Белорусский свадебный рушник
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Белорусский свадебный рушник»
по дисциплине: «Народные художественные ремесла»
2020
30 BYN
Белорусский свадебный рушник
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Народные художественные ремесла
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры рушников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЫШИВКА КРЕСТОМ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ВЫШИВКИ
1.1 История развития вышивки крестом
1.2 Материалы, инструменты, используемые при вышивке крестом
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКОГО РУШНИКА
2.1 Виды и структура белорусского рушника
2.2 Цветовая гамма рушников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Стремление к красоте-одно из неотъемлемых качеств человека. Создавая какую-то вещь, он старается, чтобы она была не только удобной, но и красивой. Жилье и мебель, одежда и предметы быта, посуда и принадлежности работы обращают внимание не только продуманностью, практичностью, но и красотой, грациозностью, завершенностью форм. Поэтому такие изделия часто представляют настоящие произведения искусства, хотя основное их предназначение - практическое применение.
Вышивание крестом – несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.
Приобщение к истокам национальной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. К сожалению, в наше время, в век научных технологий, очень трудно сохранить интерес к историческому наследию. Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с национальной культурой, её произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Объектом данной курсовой работы являются учебники, работы по технике вышивки крестом.
Предметом курсовой работы является рушник.
Целью курсовой работы является освоение технологии вышивки крестом.
ГЛАВА 1 ВЫШИВКА КРЕСТОМ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ВЫШИВКИ
1.1 История развития вышивки крестом
Возникновение шитья относится к эпохе первобытно-общинного строя и связано с необходимостью изготавливать одежду сначала из кожи, а с изобретением ткачества-из текстиля. Совершенствование орудий шитья от каменного, костяного шила до железных и стальных привело к возникновению вышивки крестом. Украшение тонких, качественных хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей достигло высокого мастерства в странах Древнего Востока. Высокими техническими качествами характеризовалась вышивка Византии, в развитии которой важную роль сыграла античная традиция. Под влиянием Византии сформировалось древнерусское шитье.
Одежда, орудия труда, домашняя утварь, посуда и другие вещи быта, украшенные тканым, расшитым, резным или рисованным декором, благодаря умелой форме и изящному силуэту, принято относить к народному декоративному искусству.
Когда-то все эти вещи создавались не профессиональными художниками, а народными мастерами, резчиками, кузнецами, гончарами, ткачихами и были тесно связаны с жизнью народа, его обычаями и особенностями быта. Поэтому такое искусство называют народным [2, c. 103]. Оно появилось на Руси с принятием христианства, когда новая религия требовала соответствующих предметов обихода.
На территории западных земель Киевской Руси археологи находят фрагменты тканей с остатками расшитых узоров. Для расшивания одежды у славян широко использовались стеклянный бисер, бусины.
Стеклянными бисером украшали головные уборы различных типов.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКОГО РУШНИКА
2.1 Виды и структура белорусского рушника
Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.
Для белорусской народной вышивки характерен набор технических приемов, значимая часть которых применялась исключительно для орнаментации основы. Выделяется также группа традиционных соединительных и краевых швов. Первые использовались для соединения конструктивных частей: полотнищ фартука, деталей рубашки. Вторые служили для обмётки среза ткани, краев изготовления, сквозных дырок в ажурном шитье [3, с. 83]. Особым разнообразием способов и декоративными качествами выделяется. По технике исполнения белорусские народные швы делятся на: делятся на ручные (шитые иголкой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком или спицами) и машинные. Встречаются рушники, концы которых завершаются кружевом, сплетенным из нитей основы в технике макраме. [3, с. 83].
Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:
-квадрат;
-ромб;
-четырехугольник;
-полосы и их детали.
Знаки родовой памяти белорусские пращуры передавали потомкам языком геометрических фигур. Квадрат или ромб — знак Земли, хлебного поля. Обычный крест-знак огня. Линия-волна-вода. На самом деле в народной культуре есть около 148 вариантов этого знака.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время написания курсовой работы мы познакомились с такой техникой как вышивание крестом.
Всякое изделие его рук одухотворено искренностью чувства, расцвечено интересной выдумкой. Поэтому произведения декоративно-прикладного искусства были и остаются бесспорными образцами настоящего искусства, положительно влияющими на культуру, ее дальнейшее развитие и обогащение, на духовный мир человека. Рушник, а точнее их символика, несли много дополнительной информации. Что не узор, то символ. Каждый образец имеет свое предназначение и свое название. В образцах тканых и расшитых изделий зашифрована история жизни людей и природы, история родного края.
Традиционные цветовые решения белорусской народной вышивки ориентируются в основном на красный цвет. Монохромные красные вышивки преобладали, кое-где бытовала сочетание красного с белым, красного с белым и синим, встречалось также однотонное белое или монохромное черное или терракотовое шитье. Сочетание красного цвета с черным-характерная черта более новых узоров в технике крестика, пик популярности которых приходится на начало XX в [4, с. 67]. Сохранение и развитие аутентичных форм белорусской народной вышивки свидетельствует о стремлении белорусов сохранить свою историческую наследство и передать потомкам. традиционные цветовые решения белорусской народной вышивки ориентируются в основном на красный цвет. Монохромные красные вышивки преобладали. Также можно встретить сочетание красного с белым, красного с белым и синим, встречалось также однотонное белое или монохромное черное шитье.
1. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево, художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков / В. А. Барадулина // М., «Просвещение», 1978 - 255 с.
2. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно - прикладное творчество: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко. - Ростов Н/Д: Феникс, 2007 - 380 с.
3. Гуляма, Г. пер. с Франц. лит. и искусство им.: Полная энциклопедия женских рукоделий / Г. Гуляма // М. “Просвящение”, 1992. - 608 с.
4. Мейхью, Д. К. Мир животных. Вышивка крестом / Д. К. Мейхью // М.: Ниола 21 век. – 2005. – 274 с.
5. Джен, И. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи / И. Джен // – М.: КОНТЭНТ, 2009. – 108 с.
6. Касцюк, М. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. Рэд.) [і інш.]. Мінск: Экаперспектыва, 2000-2005. 6 т.
7. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка/ Навук. рэд. Я.М.Сахута // Мінск: БелЭн, 1996 - 208 с.
8. Крук, І. І. Символіка беларускай народнай культуры [Текст] / Янка Крук // Мінск : Беларусь, 2011. – 429 с.
9. Лабачэўская, В. А. Повязь часоў. Беларускі ручнік / Вольга Лабачэўская; [пераклад на англійскую мову С. К. Сіверына ; фота Г. Ліхтаровіча]. - Мінск : Беларусь, 2009. – 295 с.
10. Лабачэўская, В. Чорныя вышыўкi са Страдзiчаў. Палескiя пераборы i ператыкi / Вольга Лабачэўская // Мастацтва. - 1998. - № 4. - С. 71-74
11. Маясова, Н. А. Древнерусское шитье / Н. А. Маясова // М., 1971. - 450 с.
12. Меньшикова, М. С. Кирсанова Г. В., пер. с итал. / Полная энциклопедия вышивания крестом / М. С. Меньшикова // М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. - 320 с.
13. Миронова, Т. В. Ермакова С. О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т. В. Миронова // М.: Мир книги, 2009г.
14. Наниашвили, И. Н. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга / И. Н. Наниавили // Белгород, 2010. – 216 с.
15. Нячаева, Г. Ручнік – шлях / Галіна Нячаева // Мастацтва : часопіс / заснавальнік Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь. ― 1999. ― № 2. ― С.36―38.
16. Раманюк, М. Ф. Нагавіцы // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мінск: БелСЭ, 1989. — 575 с.
17. Раманюк, М. Ф. Беларускае народнае адзенне : Альбом / Міхась Раманюк // Мінск : Беларусь, 1981. — 47 с.
18. Розанова, Е. С. Новая энциклопедия вышивки / Е. С. Розанова // – М.: АСТ, 2011. − 208 с.
19. Сахута, Я. М. Беларускае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: 2-ое выданне / Я. Сахута // Мінск, Беларусь.− 2001. С. 27-30.
20. Сахута, Я.М. Народнае мастацтва Беларусі / Я. М. Сахута // Мінск. − БелЭн, 1997. — 287 с
21. Фадзеева, В. Беларуская народная вышыўка / В. Фазеева // Мінск.− 1991. С. 48-53.
22. Ціхановіч, І. Жывыя вобразы прыроды. Народнае мастацтва / І. Ціхановіч // Мінск. − 1980 №10. Этнаграфія Беларусі. – 237 с.
23. Фадзеева, В. Я. Беларускі ручнік / Вольга Фадзеева ; [афарм. І. А. Дзямкоўскага]. - Мінск : Полымя, 1994. - 325,
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры рушников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты