Проектирование маршрутов спортивных походов и дистанций соревнований (на примере пешеходного туризма) Курсовая работа (проект)
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проектирование маршрутов спортивных походов и дистанций соревнований (на примере пешеходного туризма)»
по дисциплине: «Теория и практика спортивного и рекреационного туризма»
2017
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Проектирование маршрутов спортивных походов и дистанций соревнований (на примере пешеходного туризма)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и практика спортивного и рекреационного туризма
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Понятие пешеходного туризма
1.2 Особенности проведения пешеходных походов
1.3 Методика разработки маршрута спортивного похода
1.4 Методика составление плана похода
Глава 2. Организация спортивных походов для детей и молодежи
2.1 Спортивный туризм как средство дополнительного образования и воспитания школьников
2.2 Обоснование краеведческого пешеходного маршрута в Сморгоньский и Островецкий районы
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире туризм занимает одну из главных позиций среди социально-экономических отраслей мировой экономики. В свою очередь, развитие экономики отчасти определяется уровнем развития туристической деятельности. Любая страна развивает такие направления туризма, которые в данных условиях наиболее выгодны. Одним из таких перспективных направлений является развитие и организация спортивных видов туризма.
Спортивный туризм представляет собой самостоятельную и социально-ориентированная сферу жизни общества. Он является эффективным средством всестороннего развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями, формой «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов.
Не смотря на стремление развивать спортивный туризм, существует ряд проблем, связанных, прежде всего с инфраструктурой, маркетингом и законодательством. Территория страны богата ресурсами для развития водного, пешеходного, спортивно-познавательного и велотуризма, так же существует база для проведения спортивных соревнований разного уровня, в связи с этим именно эти направления следует развивать в Республике Беларусь.
В настоящее время спортивный туризм в стране находится в стадии развития. Активно развиваются спортивные виды туризма, разрабатываются пешеходные, горные, велосипедные и многие другие виды туристических маршрутов.
Популяризация рекреационно-познавательного туризма в настоящее время одна из важнейших составляющих развития активных видов туризма. Познавательные аспекты при¬сущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением» культурных ценностей, т.е. с осмотром культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей, а также с ознакомлением с новыми районами, с их этнографией, фольклором, природными явлениями и хозяйственными объектами. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. С одной стороны, рекреационно-познавательный туризм развивается активно, с другой – разработано не достаточно много детских рекреационно-познавательных туристических маршрутов. Для рекреационно-познавательного туризма характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха. В настоящее время рекреационно-познавательный туризм нуждается в дополнительном развитии.
Выбор темы для курсовой работы обусловлен ее актуальностью. Рекреационно-познавательный пешеходный туризм является одним из приоритетных видов туризма в Беларуси. Государство прилагает большие усилия
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Понятие пешеходного туризма
Спортивный туризм – это явление которое сочетает в себе множество направлений деятельности людей: туризм, спорт, экологическое и нравственно-эстетическое воспитание. По причине того, что в туризме существует множество классификаций, к спортивному туризму можно отнести большое количество как активных, так и пассивных видов туризма.
Согласно самому распространенному подходу к определению спортивного туризма, к нему относится посещение туристами спортивных мероприятий, без непосредственного участия в них, разного рода походы, которые могут быть категорийными или любительскими. Некоторые классификации так же в спортивный туризм включают путешествия с целью заняться видами спорта, не связанными с туризмом. На развитие всех этих направлений спортивного туризма в конкретном регионе влияют множество факторов.
Инфраструктура спортивного туризма является очень разнообразной, к ней можно отнести такие ее элементы, которые присущи как большинству видов туризма, так и специфичны для спортивного туризма. Спортивные сооружения могут быть базой не только для событийного спортивного туризма, но и для посещения их людьми с целью занятия спортом. Специфичными являются и такие объекты, которые могут быть препятствием при других видах туризма, например, искусственно созданные дистанции для туристских соревнований.
На территории Республики Беларусь принято выделять несколько туристических районов, это связано, прежде всего с неоднородностью природных и социальных условий. В связи с тем, что при различных видов спортивного туризма интересны различные условия и объекты. Территория страны может использоваться для водного, пешеходного, велотуризма, при этом привлекательными могут быть населенные пункты или отдельные спортивные сооружения.
Спортивные (категорийные) походы отличаются от оздоровительных, прежде всего тем, что их маршруты включают участки естественных препятствий, которые требуют специальных умений. Такие участки называются классифицированными участками спортивно-туристского маршрута. В зависимости от их трудности и количества спортивные туристические походы подразделяются по категориям сложности – от самых простых (1–й ка¬тегории сложности) до самых сложных (6–й категории сложности) (таблица 1) [1].
Основные требования, предъявляемые к районам проведения категорийных походов – труднодоступность и малонаселенность местности, наличие на маршруте естественных природных препятствий, преодоление которых требует развития определенных навыков, владения техникой спортивного туризма [2].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПОХОДОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
2.1 Спортивный туризм как средство дополнительного образования и воспитания школьников
Принимая во внимание, что дети и молодежь – будущее поколение страны, в современных экономических условиях они не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную и криминальную среду городов. Перед туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи образования и воспитания молодежи.
В педагогической науке последних лет, нормативно-правовой базе спортивно-оздоровительного туризма отмечалась особая эффективность оздоровления детей в природной среде, ставились вопросы профессиональной ориентации и самоопределения в детском спортивно-оздоровительном туризме, в многогранности, специфичности, особенности и сложности воспитания всесторонне развитого ребенка, познавательно-оздоровительные мероприятия которого проводятся в суровых условиях природной арены. Детско-юношеский туризм, особенно его возможности в изучении местного края (т.е. краеведческий потенциал туризма), всегда были востребованы в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач и использовались как средство организации содержательного досуга детей.
Туристская подготовка является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий [16].
Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-школьника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природные условия Беларуси позволяют организовывать маршруты спортивного туризма I и II категорий сложности, что ограничивает возможности предложения маршрутов для опытных туристов, но делает походы доступными для малоподготовленных людей и детско-юношеских групп. Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально, выбор мест дневок и возможность запастись провизией. Необходимо, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора.
Спортивно-оздоровительная туристская деятельность способствует социализации личности, требует проявления определенных качеств (дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности, настойчивости) в специально созданных условиях (туристские походы и соревнования, а также подготовка к ним), порождает привычки, перерастающие, при определенной систематичности, в личностные качества участников.
Исходя из имеющихся туристских ресурсов, был обоснован краеведческий пешеходный тур, который проходит по двум районам Гроденской области, что позволяет познакомится с архитектурой и историей этой части Беларуси. Разработка маршрута осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, описывающими требования к таким походам. Данный маршрут поможет решить вопросы физического совершенствования, оздоровления и отдыха детей, а также аттракций и обучения. Разработанный маршрут должен привлечь специалистов и туристов к пешеходно-туристскому потенциалу Республики Беларусь. Его проведение позволит испытать «чувство адреналина», спортивного азарта, узнать много интересного об этом крае, его культуре, истории и природе, об обычаях и традициях местного населения. Вместе с тем наличие архитектурных и археологических достопримечательностей, которые располагаются по маршруту пешеходного тура, будут способствовать рекреации и развитию интеллектуальных способностей человеческого организма. Именно таким способом можно привить любовь и уважение к природе и окружающему миру, показать достояние страны и предоставить возможность гордится своей родиной.
1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков – М.: Финансы и статистика, 2001. – C. 156–157
2. Памятка руководителя походов выходного дня. / А. А. Иванов, Р. И. Кравченко, Н. И. Левитская. – Ленинград, Бюро секции походов выходного дня Туристического клуба, 1986. – С. 25–34
3. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
4. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
5. Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
6. Ганопольский, В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей/ В.И. Ганопольский – Минск.: НМЦентр, 1998. – 216 с.
7. Богатырева, Е.Л. Корпоративный отдых / Е.Л. Богатырева. – «Туризм и отдых». – № 10, 2004. – C. 8–10
8. Верба, И.А. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия / И.А. Верба, С.М. Голицин, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с.
9. Никитин, Б.Н. Физическая культура и спорт – источник силы, здоровья и долголетия / Б.Н. Никитин– М., 1958. – С. 8.
10. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
11. Шальков, Ю. Л. Здоровье туриста/ Ю. Л. Шальков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.
12. Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. – Авт.–сост, В.И. Ганопольский. – М: ФиС, 1987. – 240 с.
13. Крупская, Н.К. Методические письма. Письмо второе. Наша волость. Предисловие/ Н.К. Крупская – М., 1924. – С. 3.
14. Леонова, Л.А. Туризм – лучший отдых / Л.А. Леонова, Л.Д. Тищенко. – М., «Медицина», 1967. – С. 145–147
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев – М: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
16. Походы выходного дня. – Москва, Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1975. – С. 5
17. Лысогор, Н.А. Питание в туристическом походе / Н.А. Лысогор, Л.А. Толстой, В.В. Толстая. – М., «Пищевая промышленность», 1980. – С. 34–35
18. Штюрмер, Ю. А. Карманный справочник туриста / Автор–сост. Ю. А. Штюрмер. – 2–е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1982. – 224 с.
19. Майоров, А.М. Изменение некоторых показателей физического развития детей 10–11 лет в процессе занятий туризмом. Программа физического воспитания / А.М. Майоров. – Челябинск, 1970. – Вып. 4. – С. 3
20. Сенин, В.С. Введение в туризм: Учебник / В.С. Сенин–М.: Наука, 1993. – С. 19
21. Ганопольский, В.И. Туристическая деятельность: проблемы терминологии и пути их решения применительно к моделированию и программированию системы туристического образования / В.И. Ганопольский. – Минск.: Мир спорта, 2001. – № 1. – С. 18–20
22. Нагорный, А.Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристических походах старших школьников: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / А.Г. Нагорный. – М., 1970. – С. 21
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты