Специфика формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе Курсовая работа (проект)
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфика формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
по дисциплине: «Методика обучения изобразительной деятельности»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Специфика формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика обучения изобразительной деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Материал к заданию «Найди картинки».
Приложение Б Материал к зданию «Характер сказочных героев».
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Материал к заданию «Найди картинки».
Приложение Б Материал к зданию «Характер сказочных героев».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Природа цвета и его влияние на человека
1 Теоретические аспекты формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Природа цвета и его влияние на человека
1.2 Восприятие цвета и его развитие у младших школьников
2 Методика формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.1 Методика развития цветовосприятия младших школьников
2.2 Разработка упражнений по развитию цветовосприятия младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества, его социально-экономические проблемы заставляют переосмыслить цели школьного образования, усилить его социальную, гуманитарную и ценностную ориентацию. Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и развитие, которое невозможно без включения в образовательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла, содержание которых отражает традиции народа, его чувства и отношение к миру. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач начальной школы, художественные занятия в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной творческой деятельности во всех ее направлениях, в том числе и эстетических. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства и средств его выразительности, в том числе цветовой, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.
Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической, художественной литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетического самовыражения. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания соответствующего эмоционального настроения зрителя. Цвет как природное явление, и его влияние на человека является предметом внимания ученых с древнейших времен (Аристотель, Платон, Эмпедокл). Цвет обычно понимается как характеристика визуального ощущения, позволяющая распознать качественные различия в излучении. Ощущение цвета человеком, происходящее через все органы чувств, изучали В.М. Бехтерев, Г.Э. Бреслав, С.В. Кравков, А.С. Новомейский, И.М. Сеченов, П.В. Яньшин; синестезические ощущения рассматривали Б.Г. Ананьев, Б.М. Галеев. Взаимосвязь цвета и эмоций была предметом изучения Р. Арнхейма, Г.Э.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
1.1 Природа цвета и его влияние на человека.
Цвет несет в себе информацию об окружающем нас мире, а также влияет на настроение человека, его действия и решения. Это может вызвать некоторые ассоциации или повлиять на человеческий мозг, заставляя людей чувствовать соответствующие эмоции и выполнять определенные действия.
Все материальные объекты в окружающем нас мире имеют свои особенности, одной из которых является их цвет. Он несет в себе информацию, необходимую для общения, и воспринимается как сенсорное впечатление. Однако это восприятие субъективно, так как формируется только в сознании зрителя. Чувство цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Например, если трава зеленая. Это означает, что он отражает волны зеленой части спектра вне всего диапазона длин волн и поглощает остальное. Если интенсивность всех волн одинакова, цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающие волны – черные [15, с. 122].
Цветоведение (колористика) – наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешение, гармонию, культуру, восприятие человека и др. Первым создал систему цветов Леонардо да Винчи, он определил шесть основных цветов: белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый. Цвет влияет на физиологию и психологию человека, поэтому его можно использовать для пробуждения эмоций. Таким образом, «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как она имеет наибольшую длину волны, что требует больше энергии. С зеленым или синим, наоборот. Мягкие пастельные тона создают ощущение спокойствия при раздражении ярких цветов. Восприятие цвета часто может меняться в зависимости от психофизиологического состояния человека. Например, они уменьшаются, если наблюдатель устает или, наоборот, возрастают в случае опасности. В таблице ниже приведено краткое описание цветовой ассоциации и того, как цвет может повлиять на человека [8, с. 132].
2 Методика формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
2.1 Методика развития цветовосприятия младших школьников.
Несмотря на имеющиеся трудности в применении знаний о цвете, в науке существуют теоретические предпосылки, оправдывающие использование цвета в педагогике и методах обучения изобразительному искусству: развитие цветового восприятия и его передачи в детских рисунках; эмоциональное восприятие цвета ребенком; формирование чувства цвета у дошкольников; фигуративная экспрессия цвета; использование законов цветовосприятия в профессиональной подготовке художников; использование законов цветовосприятия в художественном творчестве В.Н. Князева, Л.Н. Миронова, Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова, в колористической подготовке учащихся живописных классов художественной школы.
Любая образовательная практика должна основываться на нормах и закономерностях психического развития человека в тот или иной возрастной период. В соответствии с этим, исследователи (Т.С. Комарова, С.Е. Игнатьев) определили возрастные нормы детского восприятия цвета и определили три этапа развития цветового восприятия.
Первым этапом является овладение базовой системой цветов. В этот период слово становится решающим в формировании цветового восприятия. Тот факт, что название, произношение вслух названия цвета способствует выбору данного цвета из других. На данном этапе дети используют цвет как самую важную характеристику реального объекта и не замечают, что цвет объекта может быть очень разнообразным. Исследователи отмечают прочно установившуюся связь между названием цвета и конкретным объектом, таким как цвет неба. Ребенок, узнавший, что небо голубое, использует этот цвет в каждом из своих рисунков, независимо от времени года, дня или ночи, дождливой или солнечной погоды. Это вводит определенный рисунок в детские рисунки [4, с. 143].
Заключение.
Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, которая направлена как на передачу жизненных впечатлений, так и на отражение отношения ребенка к изображаемому предмету. В процессе рисования происходит формирование таких важных качеств ребенка, как активность, инициатива, самостоятельность. Изобразительная деятельность – важное средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для развития моторики и речевой деятельности. Изобразительная деятельность может включать в себя занятия по рисованию, лепке, аппликации, в результате этой деятельности человек создает продукт, совей деятельности.
Восприятие цвета представляет собой способность личности человека воспринимать, идентифицировать и правильно идентифицировать цвета. Физиологическая основа восприятия дополнительно осложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и другими разнообразными мыслительными процессами. Развитие восприятия цвета оказывает сильное влияние на психофизическое развитие детей младшего школьного возраста, их способность вызывать активные эмоциональные реакции и развивать умственные и творческие способности. У младших школьников уже есть хорошо развитое восприятие. Они не только различают цвет, форму, размер объектов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотносить объекты с их размерами. Одной особенностью восприятия младших учеников является тесная связь с действиями.
Во второй главе курсовой работы был проведен анализ процесса формирования представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Процесс цветовосприятия у младших школьников осуществляется в несколько этапов: овладение базовой системой цветов; разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет объекта зависит от условий: освещенности, положения в пространстве; третий этап связан с пониманием взаимосвязи цвета и характера представляемого.
1 Аманжолов, С.А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников / С.А. Аманжолов // Изобразительное искусство в школе. М., 2004. – №4. – С.57
2 Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Аранова. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.
3 Бардин, К.В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). – М., 2003. – 19 с.
4 Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 340 с.
5 Березина, Ю.Ю. Теория и методика изображения человека: учебно-методическое пособие / Ю.Ю. Березина, О.В. Князева. – М.: Планета, 2015. – 265 с.
6 Бубнова, М.В. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 154 с.
7 Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах / Н.С. Боголюбов. – М.: Прометей, 2004. – С.6
8 Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 287 с.
9 Гасс, А.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО / А.А. Гасс // Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ. – М «Диона», 2012. – С.15
10 Горячев, М.Д. Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников / М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета, 2015. – С.267.
11 Денисов, B.C. Восприятие цвета / B.C. Денисов, М.В. Глазова. – Часть 1. – М.: Эксмо, 2008. – 176 с.
12 Долгоаршинных, Н.В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. – М, 2002. – 19 с.
13 Евдокимова, Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников // Культура и образование. – Волгоград: Перемена, 2005. – С.50-52.
14 Игнатьев, Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию / Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 45-52.
15 Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 2009. – 190 с.
16 Колосова, Т.А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников / Т.А. Колосова. – КАРО , 2011. – 72 c.
17 Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2005. – 264 с.
18 Комарова, Т.С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 210 с.
19 Копцева, Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. . канд. пед. наук. – М, 2000. – 16 с.
20 Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 2007. – 378 с.
21 Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
22 Ломов, С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 144 с.
23 Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 166 с.
24 Меликян, З.А. Организация зрительного восприятия у младших школьников / З.А. Меликян. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 136 с.
25 Метиева, Л.А., Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – Питер, 2005. – 310 с.
26 Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей / Л.Н. Миронова. – Мн.: Беларусь, 2003. – 254 с.
27 Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2001. – 240 с.
28 Олесина, Е.П. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся / Е.П .Олесина, О.И. Радомская // Педагогика искусства (электронный научный журнал). – 2015. – № 1. – С.46.
29 Паранюшкин, Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 290 с.
30 Перафеева, С.В. Обучение детей рисованию / С.В. Перафеева. – М. Просвещение. – 2002. – 92 с.
31 Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе / Е.Е. Рожкова. – М.: Просвещение, 2004. – 218 с.
32 Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М., 2009. – 188 с.
33 Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2009. – 318 с.
34 Ломов, С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 144 с.
35 Ушинский, К.Д. О наглядном обучении / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 2008. — С.108.
36 Ческидова, И.Б. Роль цвета в развитии эмоционально-чувственной сферы младших школьников / И.Б. Ческидова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – С. 35.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Материал к заданию «Найди картинки».
Приложение Б Материал к зданию «Характер сказочных героев».
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Материал к заданию «Найди картинки».
Приложение Б Материал к зданию «Характер сказочных героев».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты