Имплицитные представления родителей о психологическом развитии их ребенка Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 25
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
ГЛАВА 1 ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие имплицитности в психологии
1.2. Имплицитное представление родителей о ребенке
1.3. Особенности житейских представлений и научных знаний о ребенке
2.1. Организация и методика исследования
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
3.2. Направления, методы, формы работы
3.3. Этапы осуществления программы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВ современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания.
Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями.
Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Одной из актуальных тем современной психологии является тема представлений родителей о детях. Исследования показывают, что для детского развития эти представления не менее значимы, чем объективные психологические характеристики ребенка. Роль родительских представлений о своих детях в функционировании семьи как целостного организма, являющегося средой развития ребенка, а так же в формировании психологических характеристик детей и в долговременных последствиях для их жизни, нуждается в дальнейшем изучении.
Объект исследования – представления родителей о ребенке.
Предмет исследования – особенности имплицитных представлений родителей о психологическом развитии их ребенка.
Цель исследования – выявить особенности имплицитных представлений родителей о психологическом развитии их ребенка.
ГЛАВА 1. ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие имплицитности в психологии
Проанализируем значение слов «имплицитность», «имплицитный».
Словарь иностранных слов дает следующе определение:
Имплицитный [< лат. impliclte - включая, в том числе] – содержащийся внутри, подразумеваемый, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо; скрытый, неявный» [24].
В энциклопедическом словаре данный термин трактуется следующим образом:
Имплицитный – ая, ое; тен, тна, тно. [от лат. implicātus запутанный, невнятный] Книжн. Не проявляющийся явно; не обнаруживающийся при поверхностном наблюдении (противоп.: эксплицитный) [24].
В «Философской энциклопедии» рассматривается термин «имплицитно»:
Имплицитно (от лат. implicite, букв. – запутанно, спутанно) – неявно. В логич. и методологич. лит-ре термин имплицитно чаще всегоупотребляется в словосочетаниях " имплицитно содержащийся", " имплицитно определенный", " имплицитно введенный" и т. п., причем взависимости от контекста он может иметь различный смысл. Так, относительно посылок, опущенных в некотором рассуждении, но подразумеваемых в нем, говорят, что они имплицитно содержатся в данном рассуждении. В несколько ином смысле термин имплицитно употребляется тогда, когда говорят, что некоторое суждение имплицитно содержится в данных посылках, имея в виду, что это суждение есть логическое следствие из данныхпосылок. Словосочетание "имплицитно определенный" употребляется в отношении терминов, смысл которых раскрывается не прямо, посредством предложения или совокупности предложений, непосредственноуказывающих смысл определяемого термина, а косвенно, например через употребление термина в некоторой системе рассуждений, в данной теории в целом и т. п. О первоначальных (неопределяемых) понятиях(терминах) аксиоматической теории говорят, что они имплицитно определяются (или имплицитно вводятся) системой аксиомданной теории и теми правилами логического вывода, которые в ней используются; в этом случае выражение "имплицитное определение" имеет смысл неявного определения [24].
Противоположным значением обладает термин «эксплицитный».
Эксплицитный – [< лат. explicite - явно, открыто] – явный, открыто выраженный; внешний [24].
В психологическом понимании имплицитность характеризует «отношение к чему-либо в неявной форме» [14, с. 26]. В настоящее время данное понятие широко изучается в рамках психологических исследований имплицитных представлений личности о психологических состояниях, качествах, свойствах и социальных явлениях.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
2.1. Организация и методика исследования
При изучении имплицитных представлений родителей о психологическом развитии детей применяются различные методики.
Для описания восприятия семьи ее членами существует множество понятий: «образ Мы» (Черников, 2001), «семейная идентичность» (Аккерман, 2000), «эмоциональное и когнитивное Мы данной семьи» (Шнейдер, 2000), «карта семьи» (С. Минухин, цит. по: Фримен, 2001), «внутренняя картина семьи» (Эйдемиллер, Юстицкис, 2000), «семейные мифы» (А. Эллис, цит. по: Слепкова, 2006) и др. Часто встречаются также термины «модель семьи» (по отношению к научным теориям) и «образ семьи» (по отношению к обыденным представлениям). На содержание этих понятий сильно влияют теоретическая ориентация и ИТС исследователя, и ни то, ни другое не соответствует полному представлению индивида о семье. Одной из методик исследования имплицитных представлений является имплицитный ассоциативный тест.
Одним из первых специалистов, предложивших способ определения (измерения) имплицитных процессов, являлся Гиннес (E. McGinnies) (1949). Его идея заключалась в том, что стимулы определенного сорта (тревоги или удовольствия) могут вызывать автоматические реакции еще до того, как будет осознана природа этих стимулов. В пользу автоматического характера таких реакций могут свидетельствовать, в частности, выявляемые изменения кожно-гальванической реакции, предшествующие стадии осознания соответствующих эмоций. Автоматическая реактивность в ответ, скажем, на угрозу, имеет более низкие пороговые значения, чем пороговый уровень при осознавании эмоции. В связи с этим следует отметить, что лишь в 1995 г. был предложен концепт имплицитных аттитюдов для измерения которых тремя годами позже был разработан Имплицитный ассоциативный тест.
Имплицитный ассоциативный тест (IАТ) на определение автоматического компонента аттитюдов. Тестовая методика IАТ разрабатывалась в русле социальной психологии применительно к имплицитным аттитюдам, которые понимаются как автоматическое оценивание каких-либо объектов без осознания его причин. Кроме того, IАТ позволяет также исследовать аттитюды, которые люди не хотят демонстрировать публично и демаскируют их.
При выполнении IАТ участники исследования быстро производят серию оцениваний объектов (в частном случае – людей). Задачами исследования является дифференцирование автоматической ассоциации 2 концептов с атрибутом. В рамках первой задачи концепты предъявляются с двойным выбором (например, имена цветов или имена насекомых) с временными интервалами на уровне подпорогового восприятия (100, 400, и 700 мс). Вслед за этим решается вторая задача – предъявление атрибута (например, «приятный» или «неприятный»). Создатели методики IАТ проверяли ее на объектах аттитюдов с
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Данные источников показывают, что у многих родителей сформированы представления о психологическом развитии детей, не соответствующие возрасту детей и научным представлениям. В целях коррекции представлений родителей о психологическом развитии детей была разработана коррекционная программа.
Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы ориентируются на цели и задачи. Из целей, которые определяются на основе имеющейся проблемы, вытекают задачи; исходя из задач, разрабатываются мероприятия. Для контроля выполнения мероприятий и реализации задач и целей применяются критерии и индикаторы эффективности проделанной работы.
Целью программы является повышение знаний родителей о психологическом развитии детей, активное вовлечение родителей в эмоциональное и физическое воспитание детей.
Задачи:
- через систему мероприятий повышать педагогическую культуру родителей;
- разработать групповые и индивидуальные формы работы с «проблемными» семьями.
Программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу педагога-психолога с родителями. Продолжительность программы – 8 занятий, продолжительность занятий 20-40 минут с частотой 2 раза в месяц.
Предполагаемые результаты программы:
- будет создана оптимальная действенная система просвещения родителей по вопросам психологического развития детей;
- повышена мотивация у родителей на сотрудничество с педагогами школы.
Система оценки достижений планируемых результатов: оценка будет проводиться по анализу динамики ответов вопросов анкеты, а также в ходе заключительного анкетирования/тестирования исходя из контекста ситуации по итогам программы: качественные показатели (улучшение процесса коммуникации между родителями и детьми).
3.2 Направления, методы, формы работы
Можно выделить следующие основные направления работы: информационно-просветительское, практическое.
Основными формами и методами данной программы являются следующие:
- индивидуальные (беседы, вопрос-ответ, посещение детей на дому, открытые занятия);
- групповые или коллективные (круглые столы, конференции, практические семинары, родительские собрания);
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Имплицитные представления – это неявные, скрытые представления человека о каком-либо событии. В отличие от эксплицитных теорий, основанных на теоретических гипотезах исследователей, которые могут быть проверены эмпирически, имплицитные теории проистекают из систем верований, коренящихся в сознании представителей той или иной культуры, их не изобретают, а выявляют.
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр.
Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Семейные представления родителей, в частности представления о детях, формируются в процессе взросления человека под влиянием его родительской семьи, а впоследствии регулируют отношения внутри собственной семьи. Семейные представления могут обладать низкой или высокой активацией, что зависит от процессов коммуникации внутри семьи, нормативности отношений в ней, ее традиционности, а также от психологической культуры членов семьи.
С целью исследования имплицитных представлений родителей о психологическом развитии детей было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняло участие 30 родителей учащихся 7-8 классов (12-14 лет) ГУО «Средняя школа № 12 г. Лида». В ходе исследования были выявлены различные образы детско-родительского отношения, указывающие на представления родителей о психологическом развитии ребенка. Психодиагностика отношения к ребёнку выявляет у значительного числа обследованных родителей признаки, не способствующие установлению необходимого эмоционального контакта с ребёнком, эмоциональной близости с ним, выявляет негативные тенденции в родительских установках по тем или иным признакам, что говорит о неадекватных представлениях о психологическом развитии школьников, однако большинство родителей по результатам обследования укладываются в средние показатели.
По итогам проведенного исследования была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию представлений родителей о психологическом развитии детей. Целью программы является повышение знаний родителей о психологическом развитии детей, активное вовлечение родителей в эмоциональное и физическое воспитание детей. Программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу педагога-психолога с родителями.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 448 с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер.– М. : Логос, 1996. – 360 с.
3. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // Социальные исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
4. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
5. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
6. Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи России / Д.В. Зайцев // Дефектология. – 2001. – № 6. – С. 3–10.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. –М. : Логос. –2000. – 384 с.
8. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование.– 2000.– №3.– С. 35.
9. Игнатьева, Е.А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно-отсталым ребенком : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Игнатьева. – М. : Флинта, 2003. – 165 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. –. СПб. : Питер, 2003. – 512 c.
11. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 2010. – 195 с.
12. Колодина, А.В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений / А.В. Колодина // ОмГУ. – 2016. – №2. – С. 69-77.
13. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Минск : Университетское, 2011. – 212 с.
14. Минеева, О.А. Исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи) / О.А. Минеева, А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика. – 2007. – № 6. – С. 26–49.
15. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. – Ярославль, 2002. – 210 с.
16. Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 2. – С. 3–14.
17. Петренко,В. Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – 2- е изд ., доп. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.
18. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 28 – 36.
19. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
20. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248с.
21. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
22. Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е. О. Смирновой. – М., 2003.
23. Свешникова, О.С. Представление родителей о символическом будущем детей // Мониторинг. – 2010. – №3 (97). – С.168-180.
24. Словари и энциклопедии [Элктронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru. – Дата доступа: 12.11.2017.
25. Токарева, Г.В. Имплицитные процессы и их исследование в Западной психологии / Г.В. Токарева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2014. – №1. – С. 17-27.
26. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2003. – 180 с.
27. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
28. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицына. – СПб. : СПбГУ, 2006. – 692 с.
29. Шмакова, В.А. Имплицитное представление о «саморазвитии» в сознании субъектов учебно-профессиональной деятельности / В.А. Шмакова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 4 (8). – С. 49–52.
30. Эйдемиллер Э. Г., Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юцтискис. – СПб. : Питер, 1999. – 394 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 25
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
готовую работу?