Использование дидактических игр в процессе развития познавательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Использование дидактических игр в процессе развития познавательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2020
30 BYN
Использование дидактических игр в процессе развития познавательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Специфика формирования познавательной деятельности у дошкольников с нарушением слуха
1.2. Изучение коррекционного потенциала дидактических игр в сурдопедагогической работе с детьми с нарушением слуха
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1. Анализ программного материала по коррекцию познавательной деятельности детей с нарушением слуха
2.2. Разработка комплекса дидактических игр, направленных на развитие познавательной деятельности дошкольников с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - значимый этап в формировании человека как личности. Именно на этом этапе закладываются все стороны личности, выявляются ее способности.
Вопрос формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Актуален этот вопрос в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира.
От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.
Этому достойно может послужить дидактическая игра - основная и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра - это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и физического созревания ребенка.
Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. В игре ребята показывают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических сил, определенного мастерства.
Формирование познавательной активности дошкольников будет осуществляться более успешно при применении педагогически обусловленных приемов и методов, входящих в дидактические игры на развитие логического мышления, памяти.
Несформированность познавательных процессов нередко является основной причиной сложностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время обучения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Специфика формирования познавательной деятельности у дошкольников с нарушением слуха
Развитие познавательной деятельности является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Поиск путей и средств приобщения личности к активной познавательной деятельности связан с социальными процессами, происходящие в обществе, развитием научно-технического прогресса, изменениями структуры и содержания образования, его гуманизации и гуманитаризации, а в связи с этим, особое значение приобретает вопрос подготовки личности к жизни в сложных условиях быстро меняются. Перед современностью появляются новые проблемы воспитания социально активного человека, который может свободно ориентироваться в потоках разнообразной информации, умеет вовремя найти нужную информацию и знания, то есть человека, в которой познавательная деятельность является устойчивой чертой личности. Поэтому ключевым в развитии познавательной деятельности должно стать целостная система развивающего обучения, которая раскрывает новые резервы повышения интеллектуального развития детей.
Познавательная деятельность, как один из главных факторов повышения эффективности обучения, является фундаментальной и одновременно сложной проблемой философских, социологических, психологических, педагогических исследований.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной деятельности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей ее жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятие субъектом активной позиции по познания окружающего мира [16, c. 15].
Можно сделать вывод, что познавательная деятельность – это разновидность социальной деятельности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения, и результат научения.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1. Анализ программного материала по коррекции познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Представим анализ Программы для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с нарушением слуха [24].
1. Раздел «Развитие речи»
При формировании речи у ребенка с нарушением слуха необходимо руководствоваться определенными положениями:
1. Речь при нарушении слуха спонтанно не развивается, каким бы ни был исходный уровень речевого развития: голосовые реакции, непроизвольное артикулирование, несоотнесенный лепет и даже короткие фразы.
2. Ранний возраст, в котором начинается работа с ребенком с нарушением слуха, позволяет наиболее полно использовать сензитивный период для овладения речью, применять методы обучения, совпадающие с естественными способами стимуляции развития присущих ребенку умений и способностей.
3. Специальное, преднамеренное обучение речи, т. е. языку в действии, должно строиться на основе определенного онтологического представления о языке.
Для реализации всех этих положений важно создать определенные условия. Прежде всего — это насыщенная речевая среда и вовлечение ребенка с первых дней обучения в совместную со взрослым речевую деятельность, для того чтобы ребенок видел вокруг себя говорящих людей. В этой ситуации у ребенка начинают произвольно закладываться основы речевого поведения. Ребенок привыкает смотреть в лицо говорящему, пытается понять обращенную к нему речь по ситуации, настроению, по действиям говорящего. Постепенно у ребенка появляется потребность в установлении речевых контактов, включается и важнейший компонент — эмоциональный. Создаются условия для подражания детьми речи взрослых. Этот процесс идет активнее и результативнее, если речевые ситуации сопровождают все виды деятельности детей, взрослых с детьми. Выразительная мимика, интонация должны нести повышенную смысловую нагрузку, т. е. отражать эмоции человека, отношение к ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие познавательной деятельности является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Поиск путей и средств приобщения личности к активной познавательной деятельности связан с социальными процессами, происходящие в обществе, развитием научно-технического прогресса, изменениями структуры и содержания образования, его гуманизации и гуманитаризации, а в связи с этим, особое значение приобретает вопрос подготовки личности к жизни в сложных условиях быстро меняются. Перед современностью появляются новые проблемы воспитания социально активного человека, который может свободно ориентироваться в потоках разнообразной информации, умеет вовремя найти нужную информацию и знания, то есть человека, в которой познавательная деятельность является устойчивой чертой личности. Поэтому ключевым в развитии познавательной деятельности должно стать целостная система развивающего обучения, которая раскрывает новые резервы повышения интеллектуального развития детей.
Нарушение слухового анализатора у детей влечет за собой качественно своеобразное ощущение окружающего мира: детям трудно или невозможно воспринимать звуки, определять его расположение в пространстве. Детям плохо доступны для познания звуковые свойства многих явлений и объектов окружающего мира. Если для ребенка, слух которого сохранен, слуховые ощущения уже на первом году жизни становятся одним главных способов контакта с окружающими (например, реакция на интонацию, постепенное понимание обращенной речи, различение звуков и т. д.), то у ребенка, слух которого нарушен, отмечается недостаточность эмоционального общения со взрослыми, речевое и эмоциональное воздействие взрослого, являющееся важным стимулом поведения ребенка до непосредственного понимания речи, отсутствует.
У детей с нарушенным слухом наблюдается более замедленное, чем у их слышащих сверстников, узнавание предметов, медленно формируется зрительное восприятие формы предметов, единый аналитико-синтетический процесс детям дается гораздо труднее. Помимо этого, дети испытывают трудности в определении пространственно-временных отношений между предметами, в понимании и восприятии перспективы в изображениях; у детей наблюдаются трудности в восприятии движущихся предметов, предметов, находящихся в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений, детям трудно узнать предмет, частично закрытый другим.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология (уч. Пособие) / Т.Г. Богданова. - М., Академия, 2002. – 203 с.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
5. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А. Венгер. – М.: Просвещение,1972. – 168 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
7. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова. - М. : Норма, 1987. - 50 с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
9. Головчиц, Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц ; Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1993. - 80 с.
10. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности / Т.А. Григорьева. – Мн., 2006. – 67 с.
11. Григорьева Т.А. Развивающее обучение для детей с нарушениями слуха / Т.А. Григорьева. – Мн., Центр, 2000. – 58 с. – 126 с.
12. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации : пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
14. Гуровец, Г. В. Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Г. В. Гуровец, Я. Я. Ленок. // Дефектология - 1996. - №3. - С. 77-78.
15. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
16. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева – М., 2003. – 134 с.
17. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. , 2001. - 191 с.
18. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - М., 2008. - 119 с.
20. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трёх лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов / Е. А. Винникова [и др.] ; под ред. М.В. Былино, Ю. Н. Кисляковой. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 136 с.
21. Ляскало, В.И. Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.И. Ляскало. – Ростов-на-Дону, 1988. – 19 с.
22. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
23. Обухова, Т. И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха : учеб-метод. пособие / Т. И. Обухова, Е. Н. Сороко. – Минск : БГПУ, 2013. – 91 с.
24. Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с нарушением слуха. - Минск: Национальный институт образования, 2006. – 292 с.
25. Романова, В.Я. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М., 1976. - С. 184-219.
26. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.
27. Селивестров, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивестров // Дефектология. – 1998. - №4.
28. Сороко, Е.Н. Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха / Е.Н. Сороко. - Дефектология. – 2013. – № 1. – С. 75 – 82.
29. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
30. Феклистова, С.Н. Педагогические условия формирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха / С.Н. Феликстова. – Мн., 2005. – 46 с.
31. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – М.: Педагогика, 1988. – 141 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты