Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии»
по дисциплине: «География»
2017
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: География
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока географии
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схемы для самостоятельного выполнения заданий
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
1.1 Самостоятельная деятельность учащихся на уроке – важнейшее средство эффективного обучения географии
1.2 Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 6-9 КЛАССАХ
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельной работы учащихся на уроках географии
2.2 Методика организации самостоятельной работы на уроках географии в 6-9 классах
2.3 Анализ эффективности работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии – это проблема, над которой я работаю в последние два года. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут ими усвоены.
Современный учитель должен использовать в своей практике интенсивный путь обучения с максимальным использованием деятельного подхода в образовании. Этот подход ориентирован на усвоение не только знаний, но и способов мышления и деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей ребенка. Нельзя не согласиться с тем, что деятельность ребенка – основной фактор его развития, его самоопределения в жизни.
При деятельном подходе к образованию приоритетными в процессе обучения должны быть активные и творческие методы обучения. Больше внимания следует обратить на групповые и индивидуальные формы, которые позволяют применять ролевые игры, проводить семинары, дискуссии и другие формы творческой организации обучения. Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач по географии. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Ее эффективность доказана практикой и многочисленными экспериментальными и опытными исследованиями (Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, Н.Г. Чаниловой, Л.В. Жаровой, Л.Г. Вяткина). Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников [7, 9, 11, 30, 50].
Правильно организованная учителем на уроках самостоятельная работа помогает преодолеть пробелы в знаниях. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от их навыков работать с текстом учебника, картами, картинами, схемами и диаграммами, а также от методического мастерства учителя, его умения правильно отбирать необходимый материал, давать целенаправленные задания.
Самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Признаками самостоятельной работы являются: наличие цели самостоятельной работы; наличие конкретного задания; четкое определение формы выражения результата (устная, письменная); определение формы проверки результата самостояте6льной
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
1.1 Самостоятельная деятельность учащихся на уроке – важнейшее средство эффективного обучения географии
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю. Выделяют три основных направления, в рамках которых проблема самостоятельной деятельности обсуждается представителями передовой педагогической мысли на протяжении многих веков. Представителями первого направления можно считать древнегреческих ученых (Архит, Аристоксен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного, самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие его способностей – путем самопознания.
Второе направление (дидакто-методическое) берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступают здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика [16, с. 209].
Третье направление (психолого-дидактическое) характеризуется тем, что самостоятельная деятельность учащегося не только декларируется в рамках исследования арсенала педагогических средств и методов преподавания, но и сама избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского [46, с. 256].
Современная педагогическая наука приоритетным направлением в организации процесса обучения определяет гуманистический подход. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности ребенка. Степень развития ребенка измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только изучение книги, ведение записей, а, прежде
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 6-9 КЛАССАХ
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельной работы учащихся на уроках географии
Для изучения самостоятельности в процессе проведения практических работ на уроках географии мы провели исследование, которое проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление самостоятельной деятельности учащихся.
В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что самостоятельность чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Одним из важнейших показателей в развитии функций самостоятельности является опора на наглядность (карты, атласы), использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.
Развитие самостоятельности в значительной степени определяется уровнем воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала учащихся.
Многие исследователи (Л.С. Выготский, О.Н. Дьяченко, Н.А. Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии самостоятельности у детей.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны конспекты уроков и задания для самостоятельной работы учащихся в 6-9 классах.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования практических работ как средство формирования самостоятельности школьников.
В исследовании принимали участие учащиеся 6-9 классов ГУО «…»
Основной целью являлось следующее: выявление существующего уровня самостоятельности учащихся.
В качестве основных задач на данном этапе выступали:
1) Выявить отношение школьников к самостоятельной работе, стимулы самостоятельной учебной деятельности.
2) Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся.
3) Установить характерные черты и особенности учебной деятельности учеников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме самостоятельной деятельности на уроках географии позволил нам сделать следующие выводы:
Самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, готовые контурные карты) результат умственных и физических действий.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Проблема развития самостоятельности является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений. Тем не менее, цель дипломной работы была достигнута.
В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом уроков географии и деятельностью учащихся на них было сделано следующее:
1. Методика развития самостоятельности учащихся на уроке базируется на многообразии методов и приемов практической деятельности.
2. Каждый разработанный урок включает: теоретический материал; задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы; описание заданий; задания для самоконтроля учащихся.
Анализ эффективности проведенной работы позволил нам говорить о том, что у учащихся стала наблюдаться познавательная мотивация, которая проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности к ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).
В заключении можно выделить условия, при которых, на наш взгляд, процесс развития самостоятельности будет протекать наиболее эффективно и даст в последующем оптимальный результат: наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
2. Аристотель Сочинения [Текст]: в 4 т. / Аристотель. – Т.2. – М.: Мысль, 1976. – 348 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 559 с.
4. Баринова, И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1990. – С. 95.
5. Белкин, Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Е.Л. Белкин. –Ярославль: Изд. Ярославского пединститута, 1974. – 176 с.
6. Вербицкий, А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / Вербицкий А., Попов Ю., Подлеснов, В. / Высшее образование в России. – 1995. – №2. – С. 137-145.
7. Вяткин, Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся: Межвузовский научный сборник / Вяткин Л.Г. Выпуск 1. – Саратов: СГПУ, 1979. – 120 с.
8. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие / И.В. Душина. – М.: «Астрель», 2004. – 203 с.
9. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов / Материалы педагогических исследований – М., 1961. –Вып.115. – 231с.
10. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 105 с.
11. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя: пособие для студентов пединститутов и учителей / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 203 с.
12. Звягин, А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: ЧГПИ, 1965. – 112 с.
13. История педагогики: учебник для студентов пединститутов / Н.А. Константинов, Е.Н Медынский, М.Ф. Шабаева – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
14. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. Т.1. – М, 1939. – 656 с.
17. Кон, И.С. Психология самостоятельности / И.С. Кон // Педагогика здоровья. – 1992. – №3. – С. 26-27.
18. Кошарный, А.С. Формирование интерактивной самостоятельности подростков: автореферат кандидата педагогических наук /А.С. Кошарный. –Белгород, 1997. – 16 с.
19. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология: пособие для институтов / Н.Д. Левитов. – М: Просвещение, 1960. – 478 с.
20. Лемберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Р.Г. Лемберг // «Советская педагогика». – 1962. – №2. – С. 54.
21. Лында, А.С Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников / А.С. Лында – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.
22. Лында, А.С. Дидактические особенности формирования самоконтроля в процессе учебной работы учащихся / А.С. Лында – М.: Высшая школа, 1979. – 157 с.
23. Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / Под ред. И.С. Матрусова. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
24. Огородников, И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников – М.: Просвещение, 1968. – 161 с.
25. Онищук, В.А. Типы, структура и методика урока в школе / В.А. Онищук. – Киев.: «Радяньска школа», 1977. – 184 с.
26. Орловский, В.Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: автореферат кандидата педагогических наук / В.Г. Орловский. – М.: 1996. – 18 с.
27. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
29. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т. 3. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с.
30. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперим. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
31. Пономарева, Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности / 3.Ф. Пономарева // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. –Куйбышев, 1978. – 86 с.
32. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Центр фундаментальной социологии / Ж.Ж. Руссо. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1998. – 416 с.
33. Пятунин, В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. – М.: «Астрель», 2003. – 190 с.
34. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов. В 2-х т. – Т. 1. – М.: БРЭ, 1993. – 608 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
36. Румынина, Н.С. Практические работы по географии. 6-10 классы / Румынина Н.С, Сапроненкова Н.С – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с.
37. Сиротин, В.И., Практические и самостоятельные работы по географии. – М.: «Аркти», 1998. – 64 с.
38. Сиротин, В.И. Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003. – 253 с.
39. Сосновская, Л.Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода (на примере технического вуза): дис. канд. пед. наук /Л.Б. Сосновская. – Л., 1989. – 195 с.
40. Томас, Мор Утопия / Мор Томас; Пер. с латин. Ю.М. Каган; Вступ. статья И.Н. Осиновского; Коммент. М. Ю. Каган, Н. Осиновского. – М.: Наука, 1978. – 415 с.
41. Монтень, М. Об искусстве жить достойно [Текст] / М. Монтень. – М.: [б.и.], 1973. – 208 с.
42. Монтень, М. Опыты. В 3-х кн. – Кн. 3. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. – 672 с.
43. Спиренкова, Н.Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала XX вв.: автореф. кандидата педагогических наук / Н.Г. Спиренкова. – М. 1997. – 18 с.
44. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 54 с.
45. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. Вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
46. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. – Кн. Психология образования. – 608 с.
47. Нильсон, О.А, Теория и практика самостоятельной работы учащихся: Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе. Таллин, «Валтус», 1976. – 280 с.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. Т.6. – М., 1949. – 447 с.
49. Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: автореферат кандидата педагогических наук / М.А. Федорова. – Белгород, 2002. – 21 с.
50. Чанилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: автореферат кандидата педагогических наук / Н.Г. Чанилова. – Саратов, 1997. – 25 с.
51. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя / И.М. Чередов. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока географии
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схемы для самостоятельного выполнения заданий
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты