Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года посредством дидактических игр и упражнений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года посредством дидактических игр и упражнений»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
30 BYN
Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года посредством дидактических игр и упражнений
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игровое занятие для дошкольников 4-6 лет «Времена года».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕН ГОДА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Сущность понятий «времена года», дидактические игры и их содержание
1.2 Функции предметной среды в формировании представлений о временах года
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Эффективные методы и формы работы по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года
2.2 Анализ результатов опытно-педагогической работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Временные понятия, как и пространственные представления, являются основной категорией в процессе познания ребенком окружающего мира. Формирование представлений о времени, которые проявляются во многих его частных особенностях, происходит, в первую очередь, на основании опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе постановки культурных моделей социального взаимодействия, овладения лексикой и грамматикой языка, соотношения мер и ценностей и т.д., восприятия ребенком времени, а также пространственных представлений о времени.
Для детей дошкольного возраста крайне важно научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно отмечать его в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать деятельность во времени), изменять темп и ритм своих действий в зависимости от имеющегося времени. Способность регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, целеустремленность, целеустремленность, точность, в которых нуждается ребенок в школе и в повседневной жизни. В то же время, специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, поток времени всегда в одном направлении – от прошлого к будущему, это необратимо, это не может быть отложено, вернулся и «показать». Поэтому в педагогической практике возникает вопрос, как показать ребенку время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию единиц времени и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Представления ребенка о таких единицах времени и умение их различать более точны и формируются на основе личного опыта. Поэтому дети должны быть ознакомлены с такими периодами времени, с помощью которых можно измерить и определить длительность, последовательность, ритм своих действий и различных видов деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕН ГОДА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Сущность понятий «времена года», дидактические игры и их содержание
Формирование элементарных представлений о времени является важной частью познавательного развития детей периода дошкольного возраста, при этом способствуя качественному ориентированию их в окружающем мире и оказывая положительное воздействие на развитие перцептивных и мыслительных операций. Для детей дошкольного возраста является жизненно важно необходимым научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно отмечать его в речи, чувствовать его длительность для того, чтобы вовремя регулировать и планировать деятельность, а также изменять темп и ритм своих действий в зависимости от имеющегося времени. Способность регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, целеустремленность, решительность и точность, в которых нуждается ребенок в процессе обучения в школе и в повседневной жизни [11, с. 100].
Понятие времени с точки зрения философии рассматривается как универсальная форма материи, по причине этого все объекты и явления окружающего мира имеют временные характеристики: продолжительность, последовательность ритма, темп. Отражение объективного времени в сознании человека называется восприятием времени. Однако специального анализатора времени не существует. Поэтому восприятие времени имеет две различные, но взаимодополняющие между собой формы рефлексии: прямое ощущение длительности, которое называется «ощущением времени», опосредованная ориентация во времени, которая основана на использовании стандартов времени – принятых в обществе вербальных нотаций условно выделенных временных промежутков [15, с. 54].
Восприятие времени отличается от его измерения. Общепринятым стандартом измерения времени, который является частью международной системы единиц измерения, являются минуты, часы, дни и т.д. суммируются до секунд. Измерение времени требует использования специальных инструментов (часов), понимания их функционирования, а также овладения системой единиц времени, овладения вычислительными действиями, недоступными для детей дошкольного возраста. Поэтому в отношении рассматриваемого возрастного периода исследование в основном посвящено развитию у детей опосредованного восприятия времени.
Выводы по первой главе
Дидактическая игра имеет большое значение в области коррекции пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что она основана на общении между воспитателем и детьми, детьми с воспитателем и детьми между собой. С помощью дидактической игры можно воспитать умение слушать вопросы со стороны педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточиться на содержании разговора, дополнить сказанное, высказать свое мнение. Все это вместе способствует развитию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Эффективные методы и формы работы по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста последовательности времен года посредством дидактических игр и упражнений. В связи с этим была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №56 города Минска».
Выборка: в исследовании принимали участие 16 детей (9 девочек и 7 мальчиков) в возрасте 4-5 лет (воспитанники средней группы).
С целью формирования представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа по ознакомлению детей с временами года посредством использования дидактических игр и упражнений. Дети, которые принимали участие в исследовании, по способностям не сильно отличаются друг от друга. Ежедневное наблюдая за детьми, было замечено, что они любознательны, активны, им нравятся и подвижные, творческие, дидактические игры и упражнения.
Главная цель опытно-экспериментальной работы – сформировать у детей нужные представления о временах года и выявить эффективность применения разработанного нами комплекса дидактических игр и упражнений.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Определить критерии уровня знаний дошкольников о временах года и провести диагностику.
2. Разработать конспект занятия с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на повышение уровня знаний дошкольников о сезонных явлениях в природе, и апробировать это занятие на детях экспериментальной группы.
3. Проверить эффективность разработанных дидактических игр и упражнений, сделать выводы о целесообразности его применения в воспитательно-образовательном процессе.
Выводы по второй главе
У большинства детей средней дошкольной группы, а именно у 56,3% выявлен средний уровень знаний о сезонных явления в природе. Низкий уровень знаний обнаружен у 37,4% . А всего у одного ребенка выявлен высокий уровень знаний. Дети имеют разный уровень знаний о сезонных явлениях природы. На вопросы они отвечали неуверенно, односложно, часто давали неверные ответы. Дошкольники не имеют достаточных знаний о том, почему птицы в мороз прилетают к жилью («Потому что около домов теплее»), плохо ориентируются в различении деревьев, не могут устанавливать связи между явлениями неживой природы. На вопросы о том, что происходит с насекомыми, живыми организмами в водоемах, с растениями в зимнее время года, дети в основном давали неверные ответы: «Зимой все насекомые улетают на юг», «Цветы и деревья, когда приходим зима, умирают», «Рыбы в реке зимой сдыхают» и т.д. На вопрос «Какую взаимосвязь можно установить в природе летом?» ни один ребенок не дал правильного ответа, чаще всего звучало: «Не знаю...». По результатам начального этапа эксперимента был сделан вывод о том, что в целом дети имеют средний и низкий уровни знаний о временах года. Эти показатели не очень положительные. Поэтому было разработано занятие в виде дидактических игр и упражнений, которое направлено на повышение уровня знаний детей среднего дошкольного возраста о временах года.
После проведения занятия по разработанному конспекту была проведена повторная диагностика уровня знаний о временах года у детей среднего дошкольного возраста, что наблюдается положительная динамика уровня знаний детей среднего дошкольного возраста о временах года. Показатели значительно возросли в своих значениях. Дети стали боле активно участвовать в занятиях. Изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимно обусловливают друг друга. На занятиях дети стали более внимательными. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. Таким образом, разработанное занятие с применением различных игровых вариаций по повышению уровня знаний старших дошкольников о временах года является достаточно эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра имеет большое значение для коррекции пространственно-временных представлений у детей периода дошкольного возраста. Это объясняется тем, что она основана на общении между воспитателем и детьми, детьми с воспитателем и детьми между собой. С помощью дидактической игры можно развить умение слушать вопросы со стороны педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточиться на содержании разговора, дополнить сказанное, выразить свое мнение. Все это в совокупности способствует развитию речевой активности и формированию правильных пространственно-временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Показатели времени – месяцы, сезоны – представляют собой определенную систему показателей времени, где каждый показатель состоит из предыдущего и служит основой для построения следующего. По причине этого знакомство детей дошкольного возраста с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание определенных временных интервалов, возможность их определения и измерения послужат основой для знакомства со следующими и раскрытия детям существенных характеристик времени: его текучести, непрерывности, необратимости. Установлено, что детское восприятие времени года развивается с определенными особенностями – связью с активностью, частотой использования окружающими людьми названий месяцев и сезонов года, неравномерностью в освоении этих понятий. Проведя теоретический анализ методологической литературы, установлено, что существует корреляция между развитием понятий времен года с использованием визуального материала, игр и т.д. Установлена корреляция между наблюдением ребенка и развитием понятий времен года.
У большинства детей среднего дошкольного возраста, которые принимали участие в данном исследовании, а именно у 56,3% выявлен средний уровень знаний о сезонных явления в природе. Низкий уровень знаний обнаружен у 37,4% детей среднего дошкольного возраста. А всего у одного ребенка выявлен высокий уровень знаний. Дети имеют разный уровень знаний о сезонных явлениях природы. На вопросы они отвечали неуверенно, односложно, часто давали неверные ответы. По результатам начального этапа эксперимента был сделан вывод о том, что в целом дети имеют средний и низкий уровни знаний о временах года.
1. Ахметгалиева, Г. Ф. Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2005. – 116 с.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М. : Сфера, 2007. – 208 с.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
4. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание / Л. Бобылева, О. Дупленко. – 2005. – №7. – С. 36-42.
5. Бобылева, Л. Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Н. Бобылева. – М.: Дошкольное воспитание, 2008. – С.15.
6. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2006. – 254 с.
7. Венгер, Л. Н. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л. Н. Венгер. – М. : Дошкольное воспитание, 2009. – С.41.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2008. – 103 с.
9. Волкова, Н. А. Формирование экологических представлений у старших дошкольников / Н. А. Волкова. – Урал. Гос. Пед. Ун-т – Екатеринбург, 2004. – 321 с.
10. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М., 2011. – 351 с.
11. Жукова, О. Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология / О. Г. Жукова. – М. : Аркти, 2008. – С. 100-101.
12. Зебзеева, В. И. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. И. Зебзеева. – М. : Дошкольное воспитание, 2004. – С. 45-49.
13. Зерщикова, Т. Я. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т.Я. Зерщикова, Т. Н. Ярошевич. – М. : Дошкольное воспитание, 2005. – С. 3-9.
14. Згурская, Л. Ч. Экология малышам / Л. Ч. Згурская. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. – С.32.
15. Кишко, С. В. Описание интеллектуальных развивающих игр природоведческого и природоохранного содержания / С. В. Кишко. – Мн. : Народная асвета, 2010. – 69 с.
16. Ковтун, Н. А. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования / сост. Н. А. Ковтун, Е. Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.
17. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
18. Корзун, А. В. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. В. Корзун, С. В. Кишко. – Мн. : Народная асвета, 2010. – 68 с.
19. Маркова, Т. А. Как научить детей любить природу / Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова. – М. : Дошкольная педагогика, 2009. – С. 21
20. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М. : Издат. центр «Академия», 2012. – 336 с.
21. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М. : Аркти, 2008. – 102 с.
22. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова. – М. : Дошкольное воспитание, 2008. – С.22.
23. Соломенникова, О. Н. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Н. Соломенникова. – М. : Дошкольное воспитание, 2014. – С. 21-27.
24. Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в деятельности дошкольного образовательного учреждения / С. А. Сурина. – М., 2005. – 68 с.
25. Фрейдкин, И. С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И. С. Фрейдкин. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. – С.17-18.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игровое занятие для дошкольников 4-6 лет «Времена года».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты