ВВЕДЕНИЕ
1. Беседа с представителями администрации с целью выявления специфики образовательных учреждений разного типа
2. Ознакомление с управленческой составляющей работы общеобразовательных высших учебных заведений
3. Знакомство с содержанием и основными формами методической работы в учреждении общего высшего образования, определение его инновационной направленности
4. Изучение опыта управленческой работы успешного преподавателя
5. Посещение лекций, семинаров и лабораторных занятий преподавателей ВГУ имени П.М. Машерова, участие в дискуссии
6. Проведение семинаров и лабораторных занятий по логике классических и новаторских моделей
7. Практические занятия, такие как откомандирование и повышение квалификации
8. Сопоставление цитат из интервью и презентаций на встречах и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика проходила на базе ВГУ имени П.М. Машерова в период с _____ по _____.
Цели практики:
1. Ознакомление с процессом управления системой образования на разных уровнях.
2. Овладение навыками проведения инновационных процессов в методической работе в образовательных учреждениях.
3. Формирование умений, связанных с изучением, обобщением и использованием инновационного педагогического опыта.
4. Формирование опыта решения управленческих ситуаций и проведения занятий.
Во время практики выполнялись следующие задачи:
1. Изучение, обобщение и описание опыта управленческой работы успешного преподавателя (по выбору магистранта).
2. Посещение лекций, семинаров и лабораторных занятий с преподавателями и участие в дискуссии.
3. Разработка плана и проведение двух лекций.
4. Разработка плана и проведение двух семинаров или лабораторных занятий.
Прохождение педагогической практики также предполагало формирование общий и профессиональных компетенций в соответствии с профессией.
1. Беседа с представителями администрации с целью выявления специфики образовательных учреждений разного типа
Краткая история школы (гимназии) и ее современное состояние:
Практика проходила на базе ВГУ имени П.М. Машерова.
Основано 21 ноября 1910 года как учительский институт. В настоящее время ВГУ имени П. М. Машерова аккредитован на соответствие заявленному виду и является классическим университетом, а также аккредитован как научная организация. На современном этапе в университете функционируют 13 научных школ, получивших широкое признание в Республике Беларусь, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. В ВГУ имени П.М. Машерова ведется подготовка специалистов по специальностям I ступени получения высшего образования, II ступени получения высшего образования (магистратура), которая включает в себя 25 специальностей и аспирантура (20 специальностей).
Программы дополнительного образования взрослых реализуются в институте повышения квалификации и переподготовки кадров – структурном подразделении Витебского государственного университета имени П.М. Машерова.
В июне 2010 года в университете сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2009 и DIN EN ISO 9001:2008.
В 2011 году внедрена система управления охраной труда СТБ 18001-2009.
В 2013 году ВГУ имени П.М. Машерова присуждено звание Лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества в 2013 году.
По данным мирового рейтинга WEBOMETRICS (на июль 2019 года) ВГУ имени П.М. Машерова занимает 14 место среди университетов Республики Беларусь и 6423 место в мире. Университет имеет 76 действующих договоров о сотрудничестве с зарубежными учебными и научными организациями.
2. Ознакомление с управленческой составляющей работы общеобразовательных высших учебных заведений
Эффективность формы планирования:
Планирование образовательного процесса строится на основе учебного плана, который в свою очередь составляется на основе образовательных стандартов высшего образования.
Использование источников информации (материалы протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений и др.):
В перечень управленческих документов также входят протоколы заседаний педагогических советов, как отдельных кафедр, так и всего университета. В этих документах фиксируются ключевые решения, которые потом находят свое отражение в планах работы разного уровня.
3. Знакомство с содержанием и основными формами методической работы в учреждении общего высшего образования, определение его инновационной направленности
Цели и задачи повышения профессиональной компетентности учителей:
Цель: развитие инновационного потенциала педагогов, повышение их профессиональной компетентности через использование инновационных форм в методической работе университета.
Задачи:
- повышать мотивацию профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности;
- повышать уровень педагогической активности педагогов.
Система методической и управленческой помощи учителям, внедряющим инновации:
Первое направление - организационное содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: оптимизация числа педагогов, участвующих в реализации инновационных проектов и программ; рациональность распределения различных видов работ и соответствующих им ресурсов между педагогами, участвующими в реализации инновационных проектов и программ; установление связей университета с внешними учреждениями и организациями, способствующими успешной реализации инновационных проектов и программ; наличие спонсорской помощи в решении инновационных задач.
Второе направление - информационное содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: доступность информации об инновациях в общем образовании; помощь педагогам в обобщении, описании и распространении инновационного опыта работы.
4. Изучение опыта управленческой работы успешного преподавателя (по желанию)
ФИО преподавателя, предмет:
Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
Тема опыта: «Разработка студентами квест-игр для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Актуальность и перспективы опыта:
На современном этапе теоретики и практики дошкольного образования ищут новые подходы для развития детей дошкольного возраста. Одним из таких методов может стать использование квест-игр с детьми.
Разработка квест-игр самими студентами помогает закреплять у них знания по основным методикам дошкольного образования, проявлять творчество, а также формировать собственное профессиональное портфолио.
Управленческая работа учителя и ее результаты:
Преподаватель объясняет студентам технологию создания и проведения квест-игр по математическому развития и предлагает тематику на выбор для самостоятельной работы студентов.
При необходимости преподаватель консультирует студентов.
Студенческая деятельность, ее результаты:
Студенты работают в малых группах, могут консультироваться с преподавателя и по итогам совместной работы презентуют свою разработку, апробируют ее с детьми дошкольного возраста.
5. Посещение лекций, семинаров и лабораторных занятий преподавателей ВГУ имени П.М. Машерова, участие в дискуссии
В рамках производственной практики мною были посещены учебные занятия преподавателей ВГУ имени П.М. Машерова, в частности дисциплины:
- Дошкольная педагогика.
- Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.
6. Проведение семинаров и лабораторных занятий по логике классических и новаторских моделей
В рамках практики мною были проведены семинарские (практические занятия) у студентов Педагогического факультета специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование» (направление обучения педагогика детства) по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой».
7. Практические занятия, такие как откомандирование и повышение квалификации
В рамках курсов повышения квалификации мною было подготовлено занятие на тему «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста».
План занятия с участниками курсов повышения квалификации представлен в Приложении 3.
8. Сопоставление цитат из интервью и презентаций на встречах и т.д.
По итогам практики на основе цитат из интервью и презентаций на встречах и т.д. мною была проанализирована собственная педагогическая деятельность.
По результатам практики у меня были сформированы компетенций организационно-управленческой, экспертной, исследовательской, инновационно-педагогической, учебно-методической деятельности.
Мною были выполнены следующие задания:
1. Изучен, обобщен и описан опыт управленческой работы успешного преподавателя.