Оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения»
по дисциплине: «Национальная экономика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Национальная экономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
1.2 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
2.2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
2.3 МОДЕЛЬ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3.2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь, как и другие государства современного мира, стремится к разрешению многих проблем, которые возникают в связи с обновлением политических, экономических и социальных отношений. Круг задач, стоящих перед государством, в значительной степени определяют не только новые тенденции в развитии белорусского общества, но и те изменения, которые происходят в правовом пространстве страны. Необходимым и неизбежным на данном этапе становится процесс совершенствования законодательства, в основе которого лежит глубокий научный анализ результатов правового регулирования и который выдвигает перед юридической наукой еще одну задачу – исследование эффективности правовых норм.
В Республике Беларусь эффективность норм права рассматривается не как самостоятельная проблема, а затрагивается в научных дискуссиях и трудах, в которых обсуждаются вопросы повышения качества нормативных правовых актов, проблемы законодательной техники, совершенствования правотворчества и правоприменения в целом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации и переосмысления имеющихся в науке подходов к пониманию эффективности норм права; теоретической разработки таких вопросов, как критерии, виды, условия эффективности норм права.
Изучение тех либо иных аспектов проблемы имеет особое практическое значение и связано с необходимостью решения конкретных задач по совершенствованию законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности; поиска новых подходов к рассмотрению таких насущных проблем, как количество и качество нормативных правовых актов; экономичное использование ресурсов при их подготовке, разработке и принятии; адекватное отражение в них потребностей общественного развития и др. В настоящее время остаются без должного внимания вопросы видов эффективности норм права. Особый научный и практический интерес представляет выявление условий, при которых может быть достигнута наибольшая эффективности норм права. Актуальной проблемой, требующей научно обоснованного решения, остается выработка действенного механизма правового мониторинга в Республике Беларусь как перспективного направления совершенствования национального законодательства. С учетом изложенного исследование теоретических и практических аспектов эффективности норм права является актуальным и социально значимым.
Объектом исследования является оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, порядок их принятия, практика применения и оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения в промышленном комплексе.
Целью исследования является комплексное рассмотрение процесса становления и развития белорусского законодательства, формулирование и оценка нормативных правовых актов и эффективности их применения. Исходя их указанной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы в рамках заданной темы:
– проанализировать теоретико-методологические основы нормативных правовых актов;
– изучить порядок применения нормативных правовых актов на примере развития промышленного комплекса;
– исследовать направления и изменения в нормативных правовых актах.
В ходе составления данной работы были применены следующие методы познания: общенаучный, логический, анализ, синтез, сравнительно-правовой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Теоретические основы нормативных правовых актов: понятия, цели, задачи
В настоящее время основным источником права в странах романо-германской правовой семьи является нормативно-правовой акт. Понимание его теоретической сущности позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. Согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [1].
Как и любое юридическое явление, нормативный правовой акт подразумевает ряд особенностей. Таким образом, одной из его особенностей является волевой характер нормативно-правовых актов, проявляющихся в таких актах, выражающих волю государственной власти или определенной социальной группы. В целях реализации закона нормативными правовыми актами предусмотрено силовое принуждение, в том числе возможность надзора за соблюдением правовых норм, содержащихся в законе, а также наложение санкций за нарушения этих норм.
Нормативные правовые акты характеризуются социально-организационным воздействием. Нормативные правовые акты, направленные на регулирование общественных отношений, в зависимости от объекта директивы и цели регулирования, достигаются различными способами и методами-запретами, обязательствами и разрешениями, с использованием различных правовых средств. Нормативный характер – важнейшая характеристика нормативного правового акта, свидетельствующая о универсальности его содержания и действия. Это свойство является основой права в целом, так как через него реализуется социальная ценность права, его регуляторные свойства. Благодаря этой характеристике правовая сторона может служить мерой, равной шкале поведения других людей.
Основная цель нормативно-правовых актов заключается в регулировании общественных отношений.
Нормативность определяется характером общественных отношений, регулируемых правовыми актами, или общественными отношениями, в которых разрабатываются правовые инструменты (например, порядок создания органа власти, определение его компетенции). Нормативный правовой акт проявляется в том, что он является обязательным для всех лиц, прямо или косвенно затронутых его содержанием. Нормативные правовые акты содержат правовые нормы-положения, касающиеся не отдельных дел, отношений или лиц, а отдельных видов действий, отношений и лиц, причастных к этим действиям. Он предназначен для повторного применения, т. е. каждый раз, когда есть условия для применения содержащихся в нем правовых норм [2, с. 202].
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1 Анализ нормативных правовых актов в промышленном комплексе
Экономический потенциал Беларуси основан на большом количестве отраслей, на которые приходится почти 40% основных фондов. В стране более 2300 различных предприятий, производящих около 30% валового внутреннего продукта. Ключевые отрасли промышленности остаются
- машиностроение, металлообработка,
- химическая и нефтехимическая промышленность,
- легкая и пищевая промышленность,
- лесная и деревообрабатывающая промышленность,
- производство строительных материалов,
- лекарства и микробиология.
Многие белорусские компании в настоящее время проходят этап модернизации, направленный на снижение энергоемкости и установку современного оборудования. Перегрузка производства включена в программу развития промышленного комплекса республики до 2020 года. Планируется, что обновленные линии будут ориентированы на высокотехнологичную отрасль.
Все вышеперечисленные отрасли промышленности регулируются многочисленными нормативно-правовыми актами, каждая из отраслей включает в себя обширнейший свод законов, которые их регулирует. Орган, который занимается непосредственным регулированием промышленной отрасли является Министерство промышленности, республиканский государственный орган и подотчетен Совету Министров Республики Беларусь. Министерство промышленности координирует деятельность других республиканских органов власти по вопросам, относящимся к его компетенции.
Основными задачами Министерства промышленности являются:
- реализация научно-технической, экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций и хозяйствующих субъектов, чьи доли (доли в уставном капитале) принадлежат Республике Беларусь и переданы Министерству промышленности для удовлетворения потребностей национальной экономики и население страны производит продукцию для промышленных целей, товары народного потребления и услуги;
- составление прогнозов промышленного, технического, финансового и экономического развития соответствующих отраслей;
- участие в разработке и реализации программ развития приоритетных отраслей;
- развитие внешнеэкономической деятельности совместно с другими заинтересованными органами республиканского правительства путем увеличения экспорта товаров (услуг), производимых государственными организациями и субъектами хозяйствования, привлечения иностранных инвестиций и создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- осуществление государственного регулирования металлургического производства, производства готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, а также создание условий для развития организаций всех видов собственности, занимающихся этими видами хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
3.1 Проблемы повышения эффективности принятия нормативных правовых актов промышленного комплекса
На настоящий момент в нормативной правовой базе, применяемой в Беларуси, существует ряд определений промышленной политики. Несмотря на общее сходство в понимании ключевых элементов, нюансы в изложении ее сущности показывают общую размытость поля регулирования и, естественно, наличие перекрестных связей с другими политиками. Сточки зрения правоприменения в нашей стране это означает дополнительную сложность администрирования процессов развития производственного сектора. Примечательно, что в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь «субъекты промышленной деятельности» включают юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют промышленную деятельность на территории нашей страны. Тем самым органы государственного управления, по сути, не являются прямыми регуляторами в сфере промышленной политики. Ее белорусская «версия» существенно отличается от зарубежных подходов наличием целевого количественного индикатора – «рост производительности труда по добавленной стоимости не менее 50% от европейского уровня». В последние годы в стране принят ряд документов, способствующих подъему промышленности. Помимо уже упоминавшейся Программы, это Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., государственные программы инновационного развития, Концепция формирования и развития наноиндустрии, Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров. Долгосрочные перспективы и направления создания экоэффективного производственного сектора определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.
Повышение эффективности производства является одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост. Рост эффективности используемых факторов производства ведет к росту конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции, что чрезвычайно важно для таких экономик, как Беларусь, характеризующихся высокой степенью экономической открытости. В связи с этим особую важность приобретает изучение путей повышения эффективности производства в Республике Беларусь, что обуславливается принятием новых нормативно-правовых актов и совершенствованием уже существующих.
На примере промышленного комплекса Республики Беларусь, можно выделить следующие проблемы:
- до настоящего времени нет понимания о международном разделении труда, с учетом реальных дел и потенциальных возможностей страны;
- низкая производительность труда по добавленной стоимости, в 4 раза ниже Европейских стандартов;
- недостаточный уровень реализации продукции на экспорт, что обусловлено неэффективной отраслевой и технологической структурой промышленного комплекса – на долю высокотехнологических производств в Республике Беларусь – 5% выпускаемой промышленной продукции, в развитых странах – 15%. Это объясняет причину отставания по уровню производительности труда;
- морально устаревшая инфраструктура, что не позволяет применять новые технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на ограниченность собственных топливно-энергетических ресурсов и важнейших видов сырья, а также на внешние экономические шоки последних лет, Беларусь сохранила свой промышленный потенциал.
Развитие промышленности в значительной степени определяет основные экономические тенденции в нашей стране. Здесь производится четверть валового внутреннего продукта, сосредоточено порядка 37% всех основных средств республики, трудится 23,7% от общей численности занятых в экономике.
В мировом рейтинге стран по индексу конкурентоспособности промышленности Беларусь занимает 47 позицию, с большим отрывом опережая страны СНГ, кроме Российской Федерации.
Основу промышленного производства республики составляет обрабатывающая промышленность. На ее долю в 2018 году приходилось 88,6% общего объема производства продукции.
Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности являются пищевая промышленность (25,7%), производство нефтепродуктов (17,6%), машиностроение (16,2%), химическое производство (10,5%).
Основной проблемой при анализе нормативно-правовых актов в промышленной отрасти является отсутствие общего закона, который бы регулировал промышленность в целом. Существуют и создаются отдельные законодательные акты, которые регулируют отдельные направления отрасти, деятельность предприятий, функционирование производств и рабочего персонала.
Нормативно-правовая база будет совершенствоваться путем принятия законодательных актов, определяющих правовые и экономические основы развития промышленного комплекса, в данный момент происходит разработка концепции закона «О промышленной политике», так же постоянно разрабатываются и публикуются указы и директивы для упорядочивания деятельности отрасли.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2006. – 48 с.
2 Конституция Республики Беларусь: Научно-правовой комментарий / В.Г. Тихиня [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Тихини. Минск: Беларусь, 1996. 223 с.
3 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 января 2000 г.; в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2008 г. № 410-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1507.
4 Василевич, Г.А. Акты законодательства как важнейший источник права. Общая характеристика / Г.А. Василевич // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – Серыя 4. Правазнаўства. – 2009. – № 1. – С. 3-10.
5 Василевич, Г.А. Комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А. Василевич. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 256 с.
6 Василевич, Г.А. Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическое значение / Г.А. Василевич // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. 2005. № 1. С. 48-57.
7 Василевич, Г.А. Судебный прецедент и его соотношение с иными источниками права / Г.А. Василевич // Веснік Канстытуцыйнага суда Рэспублікі беларусь. – 2004. – № 3. – С. 53-60.
8 Горохов, Д.Б. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики: монография / Д.Б. Горохов, В.И. Радченко, Н.Н. Черногор и др.; под ред. Н.Н. Черногора. – М.: Изд-во Международного юридического института, 2010. – 232 с.
9 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 336 с.
10 Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
11 Жудро, М. К. Экономика организаций АПК: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К Жудро. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 616 с.
12 Зеленовский, А.А. Экономика предприятий и отраслей АПК: практикум / А.А. Зеленовский, А.В. Королев, В.М. Синельников. – Минск: Издательство Гревцова, 2009 г. – 547 с.
13 Кундиус, В.А. Экономика агропромышленного комплекса: учеб. пособие / В.А.Кундиус. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
14 Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум/ П.В.Лещиловский, В.С. Чеканов. – Мн.: БГЭУ, 2011. – 310с.
15 Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А. Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с
16 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. – Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/.
17 Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
18 Новости Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mshp.minsk.by/news/.
19 О перспективах развития АПК Беларуси в 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа: http://newsby.org/novosti/2016/02/02/text6541.htm.
20 Пищевая промышленность [Электронный ресурс] / Факты. – Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/economy_business/key_economic/food/.
21 Статистический ежегодник «Республика Беларусь-2019» / сост. И.В. Медведева. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 524 с.
22 Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – Кн. 2 – 702 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты