Использование интерактивных заданий по формированию умения работать с дифармированным текстом на коррекционных занятиях по познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование интерактивных заданий по формированию умения работать с дифармированным текстом на коррекционных занятиях по познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Познавательная деятельность»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Использование интерактивных заданий по формированию умения работать с дифармированным текстом на коррекционных занятиях по познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Познавательная деятельность
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 64%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования интерактивных заданий по формированию умения работать с деформированным текстом
1.1 Понятие интерактивных заданий
1.2 Особенности работы с деформированным текстом
Глава 2 Возможности и виды интерактивных заданий по формированию умения работать с деформированным текстом на коррекционных занятиях по познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В последние десятилетия отечественная методика преподавания претерпела значительные изменения, которые диктуются сменой целевых ориентаций, лежащих в основе современного образования. В связи с этим приоритетной целью обучения на сегодняшний день является формирование и развитие коммуникативной компетенции, под которой понимается «сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения».
Компьютеризация обучения помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения. На сегодняшний день существует огромный выбор мультимедийных программ, сайтов, электронных учебников, созданных для изучения определенных предметов. Их использование на уроках повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор, позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. И что самое главное, использование компьютера и помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути коммуникации.
Среди существующего огромного многообразия средств информационно-коммуникационных технологий учителю порой непросто выбрать то, которое будет не только соответствовать требованиям, и увлекательным для учащихся.
Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. По данным ВОЗ – в мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушения зрения.
Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности в период школьного обучения.
Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
Глава 1 Теоретический аспект использования интерактивных заданий по формированию умения работать с деформированным текстом.
1.1 Понятие интерактивных заданий в современной науке.
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Идея интерактивных технологий обучения появилась в середине 1990-х годов. Это явление связано с появлением первого веб-браузера и началом бурного развития интернета, поэтому некоторые специалисты интерпретируют интерактивные технологии как обучение с использованием компьютерных сетей и интернет-ресурсов [11, с. 121].
Чтобы раскрыть логику исследования, мы сначала рассмотрим понятие «интерактивный» и термины, содержащие в своем значении слово «интерактивный».
«Интерактивный» означает содержание момента взаимодействия или нахождения в режиме разговора, общения с чем-либо (например, компьютером) или кем-то (человеком) [16, с. 47]. Интерактив (англ. Interactive взаимодействующий) – диалогический, реализующий взаимодействие человека со СМИ (интерактивное телевидение, интерактивный опрос) [20, с. 69].
Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка inter – «взаимный, между» и action – действие, то есть это тип обмена информацией учащихся с окружающей информационной средой [24, с. 85].
Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс происходит таким образом, что почти все учащиеся становятся вовлеченными в учебный процесс, способны понимать и размышлять над тем, что они знают и думают [6, с. 14].
По мнению И.Ю. Устинова, любое обучение – это дидактическая проблема, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, проводимого квалифицированным профессиональным преподавателем [27, с. 45].
В словаре А.С. Воронин, интерактивное обучение определяется как обучение, направленное на формирование у человека готовности к быстрому прогрессированию изменений в обществе – стремление активно строить будущее с помощью нового, творческого и мобильного мышления, умение создавать новый материальный продукт, духовное обновление личности и коллектива [3, 45].
Глава 2 Практический аспект использования интерактивных заданий по формированию умения работать с деформированным текстом на коррекционных занятиях по познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения
Наряду с работой над предложением, учащихся необходимо учить говорить и писать связно, т.е. излагать мысли в определенном порядке. На первых порах обучения связной речи чрезвычайно полезна работа по восстановлению деформированного текста, составленного на основе сюжетных картинок. В ходе этих упражнений учащиеся практически усваивают правила построения связного текста, а также приобретают опыт работы с сюжетными картинками как источником получения знаний. Основой работы служат сюжетные картинки и соответствующий их содержанию деформированный текст, данный учителем. По сюжетным картинкам учащиеся должны восстановить логическую последовательность предложений, записанных на доске. Следует наметить такой порядок работы:
1) Рассматривание учащимися сюжетных картинок и усвоение их содержания. (Работа проводится под руководством учителя).
2) Чтение учителем деформированного текста, записанного на доске.
3) Беседа, в ходе которой выясняется, что на доске записаны отдельные предложения, а не рассказ: здесь нет порядка.
4) Определение порядка следования предложений, нумерация их.
5) Чтение текста в восстановленном виде [18].
Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями зрения способствуют произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях следует ставить перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на поставленные вопросы, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. И каждый раз сами учащиеся анализируют свои собственные ответы и высказывания одноклассников.
Для того чтобы ученики могли справиться с требованиями, предъявляемыми к их речи, необходимо систематически включать в работу тренировки с мини-текстами по степени нарастания трудности:
1. В первом классе работа начинается с восстановления деформированных предложений. На элементарных примерах учащиеся осмысливают, как строится, выражается мысль. Осознают ее синтаксическое и интонационное оформление.
Заключение.
Таким образом, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушение зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Зрительная патология отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развития познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Успешное формирование личности в современном мире может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую образующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие, как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.
Перед учителем стоит непростая задача – создать так называемый мост, который будет служить средством взаимоотношения между личностью ребенка и окружающей действительностью.
Работа с деформированным текстом представляет особые трудности для учащихся с нарушениями зрения. В этой связи применение интерактивных заданий облегчает работу.
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М: Академия, 2000. – 192 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
4. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование / А.В. Горячев. – М., 2001. – 369 с.
5. Граник, Г.Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся / Г.Г. Граник. – М.: Просвещение, 1994. – 222 с.
6. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество: учебное пособие / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 2001. – 382 с.
7. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
8. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
9. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995. – 176 с.
10. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. – М. : Радио и связь, 2004. – 347 с.
11. Коул, М.Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / М.Д. Коул. – М.: Педагогика, 2004. – 179 с.
12. Ладыженская, Т.А. Творческие диктанты / Т.А. Ладыженская. – М.: Учпедгиз, 1963. – 88 с.
13. Левитес, Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 2004. – 258 с.
14. Мельникова, Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения / Е.Л. Мельникова // Психология и школа. – 2008. – №1. – С. 15-20.
15. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина. – М., 2008. – 360 с.
16. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально-азиатской научно – практической конференции. – Бишкек, 2006. – 320 с.
17. Особенности интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для учителей спец. и общеобр. школ / О.В. Белянкова, С.Е. Гайдукевич, З.Г. Ермолович. – Мн.: НИО, 2004. – 85 с.
18. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
19. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под. редакцией С.М. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512 с.
20. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. – 184 с.
21. Розенталь, Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис–пресс, 2007. – 256 с.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
23. Соколов, В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям / В.В. Соколов // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 65-77.
24. Соколова, Э.С. Педагогические мастерские: Франция-Россия / ред. Э.С. Соколова. – М.: Новая школа, 2002. – 128 с.
25. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей / Б.К. Тупоногов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 225 с.
26. Ульченко, З.Ф. Диктанты с изменением текста / З.Ф. Ульченко. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
27. Устинов, И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы / И.Ю. Устинов. – М.: Новая школа, 2010. – 320 с.
28. Шипачева, Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка / Л.А. Шипачева // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 6-19.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 64%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты