Введение
1. Нормативно-правовая база учета расчетов с персоналом по оплате труда
2. Предмет, источники информации и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда
3. Планирование аудиторской проверки
4. Проверка операций расчетов с персоналом по оплате труда по существу
Отчет по результатам проверки
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия как в Республике Беларусь, так и за рубежом, является учет труда и расчетов по его оплате с работниками предприятия. Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
Поскольку зарплата с одной стороны, выступает главным источником доходов и повышения жизненного уровня работников, а с другой, для нанимателя она является основным элементом издержек производства и обращения, то в итоге она влияет на размер получаемой им прибыли.
В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки), своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей анализа, оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с бюджетом, с фондом социальной защиты населения и фондом занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики расчетов с персоналом по оплате труда на ОАО «Технолит Полоцк». Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сводятся к следующему:
- изучить нормативно-правовое регулирование учета расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить предмет, источники информации и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- рассмотреть планирование аудиторской проверки;
- провести проверку операций расчетов с персоналом по оплате труда на ОАО «технолит Полоцк»;
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Практически в любой бухгалтерии участок заработной платы является одним из самых трудоемких и сложных.
Основу всех трудовых взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, и ряд других нормативно-правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда.
Бухгалтерский учет в ОАО «Технолит Полоцк» осуществляется бухгалтерской службой. Руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер, который выполняет обязанности, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 года. № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности». На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.
Основой регулирования трудовых отношений в организации является Трудовой кодекс Республики Беларусь №296-З от 26.07.1999г., с изменениями и дополнениями от 15.07.2015 №305-З. Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, и регулирует не только трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, но и другие, связанные с ними отношения профессиональной подготовки работников на производстве, ведение коллективных переговоров, взаимоотношения между работниками и нанимателями, обучения работников. В нем содержатся нормы, регулирующие коллективные трудовые отношения, особенности труда отдельных категорий работников, устанавливающие ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, гарантий оплаты труда, формы и системы оплаты труда
Выплата заработной платы и погашение задолженности по ней в сроки, предусмотренные коллективными договорами, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. №483 «Об
2 ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ЗАДАЧИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Проверка операций по расчетам с работниками по оплате труда, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, аудиторами и специалистами ведомственного контроля.
Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.
При этом решается комплекс задач:
• подтверждение системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
• подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
• установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РБ;
• проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
• проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
В ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда используют следующие источники информации:
1) отчетность:
а) бухгалтерская отчетность - форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств».
б) статистическая отчетность - форма 12-Т «Отчет по труду», форма 12-Т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», форма 6-Т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат», форма 4-фонд «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», форма 4-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», 4-Т (руководители) «Отчет о заработной
3 ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск не обнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Время необходимое для планирования зависит от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.
При планировании аудита используются следующие основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.
4 ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ПО СУЩЕСТВУ
В ОАО «Технолит Полоцк» был проведен аудит организацией ООО «Аудит» с 01.10.2017 по 13.10.2017 г.
В начале проверки операций по начислению заработной платы аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются в ОАО «Технолит Полоцк». В соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Следует также ознакомиться с положениями о премировании, документами, где указаны установленные организацией различные доплаты (за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, ночное время, за простой и другие доплаты).
Затем проверяется достоверность первичных документов (нарядов, листков временной нетрудоспособности, табелей-расчетов и другое), правильность их оформления, нет ли в них вымышленных фамилий работников. Для этой цели необходимо выборочно сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях-расчетах с данными учета личного состава в отделе кадров. Особенно внимательно надо проверить наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе организации и проработавших непродолжительное время, а также оплату по договорам гражданско-правового характера.
На следующем этапе надо выборочно проверить начисление заработной платы и других выплат всем категориям работников (премий, материальной помощи и т.д.). Проверка производится по данным расчетных и платежных ведомостей, лицевых счетов работников, а также первичных документов (табели, наряд-задания и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Сначала надо проверить начисление заработной платы работникам с повременной оплатой труда, а затем рабочим-сдельщикам. При проверке начисления заработной платы рабочим-сдельщикам необходимо обратить внимание на правильность применения норм выработки и расценок. Имеют место случаи, когда расценки завышаются с целью повышения заработной платы рабочих, а иногда с целью присвоения разницы между заработной платой и начисленной суммой. Если аудитор выявил факты неправильного
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг составляется в случаях, предусмотренных законодательством, в соответствии с требованиями национальных правил аудиторской деятельности, а также иными требованиями законодательства и должно, в частности, содержать:
- наименование «Аудиторское заключение»;
- указание адресата (лица или лиц, которым адресуется аудиторское заключение);
- сведения об аудируемом лице – наименование организации, фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (при его наличии), место нахождения (место жительства индивидуального предпринимателя);
- сведения об аудиторской организации (аудиторе – индивидуальном предпринимателе) – наименование организации (фамилия, собственное имя, отчество аудитора – индивидуального предпринимателя), регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (при его наличии), место нахождения (место жительства аудитора – индивидуального предпринимателя);
- определение и описание информации, в отношении которой оказываются аудиторские услуги, указание ответственности аудируемого лица и аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя);
- сведения о работе, выполненной аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем) в ходе оказания аудиторских услуг;
- мнение аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) в отношении предмета договора оказания аудиторских услуг;
- подписи уполномоченных в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности должностных лиц аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя и дату подписания аудиторского заключения [1].
Аудиторское заключение является заведомо ложным, если оно составлено без фактического оказания аудиторской услуги или выраженное в нем аудиторское мнение противоречит ее результатам. Аудиторское заключение признается заведомо ложным только в судебном порядке.
Порядок составления и представления аудиторского заключения по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга устанавливается Национальным банком Республики Беларусь [1].
1 Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. №483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы»
2 Трудовой Кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. N 296-З
3 Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-II «Об аудиторской деятельности», с изменениями и дополнениями от 22.12.2011 г. № 326-З.
4 Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»
5 Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»
6 Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» от 06.01.1999 г. № 203-З, с изменениями и дополнениями от 15.07.2009 г. №43-З
7 Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 21.12.1991 г. №1327-XII, с изменениями и дополнениями от 29.12.2006 г. № 190-З
8 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» от 20.09.2002 г. №123, с изменениями и дополнениями от 23.03.2009 г. №40.
9 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 10.10.2003 г., с изменениями и дополнениями от 28.07.2015 г. №642
10 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков» от 04.01.2006 №1462
11 Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь «Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду» от 29 июля 2008 г. № 192, с изменениями и дополнениями от 11.11.2016 г. №171.
12 Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь «Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета» от 29 июня 2011 г. № 50.
13 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.09.2005 г. № 115 «Об утверждении правил аудиторской деятельности «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях», с изменениями и дополнениями от 28.12.2009 г. № 153.
14 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 г. № 83 «Об утверждении инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок», с изменениями и дополнениями от 18.03.2010 № 29.
15 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2005 г. № 85 «Об установлении форм аудиторских заключений» с изменениями и дополнениями от 01.12.2010 г. № 146.
16 Постановление Совета министров Республики Беларусь от 4.01.2008 г. №7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями от 12.10.2012 г. № 926.
17 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 153 «Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» с изменениями и дополнениями от 30.06.2011 г. № 52.
18 Ковалева О. В. Аудит : Учебное пособие / О. В.Ковалева, Ю. П. Константинов – М. : изд. «ПРИОР», 2000. – 225 с.
19 Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит. В 2 ч. Ч. 2 / В. Н. Лемеш. – Минск : Изд-во Гревцова, 2008. – 384 с.
20 Павлович Т. П. Ревизия и аудит: ответы на экзаменац. вопр./Т. П.Павлович, Е. Г. Павлович . – Минск: ТетраСистемс, 2009.– 240 с.
21 Пупко, Г. М. Аудит и ревизия / Г. М. Пупко. – Минск : ООО “Мисанта”, 2004. – 386 с.
22 Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: Учебное пособие/ С. И. Адаменкова, И. И. Бурцева, А. О. Левкович, В. Н. Лемеш; под общ. ред. О. А. Левковича – Мн.: ООО «Элайда», 2006 – 556 с.