Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2020
30 BYN
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендации родителям: «Формирование сенсорных навыков у детей раннего возраста»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
1.2 Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
1.3 Педагогические условия организации образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению влияния дидактической игры на формирования сенсорики детей раннего возраста
2.1 Организация и проведение эксперимента
2.2 Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей младшего возраста
2.3 Выводы результаты эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все остальные формы познания - память, мышление и воображение основаны на образах восприятия и являются результатом их переработки. На каждом возрастном этапе ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям. В связи с этим каждый возрастной этап становится благоприятным для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем более важным сенсорным опытом он обладает в своей жизни. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет решающую роль. Успех интеллектуального, физического и эстетического воспитания зависит от того, насколько полно ребенок слышит, видит и чувствует окружающий мир. Основой познания мира является чувственное образование, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Именно ранний возраст является тем сенситивным периодом, когда притяжение сенсорных впечатлений (вкус, звук, осязание, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и различать ощущения. Поэтому важно использовать это время для улучшения деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве также трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр В. Н. Аванесова, О. И. Бобылева, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковская, И. Б. Теплицкая, Е. А. Янушко и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс, в ходе которого при правильной организации педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка [4, с. 43].
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов [7, с. 22].
Сенсорные процессы – это процессы, связанные с формированием и изменением у ребенка ощущений, восприятий и представлений, они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, именно на их развитие направлено сенсорное воспитание [18, с. 56].
Целью сенсорного воспитания является обогащение сенсорного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе различных видов детской деятельности (зрительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности. Исходя из этого, можно определить следующие задачи сенсорного обучения:
– формировать разнообразные исследовательские действия у детей;
– формировать у детей знания о сенсорных системах отсчета –обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях объектов;
– поощрять детей к точному выявлению исследовательских действий, свойств предметов и материалов [9];
– развивать у детей способность применять исследовательские действия и сенсорные эталоны свойств объектов в самостоятельной деятельности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение эксперимента
Экспериментально-поисковая работа по сенсорному развитию детей раннего возраста состояла из трех этапов:
1. Первичная диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
2. Проведение дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего возраста.
3. Повторная диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
Целью экспериментально-поисковой работы явилось выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста на начальном этапе. Для достижения этой цели были использованы следующие методы:
Диагностика сенсорного развития детей по методике Т. Николаевой.
Целью метода является выявление уровня развития практической направленности на форму, размер и развитие способности различать цвет как признак объекта.
Материал:
– пластиковая коробка с 6 пазами и 7 объемными геометрическими фигурами, основание 6 из которых соответствует форме одного из пазов;
– цветные кубики: 5 желтых, 3 красных, 3 зеленых и 3 синих.
– матрешка из 5 частей.
– предметное изображение разрезать на 4 части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части работы дается общая характеристика проблемы сенсорного воспитания, изучается значение дидактической игры в развитии раннего ребенка, определяется возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.
В практической части данного исследования мы обнаружили, что дидактическая игра способствует развитию сенсорной культуры у детей.
Выводы:
1. Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорных характеристик внешних свойств различных предметов – их формы, цвета, размера, расположения в пространстве, запаха, вкуса.
2. Дидактические игры необходимы для развития сенсорных процессов у маленьких детей. Ребенка привлекает в дидактической игре не воспитательный характер, а возможность проявить активность, совершить игровое действие, добиться результата, победить. Умение обучать маленьких детей посредством активных, интересных занятий является отличительной чертой дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
3. Одним из основных условий организации процесса овладения различными свойствами объектов и явлений является развивающаяся предметно-пространственная среда, где сенсорное обучение основано на тесной работе с различными материалами и объектами, их свойствами, требующими определенной систематики и непрерывной деятельности.
4. В процессе эмпирического исследования мы доказали практическую целесообразность использования дидактических игр для формирования сенсорных навыков и способностей детей раннего возраста.
1. Афанасьева, И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / И. П. Афанасьева. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. – 128 с.
2. Басырова, Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2. – С. 35 – 42.
3. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2012. – 45 с.
4. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Минск : БрГУ, 2007. – 150с.
5. Веракса, Н. Е От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
6. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2002. – 464 с.
7. Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. – Челябинск : Изд-во челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 304 с.
8. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4 – 9.
9. Избекова, Д. Н. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Д. Н. Избекова // Детский сад. – 2015. – № 8. – С. 16 – 21.
10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 1998. – 350 с.
11. Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова // Обучение и воспитание : методика и практика / И. В. Комарова, Л. Л. Махина. – 2014. – № 11. – С. 21 – 26.
12. Метиева, Л. А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Академия, 2009. – 160 с.
13. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду / Н. В. Нищева. – СПб. : Питер, 2006. – 122 с.
14. Огородник С. И., Панова, О. П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /С. И. Огородник // Молодой ученый. 2017. – № 37. – С. 119 – 122.
15. Плеханов, А. В., Морозова, О. В., Манасеина, М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Плеханов, О. В. Морозова, М. М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 31 – 35.
16. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Новое время, 1981. – 414 с.
17. Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4 года жизни : методические рекомендации. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство ИПО «МОРЭК», 2014. – 190 с.
18. Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 256 с.
19. Шпитц, Р. А. Психоанализ раннего детского возраста. – СПб. : Университетская книга, 2001. – 159 с
20. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3года) / Е. А. Янушко. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 72 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендации родителям: «Формирование сенсорных навыков у детей раннего возраста»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты