Введение
1 Теоретические основы разработки экскурсионного маршрута
1.1 Технология разработки экскурсии
1.2 Этапы организации разработки экскурсии
2 Краткая характеристика ресурсного потенциала Могилевского района
2.1 Природный потенциал Могилевского района
2.2 Историко-культурный потенциал Могилевского района
3 Разработка маршрута религиозной экскурсии по территории Могилевского района
3.1 Концепция маршрута религиозной экскурсии
3.2 Объекты показа экскурсии «Православная Могилевщина»
3.3 Технологическая карта экскурсии «Православная Могилевщина»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Развитие туризма в Республике Беларусь является неприходящим приоритетом в государственной политике государства. Данная тенденция исходит из радушия белорусского народа, стремления к интеграции в рамках славянских государств и евроинтеграции, географического положения страны, которая является связующим звеном между этими международными сообществами.
Также не последнюю роль играет неуклонное развитие устойчивого туризма в мире, постоянно растущее число рабочих мест в данной отрасли и неспадающие туристические потоки, что в свою очередь приводит к экономическому росту индустрии услуг, в том числе и в нашем государстве.
Развитие туризма возможно только при определении государственной политики в данной отрасли, которая позволит прилагать усилия государства и частных предпринимателей, деятелей культуры и спорта, музейных сотрудников и экологом целенаправленно и спланированно, достигая максимальной эффективности. На территории нашей республики разработаны и действуют программы развития туризма, 2014 год был объявлен Годом гостеприимства, сотрудничество в туристической сфере не прекращается, но и активизируется в Год культуры. Также реализуются Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья, Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона, Государственной программы развития белорусской части Августовского канала, Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий, Комплексной программы развития г.Мстиславля и Мстиславского района. Реализация международных проектов в сфере туризма в таких регионах страны, как ”Неизвестная Европа“ в Гродненской области, Еврорегион ”Поозерье“, ”Белла-Двина“ в Витебской области и других позволит эффективно использовать историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал, обеспечить их сохранность, особенно в малых городах и сельской местности.
Развитие отрасли не может осуществляться только за счет роста интереса туристов и общих тенденциях туризма. Необходимой предпосылкой развития туризма в Беларуси является создание его ресурсной базы, поддержание, систематизация тех ресурсов, которые уже существуют. То относится ко все видам туристических ресурсов и культурно-историческим, и природным, инфраструктуре (транспорту, дорогам, гостиницам, ресторанам, придорожному сервису).
Вторым по важности направлением является маркетинг территории, чтобы о привлекательности туристических объектов Беларуси узнали в стране и в других государствах, что позволит стимулировать расширение туристических потоков, а при разнообразии предлагаемых видов туризма и туров равномерное распределение их, чтобы обеспечить круглогодичных равномерный туристический спрос.
Наибольший рост отмечен в направлении агротуризма, а также сходных по ресурсной базе отраслей зеленого, сельскохозяйственного и экологического
1 Теоретические основы разработки экскурсионного маршрута
1.1 Технология разработки экскурсии
Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
– разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
– подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от трех до семи человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ [4, с.12].
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
– предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
– непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов;
2 Краткая характеристика ресурсного потенциала Могилевского района
2.1 Природный потенциал Могилевского района
Могилевский туристический регион функционирует в границах территории. Район образован 17 июля 1924 года. Упразднён 16 сентября 1959 года, восстановлен 30 июля 1966 года. Район является ее восточной границей (в Хотимской районе области расположена самая восточная точка республики). Область имеет внешнюю границу с Российской Федерацией.
Могилевская область изначально снискала себе славу промышленного региона и туризм, к сожалению, не самая развитая отрасль услуг. Туристическая отрасль в Могилевском туристическом регионе недостаточно развита, однако предпосылки для ее расцвета имеются.
На территории области отсутствуют особо охраняемые природные территории наиболее высокого ранга (заповедники, национальные парки), а имеющийся экотуристский потенциал естественных ландшафтов, включая наиболее ценные природные комплексы заказников, а также памятники природы, различны формах экологического туризма в минимальной степени.
Регион расположен в восточной части страны на белорусско-российском пограничье в регионе Белорусского Поднепровья с живописными природными ландшафтами и сохранившимся культурно-этнографическим наследием.
Могилевская область является единственным в Беларуси регионом, на территории которого не были созданы заповедники и национальные парки, что несколько снижает ценность экотуристского потенциала Могилевщины, ограничивает привлекательность ее туристского имиджа.
Важными перспективными центрами развития экологического туризма в Могилевской области являются заказники республиканского значения: «Старица» (ландшафтный), (гидрологические). Ландшафтный заказник «Старица» создан в 1992 г. в Быховском районе на площади 2,3 тыс. га в целях сохранения ценных естественных ландшафтов в пойме Днепра – крупнейшей реки региона. Заказник получил свое название от малого озера Старица (0,3 кв. км), во флоре которого широко представлен водяной орех – растение, внесенное в красную Книгу Республики Беларусь. В настоящее время заказник не является объектом организованного представляет интерес как перспективный объект региональных эколого-краеведческих маршрутов и объект посещения для участников водных маршрутов по Днепру.
Гидрологический заказник «Заозерье» создан в 1968 г. на территории Белыничского района на площади 3,6 тыс. га для охраны комплекса верховых болот, сохранившихся в близком к естественному состоянии, примыкающих к озеру Заозерье. Территорию заказника дренируют 9 малых рек. Флора заказника насчитывает свыше 100 видов высших сосудистых растений, включая отдельные редкие виды, представляющие интерес для экотуристов.
Гидрологический заказник «Острова Дулебы» создан в 1998 г. в пределах Кличевского и Белыничского районовна площади 26,6 тыс. га на территории Друтского военного лесхоза, который до 1993 г. использовался в качестве
3 Разработка маршрута религиозной экскурсии по территории Могилевского района
3.1 Концепция маршрута религиозной экскурсии
Для повышения эффективности туристической деятельности предприятий сферы туризма Могилевского региона необходимо больше внимания уделять маркетингу. Маркетинг многоплановая деятельность по изучению трех основных направлений туристического рынка: туристического предложения на рынке, компаний конкурентов, тенденций развития рынка.
Туристические фирмы Могилевского туристического региона большей частью ориентированы на выездной туризм, среди них нет туристических операторов. Поэтому по всей области предлагаются туры операторов Российской Федерации по примерно одинаковой цене, поскольку это оговорено в контракте с туристическим операторов.
Следует обратить внимание на некоторые процессы в экономике, которые заставили выездные потоки поредеть. Таким образом, необходимо искать внутреннего туриста, переориентировать приверженцев выездного туризма отдыхать в собственной стране.
Туристическая фирма на уровне одного предприятия не может переломить тенденцию общества отдыхать за границей, однако может предложить достойный отдых на территории Беларуси, сделать выгодное ценовое предложение.
В данном направлении необходима качественная реклама Могилевского туристического региона, которую туристическая фирма может организовать совместно с некоторыми принимающими предприятия и создать каталоги по направлениям (оздоровительный туризм – совместно с санаториями, базами отдыха; сельский и агротуризм – с фермерскими хозяйствами, местными администрациями районов и другими). Такая форма может быть посильна в финансовом отношении.
На основании анализа проведенного по материалам, представленным электронными ресурсами «Holyday.by», «Relax.by» туристические фирмы Могилева в основном ориентированы на выездной зарубежный туризм и предлагают туры сетевых операторов «ТЕЗ Травел», «Алатан Тур», «Корал Тревел» и другие. Сегмент внутреннего организованного туризма развит слабо. Экскурсионные программы по Могилевской области реализуют туристические фирмы «Могилевоблтурист», «Интурист» г. Могилев, «Спутник» г. Могилев, «ЦентрКурорт».
К сожалению, это не топовые по количеству обслуживаемых туристов фирмы, что свидетельствует о недостаточной популярности внутреннего туризма в Могилевском районе. Среди предлагаемых туров, а на основании изложенного в параграфе 2.1, Могилевская область обладает самым мощным потенциалом для развития религиозного о паломнического туризма в Беларуси, нет ни одного религиозной направленности и только 2 из 28 маршрутов включают Мстиславль. Поэтому, данная рыночная ниша является абсолютно свободной и не потребует
Заключение
Республика Беларусь имеет благоприятное геополитическое расположение, богатые природные ресурсы (сохранены эндемические леса Беловежской пущи с неповторимым разнообразием растительного мира и уникальным животным миром; гидрологические ресурсы включают в себя реки и озера с особенностями флоры и фауны), историко-архитектурные памятники, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Мирский и Несвижский замки). Среди объектов туристического потенциала и национальная культура, неповторимый фольклор и национальные промыслы.
Государство ведет целенаправленную политику развития туризма, чему свидетельствуют Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья, Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона, Государственная программа развития белорусской части Августовского канала, Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий, Комплексная программа развития г.Мстиславля и Мстиславского района. Реализация международных проектов в сфере туризма ”Неизвестная Европа“, Еврорегион ”Поозерье“, ”Белла-Двина“.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о богатой ресурсной базе нашего государства и достаточном внимании государства к развитию туризма в стране. Остаются частично нерешенными вопросы развития туристической инфраструктуры, расширяется сеть учебных учреждений для подготовки грамотного персонала туристической индустрии, способного обеспечить обслуживание туристов на высоком европейском уровне.
Культурно-историческое наследие Республики Беларусь несет информацию о традициях и культуре белорусского народа и народов, проживавших на территории современной Беларуси. Среди всемирно признанных объектов три архитектурных (замковый комплекс «Мир», «Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивилов в Несвиже, геодезическое сооружение Друга Струве) и один природный памятник (Беловежская пуща).
При рассмотрении ресурсной базы Могилевского туристического региона можно сделать вывод о ее достаточности для реализации большого количества видов туризма. На территории области преобладают хвойный и лиственные леса, среди пород сосна, ель, ольха, дуб. Самой большой рекой является Днепр с притоками Сожь, Друть, Березина. Бальнеологические ресурсы – грязи и минеральные воды, а также сформированная санаторная база оказывают услуги по оздоровлению, но требуют модернизации. Историко-культурные ресурсы сосредоточены в таких городах как Могилев, Бобруйск, Мстиславль, Горки, Кричев, Быхов.
В области разработаны 12 туристических маршрутов, что все равно не переломило тенденцию восприятия Могилевщины, как промышленного региона.
Администрациями районом предпринимаются усилия по содействию предпринимательства в области агротуризма, разработки и организации новых туристических маршрутов, подготовки квалифицированных кадров для
1. Александрова, О.А. Состояние и перспективы развития событийного туризма в республике Беларусь // Туризм и отдых. – 2013. – №4. – С. 7-12.
2. Аношко, Я.И. О формировании и продвижении конкурентноспособного туристического продукта Белорусского Полесья // Беларусь туристическая. – 2012. - №2. – С.21-25.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 290 с.
4. Балышева, С.Н. «Синеокий» бренд для мирового рынка / С.Н. Балышева // Экономика Беларуси. – 2005. – № 4. – С. 130 – 133.
5. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. М.: Академия, 2015. 336 с.
6. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 478 с.
7. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2003. – 632 с.
8. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
9. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
10. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник для студентов специальности "Экономика и управление социально-культурной сферой». - М.: 2002. - 409 с.
11. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: учеб¬ник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
12. Клицунова, В. Туризм с приставкой –агро / В. Клицунова // Беларуская думка. – 2004. – № 12. – С. 35 – 40.
13. Копоть, Ю.А. Экспортный потенциал экономики Республики Беларусь (на примере отрасли туризма) / Ю.А. Копоть / отдел маркетинга и качества туристических услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 40 с.
14. Мечковская, О.А. Формирование туристического образа страны, как важнейшее условие повышения эффективности производства туристического продукта / О.А. Мечковская, И.Д. Пуцаков // Экономика Беларуси.- 2013. - №6. – С.11-17.
15. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2017. - Режим доступа: http: //www.http://www.mst.by/ru/tourists-belarus. – Дата доступа: 20.11.2017.
16. Можаева, Н.Г. Туризм: учеб. пособие / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. – М.: Гардарини, 2007. – 270 с.
17. Морозов, М.А. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме // Автореферат – М., 2006. – 23 с.
18. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы. – Минск: Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, 2008. – 200 с.
19. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarustourism.by. – Дата доступа: 03.11.2017.
20. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. - Минск, 2014-2017. - Режим доступа: http://belstat.gov.by /bgd/public_compilation?id=413. - Дата доступа: 16.11.2017.
21. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2010. 207 с.
22. О Национальном парке «Беловежская пуща»: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 сентября 2004 г., № 460. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
23. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, средствах размещения туристов и других лиц за 2009 год. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. – с. 5
24. Официальный туристический портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http: //www.BelarusTourism.by - Дата обращения: 21.11.2017.
25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010 гг.» № 927 от 24 августа 2005 г. – Минск: Дикта, 2005. – 38с.
26. Решетников, Д.Г. Роль санаторно-курортного хозяйства в развитии въездного международного туризма Беларуси / Д.Г. Решетников, А.Г. Траскевич // Беларусь туристическая: альманах. – 2013. - №2. – С.54-59.
27. Туризм в Беларуси [Электронный ресурс] Красивые места и достопримечательности. – Минск, 2010. - Режим доступа: http: //www.belarus-travel.by -Дата обращения: 17.11.2017.
28. Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. – С. 100 – 101
29. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2017. - Режим доступа: http: //www.belarus.by -Дата доступа: 11.11.2017.
30. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2017. - Режим доступа: http: //www.vp.by - Дата обращения: 20.11.2017.
31. Указ Президента Республики Беларусь "Об объявлении 2014 года Годом гостеприимства". - Минск: Амалфея, 2013. – 31с.
32. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие / Т.В. Черевичко. М.: Дашков и Ко, 2010. 364 с.
33. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хазяйство: учебное пособие. – М.: 2003. - 447с.
34. Шульга, Ч.К. Беларусь – республика туризма / Ч.К. Шульга // Проблемы управления. – 2004. – № 4. – С. 104 – 111