Введение
Транспортировка электроэнергии – это процесс передачи электрической энергии от электрических станций до потребителей. Необходимость транспортировки электроэнергии обусловлена большой территориальной распределенностью потребителей. Тогда как расположение электростанций имеет тенденцию к концентрированности, обусловленной низкой удельной стоимостью производства электрической энергии, и определяется относительной доступностью и дешевизной энергоресурсов, природными особенностями местности и прочими факторами.
Передача электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности. При большом количестве сетевых компаний, функционирующих на рынке электрической энергии, фактически у потребителя отсутствует выбор, так как линия электропередачи, соединяющая конкретного потребителя с производителем электрической энергии, всего одна.
Транспортировка электроэнергии осуществляется посредством электрических сетей, подразделяющихся на воздушные (подвешенные на опорах над поверхностью земли) и кабельные (проложенные под землей).
Транспортировка электроэнергии посредством воздушных линий электропередач имеет преимущество ввиду относительной их дешевизны по сравнению с кабельными. Кроме того, к преимуществам воздушных линий относится простота их осмотра, ремонта и реконструкции, обусловленная доступностью линий данного типа.
К недостаткам воздушных ЛЭП относится широкая полоса отчуждения и высокая уязвимость. Основным преимуществом транспортировки электроэнергии при помощи кабельных линий является отсутствие широкой полосы отчуждения. Кроме того, линии данного типа защищены от внешних воздействий гораздо лучше воздушных.
Потери тепловой и электрической энергии при транспортировки
Произведенная на крупных источниках (ТЭС, котельные) энергия должна быть доставлена потребителям. Основные виды потребляемой энергии - электроэнергия и теплота.
Качество электроэнергии, кроме силы потребляемой тока и подведенного напряжения, характеризуется еще двумя важными параметрами: частота (должна быть 50 герц, отклонения даже на 0.1 Гц ухудшает работу многих приборов и аппаратов) и "косинус фи"- косинус угла между векторами напряжения и силы тока: этот параметр называется еще коэффициентом мощности, т.к. он равен отношению активной мощности к полной. Таким образом, для контроля электроэнергии, отпускаемой потребителю, необходимо иметь следующие приборы: амперметр, вольтметр, частотомер, измеритель cos φ, электросчетчик.
Особенность электроэнергии как товара - непосредственное потребление произведенного, т.к. в электроснабжении пока нет аккумуляторов соответствующей мощности. Поэтому необходимо согласовывать выход энергии у производителя, расходование у потребителя, потери при транспортировке. Естественно, мероприятия по энергосбережению немыслимы без правильного учета потоков энергии. При ухудшении качества электроэнергии потребитель вправе требовать уменьшение цены ее. Электрическая энергия распределяется по линиям электропередач ЛЭП.
Линия электропередачи (ЛЭП)- электроустановка для передачи электрической энергии на расстояние, состоящая из проводников тока и вспомогательных устройств. ЛЭП является одним из основных звеньев электрических систем и вместе с электрическими подстанциями образуют электрические сети. Выбор номинального напряжения ЛЭП определяется передаваемой мощностью и расстоянием; различают ЛЭП низкого (до 1кВ), среднего (3…35 кВ), высокого (110…220 кВ), сверхвысокого (330…1000 кВ) и ультравысокого (более 1000 кВ) напряжения. Повсеместно используются главным образом трехфазные ЛЭП переменного тока.
Заключение
Основными элементами тепловых сетей являются трубопровод, состоящий из стальных труб, соединенных между собой с помощью сварки, изоляционная конструкция, предназначенная для защиты трубопровода от наружной коррозии и тепловых потерь, и несущая конструкция, воспринимающая вес трубопровода и усилия, возникающие при его эксплуатации.
Наиболее ответственными элементами являются трубы, которые должны быть достаточно прочными и герметичными при максимальных давлениях и температурах теплоносителя, обладать низким коэффициентом температурных деформаций, малой шероховатостью внутренней поверхности, высоким термическим сопротивлением стенок, способствующим сохранению теплоты, неизменностью свойств материала при длительном воздействии высоких температур и давлений.
Тепловая изоляция накладывается на трубопроводы для снижения потерь теплоты при транспортировке теплоносителя. Потери теплоты снижаются при надземной при надземной прокладке в 10-15 раз, а при подземной в 3-5 раз по сравнению с неизолированными трубопроводами.
Тепловая изоляция должна обладать достаточной механической прочностью, долговечностью, стойкостью против увлажнения(гидрофобностью), не создавать условий для возникновения коррозии и при этом быть дешевой.
Она представлена следующими конструкциями: сегментной, оберточной, набивочной, литой и мастичной. Выбор изоляционной конструкции зависит от способа прокладки теплопровода.