Введение
Дневник практики
Индивидуальный план работы на период практики
Характеристика базы практики
Документация психологической службы базы практики
Социальный запрос
Концептуальная основа проекта
План эмпирического исследования
Результаты эмпирического исследования
Методические рекомендации
План-конспект психопросвещения
Индивидуальный отчет о прохождении практики
Список используемой литературы
Приложение
ПЛАН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема дипломного проекта: «Гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости»
1. Организация и методы исследования
Цель проекта: выявить гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка.
Методики исследования:
1. Полоролевой опросник С. Бем (адаптация И.С. Клециной).
Цель: изучение типа гендера, определение степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Методика позволяет выявить следующие типы гендера: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, феминный, андрогинный.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), среди которых испытуемому предлагается выбрать те, которые присущи ему. Выбрать можно любое количество качеств.
Обработка результатов. За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:
F = сумма баллов по феминности / 20
М = сумма баллов по маскулинности / 20
Основной индекс IS определяется как IS = (F - М) * 2,322
Критерии оценки: если величина индекса IS находится в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то можно говорить о маскулинности, индекс больше +1 ( IS > 1) - о фемининности.
2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
Цель: выявление копинг-поведения в стрессовой ситуации.
Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Шкалы эмоции: копинг, ориентированный на решение задачи; копинг, ориентированный на эмоции копинг, ориентированный на избегание.
Опросник содержит утверждения, которые отражают возможные реакции человека на различные трудные или стрессовые ситуации. Испытуемому предлагается 48 утверждений, которые необходимо оценить по 5-балльной шкале по степени частоты подобным образом в стрессовой ситуации. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
Методические рекомендации для практических психологов
В работе с лицами в возрасте ранней взрослости рекомендуется осуществлять технологию активного обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях:
1. Расширение знаний о совладающем поведении, признаках его эффективности, когнитивно-смысловых барьерах использования конструктивных (эффективных) стратегий. Расширение понимания связи между субъективными установками, репрезентациями профессионально трудных ситуаций и особенностями поведения в них. Формирование осведомленности о средствах совладания с трудными ситуациями и их последствиях для удовлетворенности качеством жизни и профессиональной деятельности. Осуществляется средствами мини-лекций, дискуссий.
2. Повышение мотивации самоизменения в отношении совершенствования совладающего поведения. Прояснение ожиданий от тренинга, уровня притязаний, представлений о «Я-концепции», актуальных смыслов профессиональной деятельности, выявление и коррекция сопротивлений к самоизменению и самодетерминации. Осуществляется с помощью обсуждения в кругу, персональных письменных заданий, проективных тестов (рисунков), упражнений на развитие мотивации к совершенствованию совладающего поведения, а также с помощью группового подведения итогов о «психологической выгоде» от овладения новыми конструктивными копинг-стратегиями для личной, семейной жизни, здоровья и профессиональной деятельности.
3. Помощь в осознании особенностей собственного совладающего поведения, репертуара копинг-стратегий, их конструктивности/деструктивности в ситуационном контексте профессиональной деятельности и жизненного пути. Достигается совокупностью психодиагностических средств (проективных тестов, опросников и др.) и анализа копинг-поведения в играх, моделирующих типичные трудные ситуации с позиции методологии субъектно-деятельностного подхода. Проводится психологический анализ восприятия и интерпретации трудных ситуаций в зависимости от профессионального опыта и этапа профессионализации, а также поиск ресурсного обеспечения нового копинг-поведения.
1. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
2. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
3. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
4. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
5. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
6. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. – М., 2002. – С. 442-444.
7. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
8. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
9. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7069380/page:74/.
10. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
11. Хазова, С.А. Позитивная и негативная динамика копинг-ресурсов в период взрослости / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 86–95.
12. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.