Разработка стратегий развития экспорта белорусских предприятий Курсовая работа (проект)
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разработка стратегий развития экспорта белорусских предприятий»
по дисциплине: «Стратегическое планирование»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Разработка стратегий развития экспорта белорусских предприятий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Стратегическое планирование
Организация: Коммунарка, ОАО
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ сущности стратегического планирования
2 Исследование экспортной политики ОАО «Коммунарка»
3 Разработка стратегии развития экспорта ОАО «Коммунарка»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Негативные тенденции в мировой экономике, сильно затронувшие ряд стран рикошетом ударили по Беларуси. Сделанный на волне экономического подъема прогноз, заложенный в Национальную программу развития экспорта на прошлую пятилетку, не оправдался. Наблюдается сокращение ВВП нашей страны, снижение реальных доходов ее населения. К сожалению, рассчитывать на оживление традиционных рынков сбыта белорусской продукции в ближайшее время не приходится.
Завоевать новые рынки сбыта и остаться игроками на прежних возможно при развитии новой высококачественной продукции, импортозамещающих производств, технологических инноваций, а также совершенствовании маркетинговой деятельности.
В Республике Беларусь производятся товары народного потребления и промышленного назначения, которые экспортируются за пределы нашего государства. Реализация их на внешних рынках в зависимости от специфики выпуска продукции требует определенных приемов и методов.
Современный этап международных экономических отношений характеризуется динамично протекающим процессом переноса за рубеж промышленными предприятиями собственной производственной и сбытовой деятельности в форме лицензионной торговли, франчайзинга, международного лизинга, прямого заграничного инвестирования, создания совместных производств и заграничных дочерних обществ. На уровне предприятия данный процесс можно охарактеризовать как стадию интернационализации деловой активности предприятия.
Единого определения понятия «интернационализация» не существует ввиду его многоплановости и многофункциональности. На уровне отдельного предприятия интернационализацию деловой активности характеризуют «специализация в международном масштабе и кооперирование с зарубежными деловыми партнерами». Причем необходимо отметить, что данный процесс протекает постадийно: от прямого экспорта к учреждению торгового филиала, сборочного производства либо производственного предприятия в форме совместного предприятия либо дочернего общества. На отраслевом уровне интернационализация проявляется в создании финансово-промышленных групп, отраслевых союзов. Высшей формой институциональной интернационализации на международном уровне считается политико-экономическая интеграция, в основе которой лежат процессы международного разделения труда и кооперирования производства.
1 Теоретический анализ сущности стратегического планирования
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Но в течение последних 30 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента и стало общепризнанным понятием. Под стратегией, как правило, понимают набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений [4, с. 17].
Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации.
Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.
На практике, говоря о стратегии, руководители компаний часто имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности выпускаемой продукции и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании. Однако такое понимание стратегии ориентировано на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании.
В более широком понимании, стратегия – это долгосрочные управленческие «правила игры», направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать по ассортименту и качеству, ценам и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций.
Экономическая стратегия организации подразделяется на следующие основные составляющие (рисунок 1.1).
Как видно из рисунка 1.1, все они ориентированы на внешнюю и внутреннюю сферы деятельности организации. Это означает, что результаты реализации руководством организации стратегических решений в той или иной мере обусловлены, с одной стороны, влиянием этих сфер на характер вырабатываемых решений, с другой стороны, влиянием самих стратегических решений на процессы, протекающие во внутренней и внешней сферах. Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений.
2 Исследование экспортной политики ОАО «Коммунарка»
В настоящее время «Коммунарка» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом предприятия является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно- хозяйственной деятельности предприятия.
Среднесписочная численность СОАО «Коммунарка» формируется в соответствии с объемами производимой продукции.
Основное производство полностью укомплектовано специалистами требуемой квалификации. Режим работы в 2018 году – двухсменный и трехсменный для вафельного и в конце года для конфетно-шоколадного цехов.
Руководители СОАО «Коммунарка» постоянно уделяют внимание повышению квалификации руководящего, инженерно-технического и производственного персонала. Повышение квалификации работающих производится с отрывом и без отрыва от производства согласно плану подготовки кадров и посредством участия в различных семинарах и тренингах. Для более рационального использования оборудования и труда широкое распространение на предприятии получило освоение смежных профессий (60% рабочих помимо основной профессии имеют смежные).
Основными рынками сбыта предприятия в 2013 году определены Республика Беларусь – 79,8% объема продаж и экспорт в другие страны и в Россию) - 20,2%. Одновременно с поставками на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США.
Основные виды сырья, используемого на предприятии: какао-продукты (бобы, масло, порошок), сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные продукты, крахмал.
Ассортимент выпускаемой продукции составляет свыше 400 наименований, объединенных в следующие группы: карамель, печенье, вафли, конфеты, шоколад, торты.
3 Разработка стратегии развития экспорта ОАО «Коммунарка»
На рынках СНГ предлагается использовать стратегию глубокого проникновения. Для ее реализации необходимо совершенствовать товаропроводящую сеть. Для рынков дальнего зарубежья предпочтительной является стратегия проникновения. Для продвижения товаров на внешних рынках предлагается активизировать маркетинговую деятельность в Интернете посредством публикации пресс-релизов на иностранных сайтах и повышения ссылочной популярности сайта организации.
В качестве второго мероприятия можно предложить внедрение программы лояльности для ОАО «Коммунарка». Одним из новых направлений в современной науке маркетинга является маркетинг отношений, который становится объектом стратегического планирования фирм. Такой подход давно применяется за рубежом, в последнее время он стал активно внедряться и на российском рынке.
Специалисты определяют цель маркетинга отношений как создание эффективной маркетинговой системы взаимодействия с ключевыми партнерами организации – клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом.
В связи с этим система лояльности должна формироваться не только в отношении покупателей, но и по отношению к посредникам, партнерам, агентам, дистрибьюторам и собственному персоналу. Хорошие портфели товаров являются дополнительным стимулом для повышения лояльности клиентов предприятия.
В настоящее время в ОАО «Коммунарка» отсутствует четко разработанная и понятная клиентам система скидок. Существующая практика предоставления скидок слишком трудоемка и не дает никакого видимого положительного результата, а только ухудшает имидж предприятия.
ОАО «Коммунарка» сталкивается с такими проблемами:
– более дешевые продукты у конкурентов, за счет дешевого сырья и современного оборудования;
– нелояльные дилеры, у которых нет ни складских, ни логистических центров от завода на территории реализации продукта;
– трудность в привлечении новых клиентов;
– снижение объемов реализации.
Благодаря внедрению программы лояльности ОАО «Коммунарка» получит перспективы расширения дилерской сети, расширение клиентской базы, увеличение объемов реализации способом стимулирования продаж с помощью скидок, а в итоге, сможет выйти на прибыльную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время «Коммунарка» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
По результатам анализа можно сформулировать общую стратегию СОАО «Коммунарка»: СОАО «Коммунарка» хочет установить тесные, стабильные и долгосрочные отношения со своими покупателями и поставщиками. В работе с партнерами по бизнесу СОАО «Коммунарка» всегда стремится к сотрудничеству. Главная цель - удовлетворение всех требований покупателей и экономия их денег, поэтому СОАО «Коммунарка» с большим вниманием прислушивается к их предложениям и требованиям и старается их выполнять. В отношении качества реализуемых товаров, организация руководствуется требованиями, предъявляемыми покупателями. С этой целью СОАО «Коммунарка» постоянно проводит исследования спроса. Организация ставит перед собой три цели. Самая главная - это работа с клиентом, в которой необходимо удовлетворять его требования и обеспечивать высокий уровень обслуживания. Вторая - цена реализуемых товаров, которая должна контролироваться умелым руководством. Третья цель, которая не менее важна, чем первые две, - это работа по постоянному улучшению качества реализуемых товаров».
Так для направления развития товаропроводящей сети ОАО «Коммунарка» на внешних рынках было предложены следующие направления:
‒ внедрение программы лояльности;
‒ расширение агентской сети ОАО «Коммунарка»;
‒ открытие фирменного магазина ОАО «Коммунарка».
Так, экономический эффект от которых составит:
‒ в результате внедрения программы лояльности ОАО «Коммунарка» получит дополнительную прибыль в год в размере 1830,32 р.;
‒ расширение агентской сети ОАО «Коммунарка» принесет дополнительную прибыль в размере 36840 р.;
‒ открытие фирменного магазина ОАО «Коммунарка» принесет прибыль от реализации в размере 116,75 тыс. р., а чистую прибыль в размере 95,74 тыс. р., отметим, что окупаемость капитальных вложений составит 0,6 года.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2009. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2014. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2015. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии предприятия / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 75-83.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты