Бюджетной политикой обычно называют целенаправленную деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета и управления государственным долгом. Бюджетная политика входит в состав экономической политики государства и служит для достижения его важнейших социально-экономических целей и параметров.
Среди наиболее важных направлений бюджетной политики можно выделить следующие: получение и расходование бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Эффективность бюджетной политики обычно оценивается по результатам деятельности органов исполнительной власти в данных направлениях, а также по достигнутым социальным и макроэкономическим показателям.
Государственный бюджет, который является основным финансовым планом государства, а также главным средством аккумулирования финансовых средств, дает возможность непосредственного осуществления бюджетной политики. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.
Таким образом, бюджетная политика, объединяя в себе основные финансовые категории (государственный кредит, налоги, государственные расходы), играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе, что обусловливает актуальность данной курсовой работы.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении и анализе бюджетной политики Республики Беларусь, поиске путей ее совершенствования.
- провести анализ сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета на примере экономически развитых стран,
- провести анализ формирования государственного бюджета в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы являются государственный бюджет и бюджетная политика.
Предметом курсовой работы являются финансовые отношения по поводу формирования и распределения государственного бюджета в экономически развитых странах и Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: теоретический анализ, анализ и синтез, индуктивные и дедуктивные методы, методы статистического анализа и другие.
Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетно-налоговой политики, ее принципов и элементов. Во второй главе проводится анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь на современном этапе. В третьей главе приводятся направления по повышению эффективности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
В курсовой работе использованы данные научной и методической литературы, а также периодические печатные издания и материалы из сети Интернет.
Данная тема дорстаточно широко рассмотрена следующими авторами: М.К.Бункина, Р.Г.Емцов, А.В.Луссе и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 32 с., 12 рисунков, 19 источников.
Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику – социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этом перечне является финансовая политика. Поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех стран.
Фискальная, или налогово-бюджетная, политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства [11, c.19]. Иными словами, это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
"Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Таким образом, налогово-бюджетную политику можно определить как часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Она является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Как специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налогово-бюджетная политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налогово-бюджетная политика как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится."
Научный подход к выработке налогово-бюджетной политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Налогово-бюджетная политика подчиняется решению социально-экономических проблем, особенных для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие. [11, c.44]
"Формирование налогово-бюджетной политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налогово-бюджетной политики. Таким образом, налогово-бюджетная политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Так как налогово-бюджетная политика является частью социальной жизни, то содержание и цели ее обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.
Экономически обоснованная налогово-бюджетная политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогово-бюджетная политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Главным субъектом налогово-бюджетной политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налогово-бюджетной политики являются налоговые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства."
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.
Бюджет Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, полноты, реальности, гласности. Принцип единства обусловливает единую бюджетную систему в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации и обеспечивается единой законодательной базой. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления. Принцип реальности требует правдивого отражения в бюджете доходов и расходов государства исходя из объема реально поступающих доходов и средств. Принцип гласности обязывает информировать население об основных расходах и источниках доходов бюджета через средства массовой информации.
Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные:
- налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
- прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры (к ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, программы приватизации, конверсии военных заводов, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований);
- субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (сельское хозяйство, местный транспорт, коммунальное и жилищное хозяйство);
- выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (фермерским хозяйствам, венчурным и другим малым фирмам, предприятиям топливного комплекса, заводам, проводящим конверсию);
- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов), предупреждения диспропорций в развитии экономики.
Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики проект приобретает силу закона и представляется на подпись Президенту Республики Беларусь.
Исполнение бюджетов обеспечивают Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы."
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляют Президент, Правительство и Комитет государственного контроля. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возложен на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется Министерством финансов, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня.
По итогам 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 189,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 1,3%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 % (в 2012 году – 29,8 %) [10].
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) была сформирована за счет налоговых поступлений. За 2013 год в бюджет поступило 164,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились в реальном выражении на 1%.
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2013 год приведена на рисунке 2.1.
В 2016 году экономика Республики Беларусь была адаптирована к сложившимся внешним факторам, сформированным под воздействием ряда внешних шоков последних лет. Фактором сдерживания экономического роста являлось снижение цен на основные экспортируемые товары и ухудшение экономической ситуации как в мировой экономике, так и в странах – основных торговых партнерах. Проводимая экономическая политик а была направлена на смягчение воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе посредством принятия мер по поддержке ряда отраслей и секторов экономики.
Значительное внимание уделялось вопросам снижения проблемной задолженности перед банками, сокращения директивного кредитования, создания условий для ускоренного развития небанковских сегментов финансового рынка.
"В целом принятые меры оказали сдерживающее влияние на экономический рост, однако позволили достигнуть макроэкономической стабилизации, положительно повлияли на сбалансированность экономики, создав предпосылки для ее восстановления в 2017 году.
ВВП по итогам 2016 года снизился по сравнению с 2015 годом и составил 97,4%, темпы роста инвестиций составили 82,3%, снизились показатели реальной заработной платы (96,0%), производительности труда (99,2%), реальных располагаемых доходов населения (93,1%).
Вместе с тем, стабилизировался валютный рынок. Рыночное курсообразование позволило сбалансировать спрос и предложение на валюту и избежать резких скачков и непредсказуемости в динамике валютных курсов.
В 2016 году удалось ограничить рост цен, существенно замедлилась инфляция – до 10,6% в декабре 2016 года к декабрю 2015 года (при прогнозе – не более 12%). Это самый низкий показатель за последние шесть лет. Выработанные Министерством финансов меры по обеспечению сбалансированности республиканского и местных бюджетов, утвержденные Указом Главы государства от 23 февраля 2016 года №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», позволили переформатировать бюджет с учетом изменившихся условий функционирования экономики. "
Проводимая бюджетно-налоговая политика была направлена на поддержание устойчивости бюджетной системы посредством создания стабильной доходной базы за счет совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования, а также оптимизации бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и секторах экономики.
Так, в целях компенсации потерь запланированных доходов и мобилизации поступлений в бюджет были: повышены ставки акцизов на топливо и табачные изделия; увеличены ставки налога на добавленную стоимость по услугам электросвязи; отменены льготы по НДС на услуги по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом; увеличена стоимость контрольных знаков и дополнен перечень маркируемых товаров.
В январе-июне 2017 г. благодаря проведению Правительством и Национальным банком жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики в Республике Беларусь достигнута стабилизация на финансовом рынке страны, замедлилась инфляция, сформировано положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, в полном объеме обеспечены выплаты по внешним обязательствам государства.
По итогам I полугодия 2017 года прирост золотовалютных резервов составил 1,634 млрд. долларов США, или 33,1%. Валовой внутренний продукт за январь-июнь 2017 года к аналогичному периоду прошлого года составил 101,0% при прогнозе 100,2% [19].
Инфляция замедляется и находится в прогнозных параметрах – 3,4% при прогнозе на I полугодие не более 6,7%.В январе-июне 2017 г. рост реальной заработной платы составил 102,3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.
Возросла производительность труда по ВВП – 102,7% при прогнозе 100,3%. Темп роста экспорта товаров и услуг в январе-июне составил 121,3%.
Ожидается, что по итогам 2017 года республиканский бюджет будет исполнен с профицитом [19]."
3.2. Направления и пути совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
Реформа фискальной политики направлена на достижение прозрачности бюджетов, надежности и предсказуемости нормативной базы, снижение налогового бремени при широкой налоговой базе, сокращение неэффективных государственных инвестиций и улучшение структуры государственных расходов. Бюджетная политика исходит из бездефицитности бюджетов всех уровней и выполнения государством своих обязательств перед гражданами и юридическими лицами. Прозрачность бюджетов всех уровней обеспечивается за счет введения законодательной нормы обязательной периодической публикации бюджетной отчетности по республиканскому и местным бюджетам по всем разделам бюджетной классификации, а также нормы предоставления информации СМИ по реализации государственных программ и работ органов государственного управления. Для достижения высокой степени согласованности общесистемных реформ необходимо усилить централизацию финансовых ресурсов в государственном бюджете, что предполагает отмену внебюджетных фондов и четкое распределение полномочий и обязанностей бюджетов разных уровней.
Фискальная, или налогово-бюджетная, политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов.
В основе формирования налогово-бюджетной политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Можно выделить три типа налогово-бюджетной политики. Первый вид - политика максимальных налогов. Второй вид - политика разумных или оптимальных налогов. Третий вид - налогово-бюджетная политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с Законами Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991) и др.
Консолидированный бюджет в январе-декабре 2015 года исполнен с профицитом в размере 15,9 трлн. руб., или 1,8% ВВП (в январе-декабре 2014 года – 1,0% ВВП), что в определенной мере обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.
По итогам 9 месяцев 2016 года доходы консолидированного бюджета составили 20 486,1 млн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 1,1%). Относительно ВВП расходы бюджета за 9 месяцев 2016 года увеличились на 0,11% по сравнению с 9 месяцами 2015 года и составили 27,6% к ВВП. Таким образом, в целом государственный бюджет Республики Беларусь можно признать сбалансированным, а бюджетную политику соответственно - достаточно эффективной.
Проводимая бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2016 г. была направлена на поддержание устойчивости бюджетной системы посредством создания стабильной доходной базы за счет совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования, а также оптимизации бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и секторах экономики.
К сожалению, налогово-бюджетная политика Республики Беларусь пока не решает таких злободневных проблем, как, например, выравнивание доходов населения. Точнее, доходы выравниваются, но в меньшую сторону. В принципе, на мой взгляд, Республика Беларусь на текущий момент находится на грани банкротства, поэтому правительство начинает выдумывать разного рода налоги и сборы, чтобы продлить в большей степени свое, а не народа существование. Но вернемся к проблеме выравнивания доходов.
Налоговая реформа должна включать также следующие меры:
- уменьшение налогового бремени до уровня не более 35% совокупных ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- унифицировать терминологию в законодательных актах, с последующей оптимизацией мер по контролю и наказанию за правонарушения в области налогообложения;
- усиление налогообложения социально и экологически вредных видов деятельности.