Введение
1 Экономическая сущность и организация учета расчетов плательщика по налогам и сборам
1.1 Налоговая система государства и экономическая сущность налогов, их значение в развитии экономики страны
1.2 Цель и задачи учета расчетов организации по налогам и сборам
2 Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам
2.1 Виды и порядок расчета налогов и сборов, уплачиваемых организацией
2.2 Организация налогового учета у хозяйствующего субъекта
2.3 Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам
2.4 Организация контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам
3 Пути совершенствования учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основой существования любого государства в современном цивилизованном обществе является бюджет, который финансирует расходы на экономическое развитие, поддержание власти, оборону, а также обеспечение населения социальными гарантиями в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, защиты и закона и порядка. Размер доходов бюджета во многом определяется эффективностью действующей налоговой системы.
Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику, налоги занимают важное место. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
В настоящее время вопрос правильного учета налогов и сборов является очень важным, поскольку существующий механизм налогообложения предприятий состоит из очень многочисленной и довольно сложной системы налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что вызывает определенные трудности с учетом профессионалы.
Законом, руководствами, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов, порядок подачи отчетов в налоговую инспекцию и соответствующие органы, нарушение которых влечет за собой введение серьезных финансовых санкций. В то же время ошибки в налоговых расчетах в основном связаны с недостаточно грамотной работой специалистов бухгалтерского учета и финансовых служб предприятия.
По некоторым оценкам, 75% ошибок происходят из-за низкой организации бухгалтерского учета, и только оставшаяся часть является результатом несовершенного законодательства. В связи с этим ведение расчетов с бюджетом является очень ответственной частью бухгалтерского учета.
1 Экономическая сущность и организация учета расчетов плательщика по налогам и сборам
1.1 Налоговая система государства и экономическая сущность налогов, их значение в развитии экономики страны
Потребность в налогах возникает из классических функций государства, которое выполняет различные виды деятельности (политическая, экономическая, внешнеэкономическая, оборонная, социальная и т. д.), требуя средств. Помимо налогов, у государства, по сути, нет других источников средств для финансирования своих нужд. Он может использовать государственные займы для покрытия своих расходов, но они должны быть возвращены и выплачены проценты, что также требует дополнительных затрат на их обслуживание. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительной эмиссии денег в обращении. Однако это связано с серьезными экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90% всех бюджетных поступлений [12, c. 14].
Направленная на построение социально-ориентированной рыночной экономики налоговая система Республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 г. основу составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».
Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной - около 30%.
В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее время в республике создана систематизированная нормативно-методологическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговый обязательств. С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси.
2 Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам
2.1 Виды и порядок расчета налогов и сборов, уплачиваемых организацией
Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников оплаты, такими источниками могут быть: заработная плата, выручка от продаж, затраты, прибыль. Налоги, удерживаемые из заработной платы, включают подоходный налог.
Граждане Республики Беларусь участвуют в формировании доходов бюджета путем уплаты подоходного налога. Личность физических лиц гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Объектом налогообложения для граждан, имеющих постоянное место жительства в Республике Беларусь, являются доходы, получаемые как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, подлежат налогообложению, если эти доходы получены из источников в Республике Беларусь. Налогооблагаемая сумма включает доходы, полученные как в рублях, так и в иностранной валюте. Для этого доходы в иностранной валюте переводятся в рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату исчисления налога.
При определении налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Если какие-либо вычеты производятся из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или других органов, такие вычеты не уменьшают налоговую базу подоходного налога с населения. Налоговая база по подоходному налогу с физических лиц определяется отдельно для каждого вида доходов, для которых установлены разные налоговые ставки. Ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 13 процентов.
Налоговым периодом для подоходного налога с населения является календарный год. Отчетными периодами подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) являются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
Сумма подоходного налога с физических лиц рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Налоги, уплачиваемые с выручки, включают в себя: налог на добавленную стоимость; акциз.
Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, рассчитанная исходя из действующих цен (тарифов) на товары ( работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без учета налога на добавленную стоимость, регулируемые розничные цены, включая налог на добавленную стоимость.
3 Пути совершенствования учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Среди многих экономических инструментов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику, налоги занимают важное место. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. В связи с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь к механизму налогообложения стали предъявляться высокие требования. Это должно способствовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность производителей и работников в результатах их труда. И в то же время стимулировать предприятия к эффективному использованию средств, материально-производственных запасов и снижению себестоимости продукции. Налогообложение должно быть чрезвычайно простым, легко доступным для любого плательщика, а также должно быть надежным. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы и дополнять друг друга, а не дублировать друг друга.
Организация работы с налогоплательщиками для выполнения этой задачи осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствует эффективному пополнению государственной казны. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность создают трудности не только в финансовом планировании, но и в самих расчетах.
Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, создает чрезмерный документооборот и увеличивает затраты, связанные с сбором налогов, приводит к многократному налогообложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному росту цен. Особенно негативное влияние на белорусские предприятия оказывает отсутствие конкурентоспособности многочисленных налогов, исчисляемых на фонд оплаты труда и включаемых в себестоимость продукции. Эти налоги являются мощным фактором роста цен, что приводит к жизненным трудностям, замедлению оборота капитала, снижению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.
Заключение
Курсовая работа была посвящена изучению учета и контроля расчетов по налогам и сборам.
Подведем итоги исследования.
Будучи мощным средством стимулирования развития экономики, налогообложение нуждается в надлежащем учете. Правильный учет этого вида операций позволяет укрепить финансово-учетную дисциплину организации, обеспечить точность расчетов по расчетам и полноту их выплаты в бюджет и внебюджетные фонды.
Сегодня в Республике Беларусь существует развитая система учета расчетов с финансовыми органами по налогам и внебюджетным средствам за внебюджетные платежи. Однако с улучшением инструментов учета: автоматизация транзакций, внедрение компьютерных систем для обработки и сбора учетной информации, отражения первичных документов, создание электронных сетей, ряд устоявшихся методов учета и отчетности, предназначенных для заполнения большого количества бумажных документов, довольно устарели.
В то же время новые формы учета расчетов, созданные различными фирмами (в том числе используемыми в исследуемой организации), специализирующимися на компьютерном учете, не всегда сертифицированы и соответствуют требуемым стандартам.
В анализируемой организации учет расчетов по налогам и отчислениям организован правильно в соответствии с требованиями нормативной базы. Все расчеты сделаны и представлены своевременно. Фактов занижения (сокрытия) объекта налогообложения за отчетный период отсутствуют.
В целом можно сказать, что учет расчетов с бюджетом и налоговыми органами по налогам и сборам в исследуемой организации в целом соответствует общепринятой методологии и ведется в соответствии с учетной политикой организации и регулирующими органами. акты Республики Беларусь.
И в заключение отметим, что текущий учетный процесс в настоящее время имеет три основные задачи, которые способствуют совершенствованию учета уплаты налогов и сборов:
1 Комплексная автоматизация и компьютеризация бухгалтерского учета с целью сокращения ненужных трудозатрат и достижения согласованности между растущими потребностями в ускорении торгового процесса и возможностями учета для их отражения.
1 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович, О.В. Головач, В.О. Зарецкий [и др.] ; под ред. Л.Л. Ермолович. - Минск : Современная школа, 2014. - 800 с.
2 Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
3 Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2014. – 447 с.
4 Грекова, С. Налоговые органы: работа на результат/ С. Грекова// Налоги Беларуси. – 2017. – №27. – 6 с.
5 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218 – З, в редакции от 29.10.2015г.
6 Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко// Налоги Беларуси. – 2015. – №18. – С. 4–9.
7 Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З (ред. от 04.06.2015) «О бухгалтерском учете и отчетности».
8 Заяц Н. Е. Теория налогов: Учеб./ Н.Е. Заяц. - Мн.: БГЭУ, 2015. - 220с.
9 Контроль и аудит: электронный учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-25 01 08-03 07 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в агропромышленном комплексе», 1-25 01 08-03 04 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии транспорта»/ Г. М. Пупко- Минск: БГЭУ,2018.
10 Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2015 году/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. – 2016. – №14. – С. 14.
11 Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2016 год/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. – 2017. – №19. – С. 15 – 20.
12 Ладутько, Н. И. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность: практическое пособие. Минск: Альфа-книга, 2016. – 944 с.
13 Лукьянова И.А. Теория налогов: курс лекций / И.А. Лукьянова. - Минск: БГЭУ, 2015. - 149с.
14 Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие/ Н.А. Мельникова.- Минск: БГУ, 2015. - 262 с
15 Налоговый Кодекс Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
16 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. - 4-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 316с.
17 Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
18 Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.-М.: МЦФЭР, 2014.-336с.
19 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»
20 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012г. № 26 «Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств».
21 Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 27.02.2009г. № 37/18/6 «Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов».
22 Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых Постановлений Министерства Финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минфина от 30.06.2014г. № 46).
23 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 № 128 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» в редакции 16.12.2014 № 83
24 Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28 октября 2009 г. № 94 утвержден Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности (с учетом изменений от 26.04.2010 № 41).
25 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – Минск: Инфра-М, 2013. – 534 с.
26 Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов / С.В. Степашин. – СПб.: Питер, 2014. – 553с.
27 Типовой план счетов бухгалтерского учёта. Инструкция по применению, - Мн. Информпресс: 2013 г.
28 Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в редакции от 16 октября 2017 г. № 376.
29 Черник Д.Г., Налоги: Учебник. М.: «Финансы и статистика», 2015. 468 с.
30 Черненко, А.Ф. Анализ финансовой отчетности : учеб.пособие для вузов / А.Ф. Черненко, А.В. Башарина. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 285 с.