Профессиональная компетентность педагога социального в сфере взаимодействия с семьей учащегося
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Профессиональная компетентность педагога социального в сфере взаимодействия с семьей учащегося»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
30 BYN
Профессиональная компетентность педагога социального в сфере взаимодействия с семьей учащегося
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Средняя школа №2 им. Героев Днепровской флотилии, ГУО (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные анкетирования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1. Профессиональная компетентность педагога социального: сущность и структура
1.2. Критерии профессиональной компетентности педагога социального в сфере взаимодействия с семьей обучающегося
1.3. Механизмы формирования и развития профессиональной компетентности педагога социального в сфере взаимодействия с семьей обучающегося
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
2.1. Организация и характеристика методов исследования
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Рекомендации по развитию профессиональной компетентности педагога социального в сфере взаимодействия с семьей обучающегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Название специалиста «педагог социальный» происходит от слова «учитель», которое ассоциируется в первую очередь с учителем. Поэтому неудивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя. Профессиональная деятельность педагога и социального педагога имеет много общего. Прежде всего, эти две профессии объединяет то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление. Педагог, выполняя свою основную воспитательную функцию, передает молодому поколению накопленные обществом знания и социокультурный опыт, в процессе которого осуществляется развитие и воспитание ребенка. Социальный педагог делает акцент на социализации ребенка и его успешной интеграции в общество.
С этой точки зрения, функционально, деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Кроме того, чрезвычайно трудно провести различие между социально-педагогической сферой и сферой социальной работы, поскольку обе они активно развиваются. В то же время можно отметить, по крайней мере, одно существенное различие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности. Она заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности занимается ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут быть люди, имеющие определенные социальные проблемы или трудности, независимо от возраста.
Но успешно использовать средства социально-педагогической работы можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Потребность в ней возникает там и тогда, когда ни семья, ни школа не обеспечивают необходимого развития, образования ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие», дезадаптированные дети.
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социального сопровождения обучающихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы специалистов – педагогов социальных. К таким специалистам должны предъявляться высокие требования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1. Профессиональная компетентность педагога социального: сущность и структура
Несмотря на то, что профессия «социальный педагог» – достаточно новая, в научной и методической литературе появились различные определения этого понятия:
- социальный педагог – специалист по работе с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой сферах [1, с. 104];
- социальный педагог – специалист в области социальной деятельности» [2, с. 186];
- социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций [3, с. 20].
Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [4]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности, необходимые ее для «построения» в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. В общем смысле под компетенцией подразумевают личные возможности ответственного лица, его знания и опыт, позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию знаний и навыков.
История педагогики показывает, что воспитательные процессы в семье начинались с древних времен и осуществлялись родителями. Они воспитывают ребенка с рождения и дают ему первые навыки обучения, этот процесс не заканчивается, когда ребенок идет в школу. Важная социальная и личная функция возложена на семью и родителей - передача социального и трудового опыта, ценностей и этических основ человеческой жизни.
В психолого-педагогической литературе термины «компетентность» и «компетенция» широко используются с середины 1960-х годов прошлого века и становятся основой для формирования компетентностного подхода к образованию.
Классическое определение компетенции (от латинского competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) имеет несколько значений:
- полномочия, предоставленные законом или иным актом определенному органу или должностному лицу;
- знания, опыт работы в определенной области.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
2.1. Организация и характеристика методов исследования
С целью проведения исследования профессиональной компетентности педагога социального в сфере взаимодействия с семьей обучающегося нами было проведено анкетирование 10 педагогов социальных. Была использована следующая анкета:
1. Интересна ли Вам Ваша работа?
2. Знаете ли Вы цели работы школы? Заинтересованы ли Вы в них лично и что делаете для их достижения?
3. Имеете ли Вы нерешенные проблемы в своей педагогической деятельности?
4. Считаете ли Вы, что Вам необходимо добиваться лучших результатов работы, чем те, которых Вы достигли?
5. Считаете ли Вы эффективными используемые Вами методы и средства взаимодействия с семьями обучающихся?
6. У Вас сложился следующий стиль работы (укажите один):
а) Вы в основном используете готовые методические рекомендации;
б) Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учетом опыта и условий работы;
в) Вы критически анализируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег, опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор;
г) постоянно вносите коррективы, стремясь к улучшению.
7. Имеются ли у Вас общепризнанные положительные результаты деятельности, какие?
8. Заслуживают ли Ваши методы взаимодействия с семьей внимания коллег?
Первичные данные представлены в приложении А.
Каждая позиция оценивается от 0 до 1 баллов.
0 баллов – педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;
1 балл – владеет ими в средней степени;
2 балла – педагог владеет ими в высокой степени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная компетентность педагога социального подразумевает готовность, способность находить решения поставленных перед педагогом задач, возникших проблем, опираясь на свои профессиональные компетенции, свой опыт работы.
Социальный педагог:
• организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
• изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
• выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
• способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
• создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
Сегодня подготовка социально-педагогических кадров реализуется в ряде высших учебных заведений Республики Беларусь (Белорусский государственный университет им. М. Танка, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, Барановичский государственный университет, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова). Таким образом, все большее число профессионально подготовленных социальных педагогов включается в деятельность учреждений образования, культуры, а также социальной сферы, что в свою очередь оказывает положительное влияние на качество профессиональной деятельности специалистов.
С целью проведения исследования профессиональной компетентности педагога социального в сфере взаимодействия с семьей обучающегося нами было проведено анкетирование 10 педагогов социальных. По данным видим, что преобладающее количество педагогов – 50% (5 чел.) имеют средний уровень профессиональной компетентности, 40% (4 чел.) высокий уровень, 10% (1 чел.) – низкий уровень.
1. Василькова, Ю.В., Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.
2. Капустникова, З. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения / З. Капустникова // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 15-18.
3. Авво, Б.В. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / Б.В. Авво. – СПб, 2008. – 108 с.
4. Антонов, А. Организация деятельности социального педагога с семьей / А. Антонов //Социальная педагогика. – 2008. – №4. – С. 44-48.
5. Денежкина, Е.О. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций – 2015. – № 3- 4. – С. 53-55.
6. Кухарев, И. В. На пути к профессиональному совершенству / И. В. Кухарев. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
7. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
8. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – №3. – С. 27.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов по пед. и психол. направлению и спец. / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 383 с.
10. Козырев, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 452 с.
11. Терентьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя / Т. П. Терентьева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 193-196.
12. Соляник, Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования / Е. Н. Соляник // Вестник. – 2015. – №2. – С. 88-92.
13. Образовательный стандарт высшего образования. Специальность 1-03 04 01 «Социальная педагогика». Введ. 30.08.2013. – Минск, 2013. – 27 с.
14. Семёнова, Н.С. Становление и развитие профессиональной подготовки социальных педагогов в высших учебных заведениях Республики Беларусь // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2019. – №191. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-professionalnoy-podgotovki-sotsialnyh-pedagogov-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-respubliki-belarus
15. Абрамовских, Н. В. Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе / Н.В. Абрамовских // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 5-14.
16. Никончук, А. С. Проблемы подготовки социальных педагогов в контексте профессиональной культуры / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагапчная работа. – 2001. – № 5. – С. 21-28.
17. Орлова, А. П. Теоретико-методологические основы социально-педагогического образования / А.П. Орлова // Вестник Полоцкого университета. Серия Е: педагогические науки. – 2010. – № 11. – С. 2-7.
18. Семёнова, Н. С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузах Республики Беларусь / Н.С. Семенова // Вышэйшая школа. – 2018. – № 1. – С. 46-50.
19. Галагузова, Ю. Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. д-ра пед. наук / Ю.Н. Галагузова. – М., 2001. – 373 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные анкетирования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты