Обучение младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Обучение младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2020
30 BYN
Обучение младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы обучения младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления
1.1 Изучение мышления
1.2 Рациональные вычисления в курсе математики начальных классов как способ развития мышления
2 Специфика развития мышления в процессе обучения рациональным способам вычислений
2.1 Организация и методики исследования мышления младших школьников
2.2 Комплекс упражнений на развитие мышления младших школьников в процессе обучения рациональным способам вычислений
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время происходит активное внедрение в практику школы различных педагогических инноваций, смещение акцента в обучении на разностороннее гармоничное развитие учащихся и прежде всего умственное развитие.
Одной из важнейших задач обучения младших школьников математике является формирование у них вычислительных навыков, в основу которых кладется осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Это достигается в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Решение детьми большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствует усвоению вычислительного приема, но вместе с тем часто определяет однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся. Снижается их познавательная активность: пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.
В условиях развивающего обучения система заданий, направленная на усвоение школьниками вычислительных умений и навыков, должна формировать обобщенные способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению различных способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности. Введение приемов рациональных вычислений в начальном курсе математики является подготовительной ступенью для изучения других приемов в курсе математики средней школы и применения полученных знаний на практике.
Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствует формированию у учащихся положительных мотивов к этому виду учебной деятельности.
Цель исследования – описать специфику обучения младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления.
1 Теоретические основы обучения младших школьников рациональным способам вычислений в процессе развития мышления
1.1 Изучение мышления
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности. К настоящему времени не сложилось общепринятого определения понятия «мышление».
Автор культурно-исторической теории Л.С. Выготский понимал развитие мышления ребенка как результат социализации. По мнению психолога, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [23, с. 150].
По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности. По мнению психолога, мышление сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. При этом, мышление выявляет взаимосвязи и постигая действительности в этих ее взаимосвязях, глубже познает ее сущность. Переходя от случайных к существенным общим связям, оно раскрывает закономерности или законы действительности [25, с. 48].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [26, с. 18].
2 Специфика развития мышления в процессе обучения рациональным способам вычислений
2.1 Организация и методики исследования мышления младших школьников
Экспериментальная работа проводилась на базе …. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Основная цель экспериментальной работы состояла в изучении уровня сформированности мышления школьников.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика уровня развития мышления учащихся 3 класса;
3) на третьем была проведена интерпретация результатов исследования.
Цель эксперимента: выявить уровень развития мышления учащихся 3 класса.
Для проведения эксперимента использовались следующие методики:
1. Методика диагностики уровня развития мышления младших школьников М.К. Акимовой [1].
Цель: выявление уровня развития мышления у младших школьников .
Методика состоит из трех частей, позволяя выявить:
1) умение составлять логическую цепочку;
2) умение находить проблему;
3) умение представлять последствия событий.
Методика включает три задания.
Задание 1. Учащимся предлагается дать как можно оригинальные и полные ответы на следующие вопросы:
Что произойдет, если снег будет падать, не переставая?
Заключение
Понятие мышления в отечественной психологии определяется как опосредованное, основанное на раскрытии связей и отношений, обобщенное познание объективной реальности, которое проявляется в целенаправленном использовании знаний. Видами мышления являются: теоретическое, которое может быть понятийным и образным, и практическое, которое может быть наглядно-образным и наглядно-действенным. Индивидуально-личностные особенности личности обусловливают разный уровень развития определенных видов мышления и проявляются в стиле мышления – типичной системе интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которые используется в мыслительной деятельности. Выделяют синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический стили мышления.
Рациональность – ученик, в зависимости от конкретных условий, выбирает для данного случая более рациональный прием. Рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.
Работа по культивированию рациональных приемов вычислений должна проводиться постоянно, систематически и органически увязываться с изучаемым программным материалом. К сожалению, далеко не всегда удается добиться этой цели. Существуют объективные и субъективные причины такого положения. Одной из наиболее важных объективных причин неумения школьников использовать рациональные приемы вычислений является, по нашему мнению, недостаточная математическая подготовка самих учителей.
Экспериментальная работа проводилась на базе …. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет. Основная цель экспериментальной работы состояла в изучении уровня сформированности мышления школьников.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что младшие школьники обладают преимущественно низким уровнем развития мышления.
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. – СПб. : Питер, 2005. – 303 с.
2. Андронов, И.К. Арифметика натуральных чисел / И.К. Андронов. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. – 228 с.
3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. — 1993. — № 11. — С. 38-43
4. Баринова, О.В. Особенности организации уровневой дифференциации в обучении математике младших школьников / О.В. Баринова. – Пенза, 2012. – 264 с.
5. Берман, Г. Н. Приемы быстрого счета / Г.Н. Берман. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1942. – 108 с.
6. Данелич, М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приемам вычислений / М.Е. Данелич // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 47.
7. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин. – М. 2013. – 221 с.
8. Демидова, Т.Е. Моя математика: Учебники для 2го класса. Ч. 2 / Т.Е. Демидова. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2015.
9. Емельяненко, М.В. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 2016. — № — С. 47-51.
10. Илларионова, Н. А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях / Н. А. Илларионова // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 59-64.
11. Корниенко, А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. В. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4. – С. 49-62.
12. Король, А. Я. Формирование практических умений и навыков на уроках математики / А. Я. Король. – Тернополь : Учебная книга – Богдан, 2013. – 136 с.
13. Коротких, В.М. Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся / В.М. Коротких // Начальная школа. – 2016. – №3.
14. Лященко, Е. И. К проблеме понимания в обучении математике / Е.И. Лященко // Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: Сб. науч. раб. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – С. 18-21
15. Мякишева, А. В. Взаимосвязь речи и мышления / А. В. Мякишева, К. В. Гайворонская, А. Т. Садыков // Новая наука : опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 2. – С. 35-37.
16. Мельникова, Н. Развитие вычислительной культуры учащихся / Н. Мельникова // Математика в школе. – 2013. – №18. – С. 9-14
17. Петрова, Л. Е. Индивидуальный стиль мышления в структуре процесса формирования профессиональной компетентности специалиста / Л. Е. Петрова // Научное мнение. – 2016. – № 1. – С. 142-151.
18. Практикум по психологии мышления / Сост. А. В. Пилипенко. – Владивосток : МорГУ, 2004. – 196 с.
19. Сорокин, А.С. Техника счета (Методы рациональных вычислений) / А.С. Сорокин. – М.: Знание, 1976. – 121 с.
20. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99. 24
21. Тихомиров, O. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
22. Усова, А. В. Теоретические основы развития мышления в процессе обучения физике / А. В. Усова // Развитие мышления в процессе обучения физике. – 2011. – № 1. – С. 6-14.
23. Хасанова, Г. Р. Взаимосвязь мышления и речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже / Г. Р. Хасанова // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей научно-практической конференции. – 2016. – С. 149-152.
24. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
25. Чуприкова, Н. И. Мышление как высшая расчлененно дифференцированная форма познания в трудах Л. М. Веккера, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, Н. О. Лосского / Н. И. Чуприкова // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 45-53.
26. Шадриков, В. Д. Мысль, мышление и сознание / В. Д. Шадриков // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 17-32.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты