ВВЕДЕНИЕ
1 Обязательная часть программы практики
1.1 Характеристика ОАО «БЕЛАЗ» и продукции
1.2 Управление ОАО «БЕЛАЗ»
1.3 Ресурсы ОАО «БЕЛАЗ» и эффективность их использования
1.4 Доходы, затраты и прибыль ОАО «БЕЛАЗ»
1.5 Инновационная и инвестиционная деятельность ОАО «БЕЛАЗ»
1.6 Финансовое состояние ОАО «БЕЛАЗ»
2 Индивидуальное задание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика является заключительным этапом подготовки специалиста.
Цель преддипломной практики – применить полученные теоретические знания и практические навыки для выполнения функций специалиста по экономике и управлению в условиях действующего конкретного предприятии.
В связи с этим важнейшими задачами практики являются:
- освоение основных функций специалиста в сфере экономики и управления предприятием, предусмотренных должностными инструкциями;
- приобретение практических навыков проведения экономического анализа в соответствии с современными методиками и использования его результатов для обоснования выбора управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
- овладение методами обоснования экономической и социальной эффективности инвестиционных и инновационных проектов предприятия с использованием современных информационных технологий;
- оценка качества и эффективности основных направлений экономической работы на предприятии: система планирования, оплата и стимулирование труда, использование ресурсов, результативность инноваций, инвестиций и финансовой деятельности.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «БЕЛАЗ».
Предметом – производственная и финансово-экономическая деятельность ОАО «БЕЛАЗ» за 2015-2016 гг.
При написании отчета была дана краткая характеристика предприятия и описана продукция, которую оно производит. Далее описана структура управления организацией и представлена схематично в приложении.
Проведен анализ ресурсов, доходов, затрат и прибыли ОАО «БЕЛАЗ». Изучена инновационная и инвестиционная деятельность ОАО «БЕЛАЗ», а далее проведен анализ финансового состояния ОАО «БЕЛАЗ» .
В индивидуальном задании изложены управленческие решения, такие как правильное обоснование производственной мощности организации и установление, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно не будет давать прибыль.
При написании работы исследованы труды отечественных авторов, материалы периодических изданий, бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «БЕЛАЗ», а также источники сети Интернет.
1 Обязательная часть программы практики
1.1 Характеристика ОАО «БЕЛАЗ» и продукции
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Все достигнутое БЕЛАЗом за более чем шестидесятивосьмилетнюю историю завода – итог реализации главной политики предприятия: наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, с которыми Белорусский автомобильный завод связывает давнее и плодотворное сотрудничество.
Основными потребителями продукции Белорусского автомобильного завода являются горнодобывающие предприятия СНГ и, прежде всего, России, Украины. В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 тонн ограничен использованием их только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит и испытания этой техники. Осуществляется поставка самосвалов и на рынки стран дальнего зарубежья.
Это одно из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь. Является крупнейшим производителем строительно-дорожной, подземной и специальной техники на территории государств СНГ.
Техника торговой марки «МоАЗ» широко используется при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока России, отсыпке кустовых площадок на нефтегазовых месторождениях, в горнодобывающей промышленности, прежде всего при разработке подземных месторождений, на строительстве гидротехнических сооружений.
Более 60% всей продукции завода отправляется в Россию и страны СНГ. Наибольшей популярностью пользуются:
‒ самосвалы повышенной проходимости;
‒ строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ: погрузчики, бульдозеры;
‒ машины для подземных работ: самосвалы подземные, погрузочно-доставочные машины, шасси универсальные, транспортные средства для перевозки людей, подземные бетоносмесители.
Сегодня ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» единственное в СНГ специализированное предприятие по производству большегрузных карьерных самосвалов (по 6-ти классам грузоподъемности) и одно из немногих в мире, выпускающих подобную технику серийно. Предприятие обладает мощным экономическим и техническим потенциалом по производству продукции международного качества и сотрудничества с такими известными фирмами. Как Cummins Engine Co Inc.., Detroit Diesel Corporation, Alison Transmission, Deutz.
2 Индивидуальное задание
Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности организации и установление, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно не будет давать прибыль.
Прибыль служит своеобразным ориентиром и определяющим критерием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому для успешного развития экономики любой организации важное значение имеет изучение соотношения «себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – объем реализации условно-постоянных затрат (коммерческих и управленческих расходов) – прибыль». Анализ взаимосвязи этих показателей, методика проведения которого базируется на категории маржинального дохода и делении производственных затрат на переменные и постоянные, широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет менеджеру и бухгалтеру – аналитику оценить эффективность функционирования производства, обосновать принятие управленческих решений по формированию финансовых результатов.
Поэтому одним из направлений совершенствования методики анализа и планирования прибыли на последующие периоды в ОАО «БЕЛАЗ» является использование маржинального анализа. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе это управлять процессом формирования ее величины. В основу его положено деление затрат на постоянные и переменные. Тем более данное направление актуально для исследуемого предприятия в условиях опережающих темпов роста себестоимости продукции, работ, услуг над темпами роста выручки от реализации и прибыли.
Хотя для построения модели исследуемых связей методика анализа соотношения «затраты – объем производства – прибыль» упрощает реальные условия, с которыми сталкивается организация, так как модель является абстрактной и строится с учетом ряда предположений и ограничений, тем не менее такой анализ необходим для формирования прибыли за счет изменения величины переменных и постоянных затрат, а также для определения плановой величины прибыли.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес – планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.
Произведем расчет в ОАО «БЕЛАЗ»:
- безубыточного объема продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;
- объема продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения практики изучены основные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, собрана необходимая информация по тематике дипломного проектирования проведен анализ финансового положения предприятия. В ходе изучения экономических процессов, протекающих на ОАО «БелАЗ» выявлены факторы, влияющие на показатели эффективности использования основных и оборотных средств. В ходе прохождения практики изучена организационная структура предприятия, определены основные функции структурных подразделений предприятия.
Основные показатели социально-экономического развития ОАО «БелАЗ» свидетельствуют об устойчивом и стабильном развития предприятия. Белорусский автозавод наращивает объемы производства и реализации продукции, экспортные поставки за пределы республики.
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров; наблюдательный совет; исполнительные органы (дирекция и генеральный директор).
ОАО «БелАЗ» не имеет задолженности по платежам в бюджет, своевременно рассчитывается с персоналам, с поставщиками сырья и комплектующих. Помимо наращивания валовых показателей экономические процессы, протекающие на ОАО «БелАЗ», характеризуются улучшением качественных показателей развития предприятия – ростом показателей использования основных фондов – фондоотдачи и фондоемкости, ростом показателя энергосбережения, улучшением эффективности использования оборотных средств – оборачиваемости оборотных средств. Показатель рентабельности реализованной продукции находится на уровне выше установленного задания Министерства промышленности Республики Беларусь.
Стоимость основных средств ОАО «БЕЛАЗ» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 282234 тыс. р. или на 38,8%, рост произошел по всем видам основных средств организации. Наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают машины и оборудование (так в 2016 году – 53,62%, в 2015 году – 59,0%) и здания (так в 2016 году – 32,01%, в 2015 году – 28,43%), на третьем месте сооружения (так в 2016 году – 8,59%, в 2015 году – 6,18%).
На протяжении анализируемого периода сумма оборотных активов имела тенденцию к росту, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом сумма оборотных средств увеличилась на 696927 тыс. р. или на 150,7%. Увеличение суммы оборотных средств произошло за счет роста суммы запасов на 253256 тыс. р. или на 118,6%, за счет роста суммы краткосрочной дебиторской задолженности на 435097 тыс. р. или на 181,9%, также за счет роста суммы по налогам – на 11640 тыс. р. или в 25,7 раз, и расходов будущих периодов на 655 тыс. р. или на 48,3%. Снижение произошло только по денежных средств на 3820 тыс. р. или на 49,4%.
1 Бариленко, В.И. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ В.И. Бариленко. – Москва: Омега–Л, 2009. – 414 с.
2 Витун, С.Е. Финансы Предприятий / С.Е. Витун. – Мн.: ГрГУ им. Янки Купалы, 2010. – 306 с.
3 Гришин, В. В. Структура управления предприятием: влияние внешних факторов / В.В. Гришин // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 10. – С. 67-78.
4 Дорофеев, В.Д. Антикризисное управление: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев и др. – Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления. – 2006. – 209 с.
5 Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Еромолович. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 228 с.
6 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
7 Официальная статистика Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/.
8 Плещенко, В. И. Диверсификация продуктового портфеля промышленного предприятия: сопутствующие издержки и риски / В.И. Плещенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 87-92.
9 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – Минск: ИНФРА-М, 2015. – 378 с.
10 Сенько, А. Н. Методологические проблемы формирования стратегии развития предприятия в рыночной среде / А. Н. Сенько // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 13. – С. 39-45.
11 Соломатина, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов / А.Н. Соломатина. – СПб.: Питер, 2009. – 378 с.
12 Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное по-собие / В.И. Стражев. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 144 с.
13 Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Высш. шк., 2011. – 383 с.