Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников»
Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
Занятие 4.
Занятие 5.
Занятие 6.
Занятие 7.
Занятие 8.
Занятие 9.
Занятие 10.
Занятие 11.
Занятие 12.
Cписок использованных источников
Приложение
Пояснительная записка
Проблема воспитания детей, связанная с проявлениями агрессии в поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой становятся все более частыми. С каждым годом количество детей с агрессивными проявлениями увеличивается, с ними сложно работать и окружающим трудно справляться с их поведением.
Исследования показывают, что агрессивные проявления стали моложе. Это ранее агрессивное поведение начало проявляться у подростков, теперь оно проявляется у младших школьников и даже у дошкольников.
Эта коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних, но и внутренних причин, по которым ребенок ведет себя таким образом.
Цель программы: создание условий для устранения причин агрессии в поведении ребенка.
Задачи программы:
1. Обучить ребенка разным видам проявления агрессии;
2. Научить ребенка основным приемам самоконтроля;
3. Внести вклад в развитие положительных качеств ребенка.
Ожидаемые результаты: ребенок научился контролировать свое поведение и выражать внутреннюю агрессию.
Формы работы при реализации программы: Задания выполняются как в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника, так и в форме тренинга.
Общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы – 13 недель.
Время для проведения занятий:
Занятия проводятся систематически – 1 раз в неделю. Целью каждого занятия является исправление проявлений агрессивного поведения у младшего школьника.
Количество занятий – 12.
Рабочая программа «Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников»
Упражнения, используемые на каждом занятии программы:
«Молот эмоций». Этот вариант выражения гнева особенно понравится детям, которые злятся и привыкли проявлять свою реакцию в основном физически. Заведите надувной молоток в своем кабинете. Когда ребенок злится, он может посетить кабинет психолога и отпустить свои чувства, ударив молотком или иным образом, а затем перейти к другим способам разрешения сложившейся ситуации.
«Книга добрых слов». Агрессивным детям трудно выражать свои чувства, и они часто используют грубую лексику в общении. Словарь хороших слов, с которым вы начнете работать с таким ребенком, поможет обогатить словарный запас ребенка и повлиять на отношения с окружающими и его внутренний мир.
Этот словарь следует дополнить в алфавитном порядке словами, которые можно использовать для ответа на вопрос «Каким может быть человек?». Слова, которые вы пишете в словаре, должны быть добрыми и вежливыми.
Когда ребенок выбирает слова с отрицательным значением для записи в словаре, следует обсудить, что эти слова также присутствуют в русском языке. Однако будет ли он счастлив, если в его адресе будут употребляться такие слова?
Чтобы эти слова достигли разговорной речи ребенка, необходимо не только создать словарь, но и провести систематическую работу по воспроизведению этих слов в памяти ребенка. Необходимо восстанавливать слова в памяти, а также стимулировать и поощрять ребенка к использованию письменных слов, обсуждая игры, вопросы и разные вещи (фильмы, книги, действия). Также важно уточнить, что в плохом случае вы можете найти что-то хорошее и искать это вместе, чтобы помочь друг другу.
Занятие 1. Знакомство с ребенком.
Встречу психолог начинает по предложенному плану. Сначала он сам отвечает на пункты плана, далее это делают дети.
План:
1. Имя.
2. Что я желаю получить в результате занятий.
3. Что мне нравится в себе больше всего.
Также важно ввести ритуал приветствия, который будет использоваться на каждом занятии.
Ритуал приветствия. «Сегодня я похож на __ (цветок). Я так считаю, потому что __»
«Словарик добрых слов». Вы должны сказать ребенку о словаре, для какой лексики он предназначен и что вы будете с ним делать на протяжении всех занятий. Заполните словарь первыми 10 словами и составьте предложения из 5 написанных слов.
Упражнение «Одно предложение». Цель – узнать, какие личные качества выбирает в себе ребенок и как оценивает себя в целом?
Для выполнения упражнения, ребенку необходимо продолжить предложение «Я___». При выполнении упражнения дайте возможность ребенку полностью выразить себя.
Далее ответьте на вопросы:
1. Почему он написал о себе именно это?
2. Хотел ли еще дополнить что-то о себе?
«Молот эмоций». Необходимо сказать ребенку, что он в любой момент может прийти в кабинет психолога и молотом выразить свои чувства, не причиняя вреда другим. Вы также должны объяснить ребенку, что никто не знает об этих посещениях и что это только между психологом и ребенком.
Ритуал завершения занятия. Попросите ребенка рассказать, что больше всего запомнилось, что понравилось и что оказалось для них самым важным. Необходимо обсудить, что выделил ребенок, и выяснить, что именно послужило для запоминания этих моментов урока.
Поблагодарить за работу и попрощаться.
1. Бютнер, Х. Жить с агрессивными детьми / Х. Бютнер. – M.: «Педагогика», 1991. – 144 с.
2. Рожнев, М.И. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М. И. Рожнева. – М., 2000. – 120 с.
3. Лэндрэт, Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г.Л. Лэндрэт. – М., 1994. – 368 с.
4. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. – СПб., Речь, 2007. – 479.