Введение
Производственная практика является важным этапом получения прочных знаний, качественных умений и устойчивых навыков по своей специальности, этапом подготовки высококвалифицированных специалистов.
Задачей производственной (организационно-экономической) практики является приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также привитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.
Актуальность практики заключается в непосредственном знакомстве с деятельностью организации, приобретением практических навыков по специальности.
Целью практики является закрепление и расширение полученных знаний, приобретение необходимых практических и организаторских навыков в процессе самостоятельной работы.
Практика проходилась на ООО «Астра ТМ».
В начале практики было проведено ознакомление с внутренним распорядком на предприятии, внутренней структурой предприятия, штатным расписанием. Проведен подробный инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на рабочем месте.
Объектом прохождения практики является ООО «Астра ТМ».
Общество с ограниченной ответственностью "Астра ТМ", создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными актами законодательства Республики Беларусь в результате преобразования Частного производственного дочернего унитарного предприятия "Астра ТМ", зарегистрированного решением Брестского областного исполнительного комитета 19 ноября 2007 года в ЕГР за номером 290483949.
Предметом исследования является логистическая деятельность ООО «Астра ТМ».
Задачами практики являются:
- изучение общей характеристики ООО «Астра ТМ»;
- анализ финансово–экономической деятельности ООО «Астра ТМ»
- изучение процесса управления логистикой на ООО «Астра ТМ»;
- изучение логистической деятельности ООО «Астра ТМ»;
- выполнение индивидуального задания.
1 Общая характеристика ООО «Астра ТМ»
Общество с ограниченной ответственностью "Астра ТМ", создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными актами законодательства Республики Беларусь в результате преобразования Частного производственного дочернего унитарного предприятия "Астра ТМ", зарегистрированного решением Брестского областного исполнительного комитета 19 ноября 2007 года в ЕГР за номером 290483949. Свидетельство о государственной регистрации представлено в приложении А.
Торговое частное унитарное предприятие "Астратранс", зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета № 2022 от 30 сентября 2004 года в ЕГР за № 190212807, юридический адрес: 220000, Беларусь, Минск, ул. Кижеватова, 60/3. Собственником имущества является Сей Полина Александровна.
Полное наименование Общества:
на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Астра ТМ";
на белорусском языке: Таварыства з абмежаванай адказнасцю "Астра ТМ";
Сокращенное наименование Общества:
на русском языке: ООО «Астра ТМ»;
на белорусском языке: ТАА "Астра ТМ".
Место нахождения Общества: 225710, Республика Беларусь, Брестская область, город Пинск, улица Интернациональная, 53, помещение 14.
ООО «Астра ТМ» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, может от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Основной целью деятельности ООО «Астра ТМ» является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников посредством осуществления хозяйственной деятельности.
Предметом деятельности ООО «Астра ТМ» является реализация принадлежащих ему гражданских прав, направленная на достижение цели деятельности Общества при соблюдении обязанностей, возлагаемых на ООО «Астра ТМ» действующим законодательством Республики Беларусь и уставом.
2 Анализ финансово–экономической деятельности ООО «Астра ТМ»
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.
Финансово-экономическое состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.
Главными задачами анализа финансово-экономического состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:
1) идентификации финансово-экономического положения;
2) изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;
3) основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;
4) внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Для оценки кадрового потенциала ООО «Астра ТМ» на основании аналитических данных учета предприятия составим аналитическую таблицу 2.1, в которой проанализируем динамику трудового потенциала предприятия за 2014-2016 гг.
3 Управление логистикой на ООО «Астра ТМ»
Логистическая деятельность в ООО «Астра ТМ» связана с обеспечением успешной деятельности организации по закупке материальных ресурсов (МР), а также с повышением прибыльности и конкурентоспособности организации. С этой целью в организации существует отдел снабжения и закупок.
Данный отдел является самостоятельным структурным подразделением ООО «Астра ТМ», обеспечивающим контроль за прохождением материалов на всех стадиях их движения от закупки до момента списания на изготовленную продукцию. Отдел подчиняется директору.
В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством и нормативными актами РБ, уставом ООО «Астра ТМ», организует свою работу в соответствии со стандартами управления, приказами директора.
Отдел выполняет свои функции в тесном контакте с другими подразделениями организации. Подразделение имеет статус управления, является структурной единицей ООО «Астра ТМ», функционально и линейно подчиняется начальнику отдела. Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности директором ООО «Астра ТМ».
Важнейшими задачами отдела являются:
оптимизация оборотных средств,
стратегическое и оперативное планирование поставок МР,
закупка и оперативность завоза материальных ресурсов на предприятии,
прогнозирование, планирование и нормирование МР в производствах и др.
Структуру и штаты отдела утверждает директор ООО «Астра ТМ». Должностной и квалифицированный состав отдела определяется структурой, характером и спецификой выполняемых работ.
Основными функциями отдела являются:
. Управление закупками.
. 1 Определение потребности в материальных ресурсах.
. 2 Расчет потребности в материальных ресурсах.
. 3 Закупки сырья, материалов, комплектующих изделий.
Порядок взаимодействия отдела с другими производствами и подразделениями ООО «Астра ТМ» приведен в таблице 3.1
4 Логистическая деятельность ООО «Астра ТМ»
Логистическая деятельность организации складывается с основных функциональных направлений: закупка (закупочная логистика), производство (производственная логистика), логистика запасов, информационная логистика, финансовая логистики и сервис.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению материальными потоками в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения материальных ресурсов и др.
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
Процесс закупки:
1) Возникновение потребности (вывод из строя, аварии, пополнение нормальных запасов и др.)
2) Составление заявки
3) Согласование с начальником отдела закупок
4) Передача специалистам, отвечающим за закупки
5) Отправление запроса потенциальным поставщикам
6) Получение счет-фактуры от поставщика или коммерческого предложения
7) Выбор наиболее выгодного предложения
8) Составление конкурентного листа
9) Подача на рассмотрение бюджетной комиссии
10) Заключение договора поставки согласно оговоренным условиям
11) Поставка товара
12) Уведомление о ТМЦ службе заказчика.
Производственная логистика – это обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
5 Индивидуальное задание (Логистические затраты в цепи поставок)
Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.
Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.
Рекомендации по контролю над логистическими затратами:
1. Усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения.
2. Данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному.
3. Эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе.
4. Эффективный контроль над затратами требует, чтобы деятельность предприятия оценивалась в целом. Для экономической оценки бизнеса предприятия в целом нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики.
Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного отдельного предприятия. Контроль над логистическими затратами требует выявления всех затрат и ясности механизма их образования.
Методы анализа логистических затрат:
стратегический анализ логистических затрат — это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;
стоимостный анализ — нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;
функционально-стоимостный анализ — это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.
6 Выводы и рекомендации по результатам анализа
ООО «Астра ТМ» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, может от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием. Основной целью деятельности ООО «Астра ТМ» является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников посредством осуществления хозяйственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Астра ТМ", создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными актами законодательства Республики Беларусь в результате преобразования Частного производственного дочернего унитарного предприятия "Астра ТМ", зарегистрированного решением Брестского областного исполнительного комитета 19 ноября 2007 года в ЕГР за номером 290483949.
Прибыль от реализации, прибыль от текущей деятельности и чистая прибыль имели тенденцию на протяжении изучаемого периода времени к сокращению.
Выручка от реализации продукции, работ и услуг ООО «Астра ТМ» в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 1 тыс. руб., или на 0,3 %, и составила 310 тыс руб., а в 2016 году объем от реализации продукции сократился на 35,3 % – до 200 тыс руб. за год.
Логистическая деятельность в ООО «Астра ТМ» связана с обеспечением успешной деятельности организации по закупке материальных ресурсов (МР), а также с повышением прибыльности и конкурентоспособности организации. С этой целью в организации существует отдел снабжения и закупок.
В организации существует отдел сбыта. Основными функциональными направлениями деятельности отдела сбыта являются:
- коммерческая деятельность по реализации готовой продукции;
- обеспечения качества обслуживания клиентов;
- подготовка информации;
- организационная поддержка и учет результатов сбытовой деятельности.
В организации нет отдела логистики и логистические функции распределяются между другими отделами. Основные логистические функции выполняет отдел закупок и снабжения, отдел сбыта. Отдельные логистические функции могут быть возложены на отдельных специалистов организации.
1. Аникин, Б.А. Логистика: учебное пособие / Б.А. Аникин, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2015. – 406 с.
2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
3. Гончар, Л. А. Логистический поток как объект управления / Л. А. Гончар // Днепропетровский университет экономики и права [Электронный ресурс]. – Днепропетровск, 2016. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/23_SND_2008/ Economics/26388.doc.htm.
4. Горемыкин, В.А. Планирование сбытовой политики фирмы / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. – М. : Инфра-М, 2016. – 203 с.
5. Горчелс, Л. Управление каналами дистрибуции / Л. Горчелс, Э. Мариен, Ч. Уэст. – М. : ИД Гребенникова, 2013. – 208 с.
6. Гранкина, Н. Стратегия выбора партнеров по каналу сбыта / Н. Гранкина // Управление компанией. – 2012. – №2. – С. 14–16.
7. Гусев, Е.Э. Учет сбытовой деятельности и принятие управленческих решений / Е.Э. Гусев // Бухгалтерский вестник, 2014. – № 2 (116). – С. 65 – 69.
8. Дейан, А. Стимулирование сбыта: учебное пособие / А. Дейан, А. Троадек - СПб. : Изд-во «Нева», 2016. – 128 с.
9. Диксон,П.Р. Управление сбытом / П.Р. Диксон. – М. : Академия, 2014. – 235 с.
10. Железнякова, Е.А. Аналитические процедуры при оценке эффективности продаж организаций оптовой торговли /Е.А. Железнякова // Управление сбытом: теория и практика. - 2013. - №7. - С. 28 - 35.
11. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
12. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
13. Миротина Л.Б., Сергеева В.И., «Основы логистики»: учебное пособие / Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. - ИНФРА, М., 2000 г., 215 с.
14. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
15. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
16. Управление запасами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru/students/logistics/Logistics03.doc.
17. Управление сбытом [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа : http://upravleniesbitom.ru/.
18. Хомякова, Е.Е. Исследование факторов эффективности сбытовой деятельности предприятия / Е.Е. Хомякова // Белгородский экономический вестник. – 2016.—№ 5. – С.51–55.
19. Хомякова, Е.Е. Исследование факторов эффективности сбытовой деятельности предприятия / Е.Е. Хомякова // Белгородский экономический вестник. – 2016.—№ 3. – С.45–51.
20. Шальнова, О.А. Стимулирование продаж: принципы, методы, оценка: учебное пособие / О.А. Шальнова. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 107 с.