следующем количестве:
ассимилированные — 5;
неассимилированные — 17.
В тематической классификации экзотизмы имеют следующую частотность:
населенные пункты и их объекты — 11;
одушевленные лица — 3;
особенности ландшафта — 3;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования было выявление специфики и частотности использования экзотизмов в творчестве Николая Гумилева.
В теоретической главе исследования была изучена творческая биография Николая Гумилева. Также была выявлена сущность экзотизмов: слова, обозначающие явления действительности другой страны. Они могут иметь различные классификации, но наиболее актуальной является тематическая. В русском языковом сознании выделяются народы традиционного контактирования. Следует сказать, что широко известная толерантность русских проявляется и в относительной «вялости» выделения (противопоставления) народов внутри собственного многонационального государства.
В практической части произведена выборка и последующий анализ экзотизмов, использованных в творчестве Н. Гумилева. Было выявлено, что их обильное количество обусловлено тематикой произведений и интенциями автора.
1. Абрамов, В.Н. О понятиях «средство» и «прием» в современной стилистике. Статус стилистики в современном языкознании. Тезисы докладов / В.Н. Абрамов. — Пермь, 1990. — С.197—198.
2. Аверинцев, С.С. Филология / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия в восьми томах. — Т.7. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — С.974—979.
3. Арутюнова, Н. Метафора / Н. Арутюнова // Большая Советская Энциклопедия. Языкознание. – М., 1998. — С.302—317.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. М. : Академический проект, 2004. – 400 с.
5. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма / А. Белый. — М., 1994. — Т.1. — 480 с.
6. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. — М., 1994. — Т.2. — 528 с.
7. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. — М. : изд-во АН СССР, 11962. — 515 с.
8. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1980. — 193 с.
9. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т.Г. Винокур. — М. : Куб, 1980. — 237 с.
10. Волкова, П.Д. Николай Гумилев: жизнь, семья и история рода / П.Д. Волкова. — М. : Подкова, 2002. — 221 с.
11. Гальперин, И.Р. Опыты стилистического анализа / И.Р. Гальерин. — М.: Высшая школа, 1968. — 64 с.
12. Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности / А.И. Горшков. — М., 1996. — 336 с.
13. Гумилев, Н.С. Избранное / Н.С. Гумилев. — М. : Художественная литература, 1982. — 735 с.
14. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М. : Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
15. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. — М. : Искусство, 1970. — 457 с.
16. Лысенко, Е.В. Мотив молчания и тишины: к вопросу об интертекстуальных связях / Е.В. Лысенко // Литература в диалоге культур. — Ростов-н./Д., 2006. — С.211—214.
17. Медведев, В.Н. Трава после нас: сборник интервью / Ф.Н. Медведев. — М. : Книга, 1988. — 187 с.
18. Медведев, Ф.Н. Цена прозрения / Ф.Н. Медведев. — М. : Книга, 1990. — 210 с.
19. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. — Иваново: Листос, 2011. — 255 с.
20. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: сборник статей / Г.Н. Поспелов. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — 336 с.
21. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э.Сепир. — М., 1993. — С.259—265.
22. Скиба, В.А. Художественный образ / В.А. Скиба, Л.В. Чернец // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. — М., 2000. — С.338—346.
23. Словарь языка русской поэзии XX века / под ред. В.П. Григорьева. — М. : Языки славянской культуры, 2001. — 680 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 33.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
готовую работу?