Введение
1 Теоретические аспекты формирования материальных затрат на автотранспорте
1.1 Понятие, сущность и специфика материальных затрат на автотранспортном предприятии
1.2 Специфика формирования материальных затрат автотранспортного предприятия
1.3 Показатели эффективности использования материальных затрат
2 Анализ формирования материальных затрат ОАО «Автопарк № 4»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики, состава и структура материальных затрат
2.3 Оценка эффективности формирования и использования материальных затрат
3 Пути совершенствования управления материальными затратами на предприятии
4 Расчетное задание «Расчет тарифов на перевозку грузов»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Сырьевые и материальные ресурсы – это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.
Управление материально-технической базой предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.
В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического обеспечения производства.
Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.
Объектом данной работы является деятельность ОАО «Автопарк № 4»
Предмет – формирование материальных затрат на автотранспортном предприятии
1 теоретические аспекты формирования материальных затрат на автотранспорте
1.1 Понятие, сущность и специфика материальных затрат на автотранспортном предприятии
Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Однако, исходя из признака классификации, к этой категории ресурсов следует относить все виды ресурсов, имеющих материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов на предприятии, особенно в производстве, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому перевооружению и сокращению персонала. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов.
Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах. Материальные ресурсы - это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ.
Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, которые используются в процессе производства. Материальные затраты обладают учетными функциями, являются элементом себестоимости, регулируют величину налогооблагаемой прибыли и доходность.
Сырье - это предметы труда, которые направляются в производство для первичной обработки добывающими отраслями и сельским хозяйством (руда, хлопок, зерно, нефть).
Материалы - это предметы труда, частично прошедшие обработку. Материалы делятся на основные и вспомогательные по характеру использования в производственном процессе.
Основные материалы - предназначены для изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ. В производственной сфере они составляют материальное содержание и входят в вес изготавливаемого продукта.
Вспомогательные материалы участвуют в осуществлении производственного процесса. Они необходимы для осуществления различных технологических процессов, поддерживают в работоспособном состоянии основные фонды (смазочные, обтирочные, химикаты, эмульсии, спирты и т.д.).
2 Анализ формирования материальных затрат ОАО «автопарк № 4»
2.1 Характеристика предприятия
На рынке транспортных услуг Могилевской области функционирует множество различных автотранспортных предприятий, одним из которых является ОАО «Автопарк №4». Основной вид его деятельности – оказание транспортных и эксплуатационных услуг с целью получения доходов, прибыли.
Созданный в 1955 году для обеспечения потребностей в перевозках грузов организаций торговли и общественного питания г. Могилёва грузовой автопарк№4 был преобразован в 1996 году в ОАО «Автопарк № 4».
В 2003 году общество получило статус частного предприятия. Доля государства в акционерном капитале отсутствует.
ОАО «Автопарк № 4» находится в промышленной зоне города Могилёва рядом с ЗАО «Могилёвский лифтовый завод», ОАО «Техноприбор», СП «Сопотекс».
За прошедшие годы автопарк вошёл в число крупнейших международных автоперевозчиков Республики Беларусь, зарекомендовав себя надёжным партнёром среди потребителей транспортных услуг Беларуси, Российской Федерации и стран Западной Европы.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами и распоряжениями Учредителя, а также уставом.
Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Предприятие осуществляет обеспечение потребностей субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и населения в грузовых перевозках, транспортно-экспедиционных и иных услугах.
Основными видами услуг, выполняемых предприятием, являются:
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
- хранение транспортных средств;
- перевозка грузов и др.
Вышеперечисленные услуги реализуются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – по ценам и тарифам, регулируемым государством.
3 Пути совершенствования управления материальными затратами на предприятии
Предлагаем внедрить на ОАО «Автопарк № 4» систему GPS контроля и мониторинга грузовых автомобилей оператора спутникового мониторинга «КАП», а так же изучить и использовать все возможности системы.
Система позволяет: во-первых, добиться доставки грузов в срок, а во-вторых, существенно сократить расходы на горючее, что положительно скажется на рентабельности всего транспортного предприятия. Кроме этого мониторинг способен облегчить работу всему транспортному предприятию, благодаря слежению за автомобилем и его водителем (на примере оператора спутникового мониторинга КАП).
Практически все компании имеющие парк транспортных средств пытается осуществлять контроль за всем, что связано с эксплуатацией автомобилей. Перечень того, что может затрагивать подобный контроль, достаточно велик. Он затрагивает такие аспекты как контроль топлива, контроль состояния грузов и т.д. Благодаря такой системе, компания не потеряет деньги и груз.
Любая транспортная компания с уверенностью может сказать, что одной из самых расходных статьей для неё является расход топлива. Повышенный расход топлива может быть вызван двумя основными причинами: либо это нарушение эксплуатации транспортного средства, либо недобросовестные манипуляции водителя или прочих лиц из обслуживающего персонала.
Как правило, в системе существует 3 варианта реализации GPS слежения и мониторинга в режиме роуминга:
GPS GSM терминал настраивается на работу в режим «экономной» передачи данных. Нахождении в режиме роуминга, GPS GSM терминал передает данные раз в 3-4 часа, передавая на сервер все данные за этот период.
Если предприятию необходимо получать достоверную информацию о пробеге, маршруте, стоянках, расходе топлива во время рейсов и после, затраты могут составить до 0,29 тыс. руб. в месяц.
При необходимости отделу логистики предприятия иметь достоверную информацию о работе транспортного средства за границей в любое время суток, затраты могут составить до 0,05-0,10 бел. руб. в месяц.
В основном осуществление контроля состояния грузов производится визуальным осмотром. Но часто этот контроль не эффективен (при транспортировке кондитерских изделий – водитель не включает рефрижератор или температура не соответствует нормам и как следствие порча товара).
4 Расчетное задание «расчет тарифов на перевозку грузов»
Исходные данные к индивидуальному заданию «Расчёт тарифов на перевозку грузов»:
Автомобиль МАЗ-5432 полуприцеп МАЗ-9397 грузоподъемностью 44 тонны.
Вид перевозимого груза – кирпич.
Способ погрузки и разгрузки – механический.
Пробег автомобиля с начала эксплуатации – 505 тыс. км.
Норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега – 179,7.
Норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на топливо – 4,22%.
Норма затрат на запасные запчасти, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава на 1000 км пробега – 56,42 рублей [7].
Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов (за апрель 2019 года) нарастающим итогом к декабрю 2014 года – 160,3%.
Линейная норма расхода топлива – 31,1 л / 100 км, стоимость 1 л дизельного топлива – 1,66 р.
Временная эксплуатационная норма пробега одной шины до списания – 131 000 км, стоимость 1 комплекта автомобильных шин – 510 рублей (без НДС).
Тарифная ставка 1 разряда в транспортной организации – 63 р.
Повышение оплаты труда в соответствии с Положением по оплате труда – 18 %.
Повышение оплаты труда, предусмотренное контрактом, – 26 %.
Форма оплаты труда за услуги – сдельная.
Амортизируемая стоимость автомобиля – 26 тыс. руб., полуприцепа – 13 тыс. руб.;
Расстояние перевозки – 46 км, в том числе: по автодороге I категории – 26 км, по автодороге III категории – 5 км, по автодороге IV категории – 15 км. Расстояние подачи – 5 км, в т. ч. по дороге II категории.
Заключение
Анализ использования материальных ресурсов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия, в связи с тем что материальные затраты являются одной из главных составляющих себестоимости. Важнейшим фактором роста объема производства и снижения себестоимости продукции является рациональное использование материальных ресурсов. Улучшение их использования – один из важнейших резервов снижения себестоимости продукции, увеличения прибыли предприятия.
В составе расходов на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
Таким образом, анализ использования материальных ресурсов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия, в связи с тем что материальные затраты являются одной из главных составляющих себестоимости.
Важнейшим фактором роста объема производства и снижения себестоимости продукции является рациональное использование материальных ресурсов. Улучшение их использования – один из важнейших резервов снижения себестоимости продукции, увеличения прибыли предприятия.
Материальные ресурсы как экономическая категория имеют качественную определённость (понятие, состав) и человек количественную характеристику (показатели).
Для оценки фактически уровня и эффективности использования материальных фактически¬ ресурсов применяются многочисленные показатели. В фактически¬ экономической литературе существуют различные их также группировки и каждая из них имеет свое носит контекст обоснование.
1 Конституция когда Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми когда на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 когда октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2015. – 48 с.
2 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 когда июня 2009 года : одобрен Советом Республики 28 июня также 2009 года: текст по состоянию на 30 декабря также 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 также [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
3 Налоговый Кодекс Республики фактически Беларусь: общая часть // Кодекс Республики Беларусь от 19 фактически декабря 2002 г. № 166-З фактически с изм. и доп. от фактически 26.12.2008 № 302-З // фактически Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 фактически [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. когда - Минск, 2018.
4 Налоговый кодекс Республики Беларусь: Особенная носит контекст часть от 29 декабря 2010 г. № носит контекст 71-З ; текст по состоянию на 30 декабря 2014 г. // Консультант Плюс: человек Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. фактически - Минск, 2018.
5 О бухгалтерском носит контекст учете и отчетности Закон Республики Беларусь от носит контекст 12 июля 2014 г. № 57-З // носит контекст Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] носит контекст / ООО «ЮрСпектр», Нац. принципиально центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
6 Об аудиторской принципиально деятельности Республики Беларусь: Закон принципиально Республики Беларусь от 12 принципиально июля 2014 г. № принципиально 56-З // Консультант Плюс: принципиально Беларусь. Технология 3000 [Электронный принципиально ресурс] / ООО «ЮрСпектр», либо Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
7 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь человек « от 16 октября 2009 г. № 510 (в редакции от человек 08.01.2014 N 8) // Консультант Плюс: Беларусь. носит контекст Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. принципиально центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
8 «Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств». Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. № 391-Ц // Бизнес-Инфо [Электронный ресурс] / Аналитическая правовая система Республики Беларусь. – Минск, 2012.
9 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
10 Аникин, Б.А. либо Логистика производства. Теория и практика. Учебник для либо бакалавров / Б.А. Аникин. - М.: Юрайт, 2017. либо - 454 с.
11 Волгин, В. В. Логистика хранения товаров: либо практическое пособие / В. В. Волгин. – М.: либо Дашков и Кº, 2015. – 367 с.
12 Гудков, В. А. учитывая Основы логистики: учебник./В.А.Гудков. – М.: Горячая линия либо – Телеком, 2014. - 386 с.
13 Дыбская В.В. Управление складированием учитывая в цепях поставок: учебник./ В. В. Дыбская – М.: Альфа-Пресс, 2015. – также 720 с.
14 Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Краткий курс также лекций/ М.Н. Григорьев, С.А. Уваров - М.: Юрайт, 2017. - 207 с.
15 Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. – человек Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014. – 659 с.
16 Интегрированные носит контекст логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) носит контекст / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. носит контекст – Минск: Право и экономика, 2014. – носит контекст 460 с.
17 Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи учитывая поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. – Москва: Книжный мир, учитывая 2014. – 512 с.
18 Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. учитывая В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2015. также – 268 с.
19 Логистика: учебное пособие для студентов специальностей также "Коммерческая деятельность", "Маркетинг" учреждений, обеспечивающих получение высшего образования также / [И. М. Баско и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический когда университет, 2014. – 431 с.
20 Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / учитывая [В. И. Маргунова и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. фактически – 507 с.
21 Логистика: учебное пособие / [Б. А. когда Аникин и др.]. – Москва: Проспект, 2014. – 405 когда с.
22 Логистика. Продвинутый принципиально курс: учебник для магистров: принципиально [для студентов экономических специальностей принципиально высших учебных заведений] / принципиально М. Н. Григорьев, А. принципиально П. Долгов, С. А. принципиально Уваров. – Москва: Юрайт, 2014. – носит контекст 734 с.
23 Логистика: учебник: / А. А. Канке, И. П. человек Кошевая. – Москва: Инфра-М: Форум, 2014. – 384 с.
24 Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учитывая [учебник] / В. В. Дыбская [и принципиально др.]. – Москва: Эксмо, 2014. – 939 либо c.
25 Логистика складирования: учитывая учебник: по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / В. В. Дыбская. также – Москва: Инфра-М, 2015. – 557 с.
26 Таран, С. А. Как организовать склад: когда инфраструктура, управление, технология, оборудование, сохранность ТМЦ, оптимизация: практические рекомендации когда / С. А. Таран. - Москва: Альфа-Пресс, 2015. - когда 295 с
27 Фразелли, Э. Мировые стандарты складской когда логистики / Э. Фразелли; пер. с англ. - когда Москва: Альпина Паблишер, 2014. - 328 с. фактически
28 Шехтер Д. Логистика. Искусство фактически управления цепочками поставок либо / Д. Шехтерю - М.: учитывая Альпина, 2014. - 452 с.
29 Портал «Управление запасами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upravlenie-zapasami.ru/instrumenti-dlya-upravleniya-zapasami.html/. – Дата: 30.12.2017 г.
30 Таргетика. 1С Автоматизация. [Электронный ресурс]. когда – Режим доступа: http://targetika.ru/ru/solutions/ut-11/zapasy/. – Дата: 30.12.2017 г.
31 Экономика организации / Е. В. Арсенова, Я. Д. Балыкова, И. В. носит контекст Корнеева [и др.]; под ред. Н. А. Сафронова. - Москва: Юристъ, 2012. - 608с.
32 Экономика, организация когда и планирование промышленного производства / фактически Н. А. Лисицын; под фактически ред. Н. А. Лисицына. - Минск, 2011. - 605 с.
33 Экономика организации и отрасли промышленности / А. С. Пелих; под ред. А. С. Пелих. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 543с.
34 Экономика организации: Учебное пособие / Г. З. Суша; под ред. Г. З. Суша. – Москва: Новое знание, 2013. - 512с.
35 Экономика организации (предприятия): человек учебник / Н. А. Сафронов. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2014. – 253 человек с.
36 Экономика организации: учебное пособие принципиально / В. П. Самарина, принципиально Г. В. Черезов, Э. принципиально А. Карпов. – Москва: принципиально КноРус, 2014. – принципиально 318 с.
37 Экономика организации (предприятия): человек учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. человек И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – либо 510 с.
38 Экономика организации (предприятия) : учебно-методический комплекс также / [А. П. Дубина и др.] ; под также редакцией В. И. Кудашова, А. С. Головачева . — Минск : когда Издательство МИУ, 2013. — 587 с.