ВВЕДЕНИЕ
Организационно-экономическая практика была пройдена в ОАО «Зенит». Открытое акционерное общество «Зенит» создано на основании приказа Могилевского областного территориального фонда государственного имущества от 22 декабря 2012 г. № 394 путем преобразования республиканского унитарного производственного дочернего предприятия «Зенит» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество является правопреемником прав и обязанностей республиканского унитарного производственного дочернего предприятия «Зенит» в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Целью организационно-экономической практики является формирование профессионализма, компетентности, принципиальности и гуманизма, подготовка к работе в реальных условиях, развития практических умений и навыков, свойственных будущей профессиональной деятельности, выработки логически правового мышления.
Объект исследования – ОАО «Зенит».
Предметом исследования является хозяйственная деятельность ОАО «Зенит».
Задачами организационно-экономической практики являются:
практическое закрепление теоретических знаний;
овладение навыками и умениями практической работы в различных отделах организации (юридический, планово-экономический, кадров, бухгалтерия);
детальное, углубленное изучение законодательства, правоприменительного в работе вышеперечисленных отделов организации;
выполнение в ходе практики сбора и анализа материалов как правовых, так и связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, метод сравнения, табличный и и другие.
Источником информации для написания отчета является бухгалтерская, юридическая, статистическая и иная отчетность ОАО «Зенит» за 2014-2016 гг.
Приобретенные навыки, умения и информация позволят и в будущем справляться с подобными функциональными задачами, создавая базу будущего профессионального роста.
1 РАБОЧЕЕ МЕСТО – ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО
Юридическое бюро является самостоятельным структурным подразделением общества и возглавляется начальником юридического бюро.
Юридическое бюро в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими актами законодательства, настоящим Положением, Уставом общества, Политикой в области качества, принципами СМК и стандартами СМК, относящимися к деятельности и функциональным обязанностям, законом Республики Беларусь, положениями, приказами, планами и другими документами по обществу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), гражданской обороны, промышленной и пожарной безопасности.
Основными задачами юридического бюро являются:
правовое обеспечение деятельности общества;
участие в решении правовых вопросов общества;
обеспечение законности в деятельности общества;
обеспечение выполнения требований стандартов общества СМК;
защита имущественных прав и законных интересов общества;
обеспечение соответствия законодательству издаваемых в обществе локальных нормативных правовых актов, а в случае издания данных актов, противоречащих законодательству, принятие мер по их отмене в установленном порядке;
правовое консультирование должностных лиц общества по применению нормативных правовых актов по основным направлениям его деятельности;
представление интересов общества в судах и иных государственных органах (организациях) по правовым вопросам.
обеспечение условий для выполнения процессов и процедур СМК в подразделении, направленных на выполнение требований потребителей, законодательных и других обязательных требований.
Юридическое бюро для выполнения своих обязанностей в соответствии с Положением о юридическом бюро (приложение А) взаимодействует и связано:
со структурными единицами и подразделениями по вопросам получения приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы; материалов для предъявления претензий и исков к поставщикам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств; претензий, предъявленных предприятию контрагентами; имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах; заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов, разъяснение действующего законодательства и др.
2 РАБОЧЕЕ МЕСТО – ОТДЕЛ КАДРОВ
Общество осуществляет виды экономической деятельности в соответствии с законодательством.
Предприятие как юридическое лицо создается и функционирует на основании учредительного документа, а именно Устава (приложение Д)
Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется после получения соответствующего специального разрешения (лицензии) (приложение Е).
Организационная структура ОАО «Зенит» имеет четко выраженный линейно-функциональный тип (приложение Ж). Высшим органом управления организации является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом управления является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных уставом Общества к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров.
Дирекция в составе главного инженера, заместителей директора осуществляет функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно-хозяйственной деятельности.
Для повышения эффективного управления организацией, обеспечения тесного взаимодействия всех подразделений и служб, участвующих в ее деятельности, исключения параллелизма в работе подразделений, разработаны нормативные документы согласно Международной системе стандартов качества (положения об отделах и службах, должностные инструкции), регламентирующие их деятельность, функции, права и обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей, с учетом специфических особенностей их деятельности.
Руководство деятельностью Предприятия осуществляет Директор, с которым Учредитель заключает контракт на срок не менее 1 года.
В подчинении директора организации находятся:
- главный инженер;
- начальник управления по производству;
- начальник управления по экономике;
- главный бухгалтер и др.
В организации функционируют службы: бухгалтерская, экономическая, юридическая, кадровая и др.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности состоит из 35 бухгалтеров, 2-х заместителей главного бухгалтера и возглавляемая главным
3 РАБОЧЕЕ МЕСТО – ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Планово-экономический отдел (ПЭО) является самостоятельным структурным подразделением общества. ПЭО возглавляет начальник.
Планово-экономический отдел ЗАО «Зенит» состоит из 5 экономистов и возглавляется главным экономистом, которые в своей работе руководствуются Постановлением ЗАО «Зенит» «Об утверждении положения о планово-экономическом отделе» (приложение И).
На ПЭО возлагаются следующие функции:
осуществляет разработку проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности;
согласовывает и взаимоувязывает разделы планов социально – экономического развития;
разрабатывает проекты годовых и ежемесячных планов товарного выпуска;
доводит до подразделений годовые и квартальные с нарастающим итогом технико-экономические показатели в соответствии с заданием;
контролирует выполнение годовых, квартальных с нарастающим итогом и месячных планов и заданий по технико-экономическим показателям;
подготавливает и предоставляет в органы государственной статистики отчеты по производству промышленной продукции, формы ведомственной отчетности в установленные сроки;
разрабатывает планы по себестоимости, сметы затрат на производство, сметы на подготовку производства и освоение новых изделий, сметы накладных расходов;
проводит анализ фактической себестоимости продукции и фактических затрат по сметам общества и цехов, выявляет причины отклонений, подготавливает предложения по их устранению;
анализирует состояние незавершенного производства;
разрабатывает и представляет на утверждение плановые калькуляции на выпускаемую продукцию согласно нормативных документов;
пересматривает действующие отпускные цены в связи с изменением условий производства, изменением цен на энергоносители и поступающее сырье и материалы;
рассчитывает экономическую эффективность рационализаторских предложений и др.
ПЭО взаимодействует: с отделом бухгалтерского учета и отчетности, с отделом сбыта, с техническими службами общества, с отделом организации труда и заработной платы, с отделами главного энергетика и главного механика и др.
4 РАБОЧЕЕ МЕСТО – ОТДЕЛ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Отдел бухгалтерского учета и отчетности является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору предприятия.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности состоит из 35 бухгалтеров, 2-х заместителей главного бухгалтера и возглавляемая главным бухгалтером. Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
ОБУиО осуществляет следующие задачи:
1 Организует своевременный и достоверный бухгалтерский учет, контроль производственной и финансовой деятельности предприятия, составляет и представляет периодическую и годовую отчетность согласно "Табеля отчетности".
2 Осуществляет учет, анализ и контроль: основных средств, товароматериальных ценностей, заработной платы, расчеты с персоналом, затраты на производство, транспортных расходов, годовой продукции, отгрузки и реализации, денежных средств, финансовых кредитных и расчетных операций, драгоценных материалов, капитальных вложений, жилищно-коммунальных расходов, содержание непроизводственной сферы.
3 Проводит разработку инструкций по контрольно-ревизионной работе и планов-мероприятий усилению сохранности государственной собственности.
4 Обеспечение условий для выполнения процессов и процедур СМК в подразделении, направленных на удовлетворение ожиданий и требований потребителей и др.
Функции и обязанности отдела бухгалтерского учета и отчетности:
1 Проводит ревизии и проверки в подразделениях по вопросам сохранности собственности, экономного расходования материальных ресурсов и денежных средств, соблюдение штатной дисциплины, готовит предложения по устранению выявленных недостатков.
2 Ведет учет драгоценных металлов, контроль за их использованием и списанием.
3 Составляет соответствующую статистическую и ведомственную отчетность по отделу.
4 Проводить: документальное оформление и своевременное отражение прибыли, движение и убытки основных фондов.
5 Исчисление амортизации и ее своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета.
6 Расчеты платежей в госбюджет на производственные фонды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения практики, были выполнены поставленные задачи и получены следующие выводы:
юридическое бюро в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими актами законодательства.
были рассмотрены отрицательные стороны в договорной работе ОАО «Зенит», которые были рассмотрены на уровне Дирекции. По тексту: «В целях упорядочения договорной работы примите меры по приведению сроков оплаты за товары, организации получения товаров на условиях франко-станция назначения. В 2016 году данные проблемы в договорной работе были устранены. Положительный момент состоит в том, что просроченная дебиторская задолженность мала, что характеризует работу юридического бюро с положительной стороны.
целью кадрового обеспечения ОАО «Зенит» является формирование кадрового потенциала, способного ориентироваться на решении задач устойчивого и эффективного предприятия. В ОАО «Зенит» разработано Положение об отделе кадров, которым руководствуется данный отдел при осуществлении своей деятельности. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Законодательством Республики Беларусь, в частности в соответствии с Трудовым Кодексов РБ.
планово-экономический отдел ЗАО «Зенит» состоит из 5 экономистов и возглавляется главным экономистом, которые в своей работе руководствуются Постановлением ЗАО «Зенит» «Об утверждении положения о планово-экономическом отделе». В основе деятельности планово-экономического отдела лежит планирование и прогнозировании показателей деятельности организации. В ОАО «Зенит» при планировании прибыли и в своей деятельности руководствуется Законами Республики Беларусь, Указами Президента Республики Беларусь и другими нормативными акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности организации.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности состоит из 35 бухгалтеров, 2-х заместителей главного бухгалтера и возглавляемая главным бухгалтером. Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Бухгалтерия осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными Законодательными актами, в частности Трудовым Кодексом РБ.
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
№ 218-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь : одобр. Советом Респ. Нац. собр. 19 нояб. 1998 г. (в ред. Закона от
31 декабря 2014 г. № 226-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2015.
2 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 2 апр. 2003 г. (в ред. Закона от 28 апреля 2015 г.
№ 256-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2015.
3 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 30 июня 1999 г. (в ред. Закона от 8 января 2015 г. № 238-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2015.
4 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 11 нояб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 26 нояб. 1998 г. (в ред. Закона от 1 июля 2014 г.
№ 174-З, с изм., внес. Указом Президента Респ. Беларусь от 12 нояб. 2003 г. № 508) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2015.
5 О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от
18 окт. 1994 г. № 3321-XII (в ред. Закона от 26 дек. 2007 г. № 302-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 201.
6 Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия : учеб. пособие / Н. А. Алексеенко, И. Н. Гурова. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 264 с.
7 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 915 с.
8 Головачев, А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / А. С. Головачев. – Минск : Выш. шк., 2008. – 447 с.
9 Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. /
К. А. Раицкий. – М. : Дашков и К, 2003. – 1012 с.
10 Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. А. Гринцевич [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Н. Нехорошевой. — Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.