Логопедия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Лабораторная работа
на тему: «Логопедия»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
16.00 BYN
Логопедия
Тип работы: Лабораторная работа
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Практическое занятие №1
Практическое занятие №2
Практическое занятие №3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 ч)
ТЕМА 1:Сенсорная алалия
Цель: закреплять и расширять знания студентов о системе коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии; формировать умения подбирать и демонстрировать приемы активизации интереса к речевым и неречевым звукам окружающей среды, развития внимания к речи окружающих и контроля за своей речью; формировать умение определять возможности использования приемов работы для решения задач по коррекции алалии.
Вопрос для обсуждения:
1.Система коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.
При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.
Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов.
Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.
Общепедагогическая работа направлена на формирование психофизиологической основы речи, ведущих основных видов деятельности, развитие произвольного внимания, зрительных и акустических установок и дифференцировок. Начинается работа не с речевых звуков, а с различения шумов, звуков неречевого характера. Но это становится доступным ребенку только тогда, когда он уже достаточно организован и у него есть элементарное сосредоточение и воспитана возможность продуктивной деятельности.
Уделяется внимание развитию деятельности на основе зрительной подражательности, сложность заданий постепенно возрастает. Речевое комментирование заданий исключается, так как ребенок обращенную речь на данном этапе развития не понимает.
На фоне воспитания деятельности и контроля за ней проводится работа по направленному формированию речевой деятельности: развитие потребности общения, его мотивационной основы. Ребенка учат фиксировать внимание на речи, расширяют и уточняют фонематическое восприятие.
При достаточном развитии внимания, подражательности и работоспособности ребенка переходят к обучению различению ряда неорганизованных звуков разного характера, начиная с более яркого, сильно выраженного звучания, с выработки более грубых дифференцировок: звон монет в кошельке, стук карандашей в стакане, звук от соприкосновения металлических предметов и т. д.
Параллельно с этой работой продолжается воспитательное воздействие, направленное на нормализацию поведения, работоспособности, деятельности ребенка: его учат правильно сидеть, смотреть, копировать, подчиняться неречевым инструкциям, учитывать реакцию (одобрения или неодобрения) педагога на выполнение им инструкций, доводить начатую работу до конца и т. д. Акустическое внимание и восприятие улучшаются по мере развития усидчивости, памяти, предметно-практической деятельности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 ч)
ТЕМА 2: Обследование детей с общим недоразвитием речи
Цель: закреплять и расширять знания студентов о диагностике проявлений ОНР у детей дошкольного и младшего школьного возраста; закреплять умения составлять перечень вопросов для сбора анамнеза, подбирать речевой материал и демонстрировать приемы с его использованием при выявлении проявлений ОНР у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вопрос для обсуждения:
1. Схема логопедического обследования ребенка с ОНР.
-Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
-Звукопроизношение.
-Слоговая структура слова.
-Фонематический слух.
-Языковой анализ и синтез.
-Грамматический строй.
- Лексика.
- Словообразование.
- Связная речь
2. Требования к подбору речевого материала для обследования детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.
1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени
2. Материал должен соответствовать фонетической теме. Если ребенку предлагается отвечать на вопросы, то в его предполагаемом ответе должны быть слова с тем звуком, работа над которым составляет содержание данного занятия.
3. Предпочтение отдается материалу разговорной речи. К речевому материалу относятся не только осмысленные комплексы, но и слоги. Они подбираются по фонетическому принципу в соответствии с целями, поставленными на каждое занятие.
4. Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка), произнесение фрикативного р (при постановке вибранта р) и т. п.
Целесообразно предусмотреть использование нескольких групп речевого материала. Это, во-первых, обиходно-разговорная лексика, необходимая для удовлетворения потребностей ребенка в быту, а также связанная с организацией занятий, которая употребляется на разных этапах занятий.
Во-вторых, это речевой материал, связанный с тематикой занятий, определяющий его содержательную часть. Целесообразность отбора тематического словаря связана с тематическим принципом организации занятий, а также тем, что общение происходит в определенных ситуациях, мотивируется потребностями, которые в них возникают. Как бытовые ситуации, так и сгрупированная по темам лексика взаимосвязаны. Одни и те же предметы, явления становятся объектами внимания и анализа в разных темах. Соответственно обеспечиваются повторяемость речевого материала, включение в речь применительно к разным темам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 ч)
ТЕМА 3: Обследование детей с нарушениями письменной речи
Цель: закреплять и расширять знания студентов о методике обследования чтения и письма, раннего выявления предрасположенности у дисграфии и дислексии у детей; формировать умения отбирать дидактический материал для обследования письменной речи у детей, анализировать письменные работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для формирования навыков письма и чтения.
Цель обследования – выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма. В процессе о следования определяется степень выраженности, характер, вид нарушений, что дает возможность определить направлен коррекционно-логопедической работы.
При обследовании детей с нарушениями письменной речи учитывается состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами-специалистами.
Обследование проводится с учетом таких основных принципов, как принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.
Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма включает следующие разделы.
Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
Анамнез.
Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
Речевая моторика.
Слуховая функция.
Состояние звукопроизношения.
Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.
Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
Особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
Особенности динамической стороны речи.
Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).
В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи.
2. Обследование письменной речи. Содержание, методы и приемы обследования сенсомоторного и семантического уровней чтения, оптико-моторного, сенсо-акустико-моторного, психологического и лингвистического уровней письма.
1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
2. Анамнез.
3. Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
4. Речевая моторика.
1. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 312 с.
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 663 с.
3. Материалы лекций по теме: «Алалия».
4. Харитонова, Е.А. Сенсорная алалия: пособие / Е.А. Харитонова. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 30 с. (Режим доступа: http://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/1728).
5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
6. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. ‒ Изд. 2-е, испр. и доп.‒ М.: АРКТИ, 2004. ‒ 168 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: III тур, 2003. – 318 с.
9. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 408 с.
10. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
11. Материалы лекций по теме: «ОНР».
12. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / сост. Н.Н. Баль. – Минск: ЗорныВерасок, 2014. – 163 с.
13. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. – 240 с.
14. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной // Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
15. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя. – Минск: Ураджай, 2001. – 75 с.
16. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2003 / 2007. – 286 с.
17. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб. пособие / Р.И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998. – 224 с.
18. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
19. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 / 2007. – 704 с.
20. Материалы лекций по теме: «Нарушения письменной речи».
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты