Античное искусство. Древняя Греция. Древний Рим. Курсовая работа (проект)
СФ ЛНУ (Луганский национальный университет им Т.Г. Шевченко)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Античное искусство. Древняя Греция. Древний Рим.»
по дисциплине: «История искусств»
2017
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Античное искусство. Древняя Греция. Древний Рим.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История искусств
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Ансамбль Афинского Акрополя
Приложение 2 Мирон «Афина и Марсий»
Приложение 3 Колизей
Приложение 4 Файюмский портрет
Поделиться
Введение
Раздел I. Искусство Древней Греции
1.1 Афинский Акрополь - памятник древнегреческой классики
1.2 Шедевры древнегреческой скульптуры
1.3 Древнегреческая вазопись: этапы развития, функции в культуре
1.4 Искусство периода эллинизмa
Раздел II. Искусство древнего Рима
2.1 Римский скульптурный портрет как феномен античного искусства
2.2 Республиканский стиль в искусстве Древнего Рима
2.3 Имперский стиль в древнем и современном искусстве
2.4 Архитектура и фрески помпейского стиля
2.5 Файюмская живопись. Погребальный портрет
Выводы
Список использованных источников
Приложение 1 Ансамбль Афинского Акрополя
Приложение 2 Мирон «Афина и Марсий»
Приложение 3 Колизей
Приложение 4 Файюмский портрет
Введение
Актуальность проблемы: В современном искусствознании античности проблема влияния античного наследия, его трансформации во времени и пространстве не теряет актуальности, что задает направление многих научных исследований и систематизации выводов по данным исследованиям.
Степень научной разработки: В XX веке понятие «классического» стало ключевым для осмысления путей развития западноевропейского искусства в концепциях его ведущих теоретиков.
Анализ произведений античного искусства и изделий художественного ремесла устремлен к выявлению хронологии возникновения, особенностей развития и последующего бытования художественных принципов, схем и типов, к поиску их истоков и установлению взаимных влияний, к пониманию сущности использования и своеобразного преломления художниками новых направлений достижений предшественников. Переработка и приспособление к требованиям своего времени сохранившихся образцов античной архитектуры, осмысление античной образной системы и ее интерпретация, соответствующая новым идеям и взглядам, наконец, прямое следование античным формам в новом контексте — самостоятельный раздел искусствоведческой науки.
Фундаментальная проблема миросозерцания, выраженного в художественной форме, а следовательно — проблема формообразования и пластического мышления, теснейшим образом смыкается с проблемой создания, воспроизведения и тиражирования устойчивых статуарных типов. Конкретные образцы и варианты произведений, в том числе — авторские повторения, выполненные в разном материале, их прямое копирование современниками и интерпретация мастерами последующих поколений затрагивается в работе Н.А. Налимовой, посвященной бронзовой греческой скульптуре классического периода. Вплотную к первой примыкает проблема использования художниками разных времен устойчивых схем и изобразительных решений, включая проблему реконструкции утраченных композиций и их позднейших интерпретаций. Дальнейшее развитие темы бытования статуарного типа и преображения античного образа в искусстве Нового времени, проблема копий, контаминаций и художественных компиляций — еще один аспект данного круга вопросов. На примере нового обращения к, казалось бы, хорошо изученным памятникам этот аспект предстает в работе Е.Ю. Трифоновой, исследующей известную статую философа из собрания Государственного Эрмитажа и предлагающей собственный вариант «прочтения» этого памятника.
Архитектурные сооружения античности, сохранность которых от момента их возведения до разрушения или полного видоизменения зависела не только от стихии или катаклизмов исторического характера, но и от созидательной, творческой и практической деятельности людей, дают повод для исследований, разносторонне трактующих проблему использования и интерпретации древних построек зодчими послеантичного времени. На
Раздел I. Искусство Древней Греции
1.1 Афинский Акрополь - памятник древнегреческой классики
Ансамбль Акрополя [см. Приложение 1] – величайший в истории культуры памятник архитектуры и искусства. Архитекторы и скульпторы воплотили идеи грандиозного проекта – сделать Акрополь символом славы и величия Афин. Ансамбль Афинского Акрополя следует рассматривать, как модель древнегреческой архитектуры классического периода (V-IV вв. до н. э.), характерными чертами которого являются:
- гармоничное соединение величавости и монументальности с естественностью и простотой (жизненный принцип греков: «ничего лишнего»);
- становление храма как центральной части городского ансамбля,
- связь облика храма не только с тем или иным божеством, но и с характером социума,
- органическая связь отдельного храма или архитектурного комплекса с окружающим ландшафтом,
- творческое понимание архитектурного ордера: совмещение черт дорического и ионического стилей.
Архитектура периода классики естественным образом переняла достижения предшествующего архаического периода (VII-VI вв. до н. э.):
- периптер как наиболее распространенный тип храма;
- акцент на внешнем облике храма, так как религиозные обряды совершались пред фасадом храма (в отличие от египетских храмов, рассчитанных на действие внутри него),
- монументальность искусства как следствие господства дорического ордера и общего влияния греческих идеалов,
- определенные композиционные правила: размеры, соотношение частей и целого, количество колонн и т. п.,
- использование оптических поправок для придания архитектурным формам пластичности и выразительности [17].
В середине V века до н. э. Афины стали крупнейшим городом Древней Греции. Расцвет Афин связан со временем правления Перикла, который в 444-429 гг. до н. э. руководил городом в качестве первого стратега, и был наиболее уважаемым и авторитетным государственным деятелем своего времени. Существует точка зрения, что именно Перикл стал инициатором плана восстановления афинского Акрополя, ставшего памятником воинской славы и величия Афин.
Под руководством Фидия началось восстановление Акрополя, разрушенного персами в 480 г. до н.э. Работы на Акрополе начались в 447 году до н. э. и продолжались в течение почти полувека. Он станет ярчайшим выражением духовного единства всех греков. В Акрополе появились замечательные сооружения: Парфенон (447 – 432 г. до н.э.) архитекторов
Раздел II. Искусство древнего Рима
2.1 Римский скульптурный портрет как феномен античного искусства
Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1 в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями - племенами латинов, эквов, вольсков - и подчинил их своей власти. Следующим Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу.
Один из основных пластических жанров в искусстве Древнего Рима — скульптурный портрет — при Августе приобрел новые, черты. Ранее в портретах времен республики находили свое органическое слияние внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний.
Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в той области вкусов и склонностей делавшего их скульптора. Конечно, играло роль и назначение портрета — предназначался ли он для надгробия или для увековечивания заслуг еще живого человека. В связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, иногда явно зависели от эллинистических оригиналов, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт, присущих римским вкусам.
В надгробных образах нередко проскальзывали ноты печали, иногда поражала суровость точно воспроизведенных черт лица и особенностей характера. Но чем отчетливее в поздней республике обрисовывался монархический характер правления, а римлянами осознавалась их власть над миром, тем заметнее менялись художественные формы и в портретах начинали звучать новые ноты. На смену сдержанным и замкнутым образам старейшин римских родов приходили статуи и бюсты новых деятелей. Их пластические формы приобретали незнакомую республиканским памятникам внушительность и помпезность. Осознание римской земной властности сливалось в художественных образах Юлия Цезаря, Помпея, Цицерона с чувством найденной еще в эллинизме и звучавшей там свободой пластических форм. К поэтическому выражению пространственной и временной безграничности, типичной для эллинистических памятников, присоединялось прозаическое римское чувство власти. И именно на этой
Выводы
Античностью принять считать эпоху Древней Греции и Рима.
Историю античной культуры можно условно разделить на пять основных периодов:
- «гомеровская Греция» (XI-VIII вв. до н. э.- см. минойское искусство);
- период архаики (VII-VI вв. н. э. - см. архаика);
- период классики (V - три четверти IV в. до н. э.)
- эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.- см. эллинизма искусство);
- культура Древнего Рима (I в. до н. э.- V в. н. э.).
Греки создали образ отдельно стоящей опоры - колонны. В отличие от массивных стен и объемов гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса папирусовидных опор» египетских храмов, свободно стоящая опора - совершенно новая художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ мог появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру. Колонна уподоблялась фигуре человека.
Отсюда греческие атланты (атлант, греч. Atlantos от atlas – несущнй, - в древнегреческой мифологии один из титанов, осужденный вечно держать на своих плечах небесный свод в наказание за восстание против богов) и кариатиды (кариатида, греч. kariatidos, - девушка плененных греками племени карийцев (kaгia), населявших юго-западную часть Малой Азии, вероятно, лишь позднее стало ассоциироваться с kara - голова, фигурой, несущей тяжесть на голове, как символом вины), поддерживающие перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры капителей и баз, рассчитываемые исходя из пропорций человеческого тела.
Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной, размеренной расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных частей. Впоследствии в классической архитектуре такой порядок ясно выраженных соотношений несущих и несомых частей получил название «ордер» (нем. order от лат. ordin - порядок, строй).
Греческий ордер - это порядок связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз) частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть до мельчайшей, имела свое значение, что выражалось как членениями формы (тектоникой), так и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта или Крита, а соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу конструкции: опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания, завершения. Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции, вероятно первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура
1. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики / Монография. — Москва: Изд-во Московского университета, 1953. — 302 с.
2. Бузунова И.В. Аспекты возникновения статуарной пластики Древней Греции // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА. – 2012. – № 152. – С. 131-136
3. Букина А.Г. Коринфские вазы и их античные имитации. Каталог коллекции Государственного Эрмитажа / СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. — 456 с.
4. Буренова Т.В. Роль фресковой живописи в организации внутреннего пространства городских усадебных домов Древнего Рима (IV – I вв. до н.э.) // ИЗБРАННЫЕ ДОКЛАДЫ 61-Й УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. – 2015. - С. 705-711
5. Винкельман И.И. История искусства древности / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000 — 800 с.
6. Гаврилин К.Н. Искусство раннего Рима и Южной Этрурии эпохи расцвета (VI-V вв. до н. э.) по материалам коропластики / М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 176 с.
7. Девятова С.В., Купцов В.И. Вклад Древней Греции в мировую культуру классический период (V – первая половина IV вв. до н.э.) часть I // ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. – 2015. – № 1. – С. 4-14
8. Жижина Н.К. На перекрестке проблем, или Возраст актуальности: история античного искусства как составляющая общих вопросов антиковедения // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА. – 2013. – №3. – С. 20-23
9. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. – М., «Искусство», 1970. – 446 с.
10. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима / М.: Искусство, 1982. — 522 с.
11. Кравцов Н.А. Живопись и скульптура в политической жизни Древнего Рима // СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. – 2012. – №4. – С. 24-26
12. Кучеренко Л.П. Скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана // Культурология. – 2008. – №2. – С.131-132
13. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. – 560 с.
14. Петракова А. Искусство Древней Греции и Рима / СПб.: КО, 2009. — 100 с.
15. Поляков, Е.Н., Чепурнов, А.Г. Парфенон – творение зодчего Иктина. // Вестник Томского ГАСУ, 2009, № 4. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2009. – С. 18-29.
16. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство / М.: Просвещение, 1996. — 224 с.
17. Токарева Е.В. Афинский Акрополь как символ древнегреческого мира // ИЗБРАННЫЕ ДОКЛАДЫ 62-Й УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. –Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. – С. 919-928
18. Трофимова А.А. Античное наследие и его влияние в фокусе современных исследований истории искусства // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА. – 2015. – №5. – С. 37-49
19. Хафнер Герман. Выдающиеся портреты античности / М.: Прогресс, 1984. — 385 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Ансамбль Афинского Акрополя
Приложение 2 Мирон «Афина и Марсий»
Приложение 3 Колизей
Приложение 4 Файюмский портрет
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты