ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость, отечественный и зарубежный опыт организации стратегического планирования
1.2 Содержание, этапы разработки и место финансовой стратегии организации в стратегическом плане ее развития
1.3 Сущность, классификация и процесс разработки конкурентной стратегии предприятия, как ключевой стратегии
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней среды предприятия
2.4 Анализ использования ресурсов на предприятии
2.5 Стратегический анализ положения предприятия на рынке и стратегическое планирование развития предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рынку, конкуренция между предприятиями являются мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями.
Успех фирмы на конкурентном рынке во многом зависит от того, удалось ли разгадать маркетинговую политику конкурента, предвидеть его действия на рынке. Маркетинговая деятельность немыслима без оценки конкурирующих предприятий, формы и интенсивности конкуренции. В комплексе контролируемых сил и факторов микросреды маркетинга конкуренты занимают особое место, так как контроль проявляется в форме конкурентной борьбы. Поэтому удачная разработка конкурентной стратегии предприятия очень важна для наиболее эффективной деятельности предприятия в условиях рынка.
Быстрое нарастание интереса к стратегическим аспектам управления является сегодня одной из новых и наиболее знаменательных особенностей российского бизнеса. Если в 1990-е годы для него в целом были характерны стратегии выживания и адаптации, то в последние несколько лет резко возросло значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. На фоне роста конкуренции на внутреннем рынке и интеграции страны в мировое хозяйство эта тенденция, очевидно, будет только усиливаться.
Актуальность изучения проблем стратегического планирования состоит в нестабильности условий работы предприятий. Неподготовленность руководителей к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к разрыву хозяйственных связей, невыполнению договорных обязательств, взаимным неплатежам, снижению инвестиционной активности и т. д.
В целом, все проблемы постановки и решения задач стратегического планирования деятельности компаний могут быть разбиты на три группы: концептуальные, системные и маркетинговые. Концептуальные проблемы связаны с выбором основной методологической базы, на которой будет строиться вся концепция стратегического планирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость, отечественный и зарубежный опыт организации стратегического планирования
Экономическое развитие субъекта хозяйствования на современном этапе развития экономических отношений невозможно без реализации процесса стратегического планирования, что объективно обуславливается опытом развитых стран-лидеров и крупных компаний.
Понимание этого процесса требует изучения понятия стратегии, планирования и, соответственно, процесса стратегического планирования.
Изначально термин «стратегия» употреблялся военными Древней Греции и означал «искусство генерала», «план победы над врагом», «искусство военного управления».
В научной литературе термин «стратегия» был впервые использован в отношении производственного процесса Альфредом Чандлером в его работе «Стратегия и структура». А. Чандлер определил стратегию, как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
В современной литературе по управлению, менеджменту и другим дисциплинам можно выделить множество определений стратегии, основные из которых приведены в приложении А. Обобщая данные формулировки можно отметить, что взгляды различных авторов на понимание стратегии сводятся к двум ключевым и делающим акцент на различных аспектах формулировкам:
- в первом случае под стратегией понимается как правило конкретизированный долгосрочный план достижения четко сформулированной долгосрочной (стратегической) цели, а процесс выработки стратегии рассматривается, как процесс нахождения и формулировки этой самой цели и составления на основе сформулированной цели плана долгосрочного развития;
- во втором случае, для которого характерно более широкое распространение в области стратегического управления и планирования, под стратегией понимается некая программа, позволяющая раскрыть ответы на вопросы о том, каким способом и посредством каких действий организация может достигнуть поставленных целей долгосрочного развития в сложившихся условиях изменяющейся внешней и внутренней среды организации и ее конкурентного окружения [42, c. 157].
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Кинг Стайл» зарегистрировано Минским горисполкомом 04 ноября 2011 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационным номером 191690387.
Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Кинг Стайл».
Месторасположение: г. Минск, ул. Тимирязева, 67, комн. 22.
Форма собственности: частная.
Сфера деятельности: оптовая и розничная торговля.
ООО «Кинг Стайл» получала грамоты, дипломы и благодарности государственного образца множество раз (Будпрагрэс, Стройэкспо, Ваш Дом, Минскэкспо, Брест. Содружество, Косвик, Мебель, Мебельный форум).
По настоящее время компания «Кингстайл» является одним из ведущих поставщиков качественной офисной мебели и сопутствующих товаров российских и европейских производителей.
Основной целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических интересов Участников Общества. Общество самостоятельно определяет конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка.
Организационная структура ООО «Кинг Стайл» отвечает линейно-функциональному построению (рисунок 2.1).
Несмотря на наличие непосредственных признаков линейно-функциональной структуры управления (линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами), сложившаяся структура управления ООО «Кинг Стайл» в большей степени тяготеет к линейному типу, что влечет за собой ряд недостатков.
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель –директор.
Функциональные подразделения по структуре управления находятся в подчинении главного линейного руководителя. Так как здесь доминирует вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения, директор ООО «Кинг Стайл» обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
1. Стратегическое планирование на предприятии является одной из ключевых составляющих управленческого процесса. Стратегический план организации включает в себя характеристику и планы всех аспектов развития организации, в том числе – финансовый план, являющийся одной из важнейших составляющих.
2. Современный подход к управлению организацией требует для ее руководства четкого видения перспектив ее развития и, одновременно, досконального понимания стратегического положения организации на рынке и тех факторов, которые воздействуют со стороны внешней рыночной среды на работу организации. Речь идет о том, что современная организация не способна обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке без понимания своих конкурентных позиций и выработки конкурентной стратегии.
3. Применение стратегического планирования обеспечивает для предприятия возможность полноценного и эффективного использования его ресурсного потенциала с учетом сложившейся внешней среды, а рациональная реализация процесса и эффективно разработанный стратегический план способны привести предприятие к устойчивому и планомерному развитию и улучшению ее конкурентных позиций.
4. Экономическое развитие ООО «Кинг Стайл» за 2015-2017 гг. показывает рост продаж и прибыли в денежном выражении, а также повышение уровня ликвидности, платежеспособности и оборачиваемости активов предприятия. В то же время необходимо отметить, что рентабельность продаж на предприятии за три года снизилась, что было следствием замедления роста прибыли предприятия в 2017 году. По данным за 2017 год наблюдалось резкое увеличение покупной стоимости товаров, что обусловило для ООО «Кинг Стайл» снижение уровня валового дохода, рост расходов и, в конечном итоге, снижение рентабельности продаж.
5. Во взаимодействии с внешней средой ООО «Кинг Стайл» реализует умеренно-активную, ориентированную на конкурентов, ценовую политику. При этом распределение продукции производится как по оптовому каналу, так и путем розничной продажи. Основной покупательский сегмент предприятия – сектор b2b, однако предприятие активно работает и с сектором физических лиц.
1. Адаменкова, С.И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб.- метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2013. – 352 с.
2. Аминова, З. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости / З. Аминова – М.: Компания Спутник +, 2016. – 536 c.
3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф.– СПб.: Питер, 2012. – 120 с.
4. Арай, Ю. Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 4. – C. 55-78.
5. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. – 2012. – № 2. – С. 23-27.
6. Барсегян, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций. Часть II. / Л.М. Баргесян, В.И. Герасимова, Т.Г. Струк, Н.В. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 380 с.
7. Бланк, И. А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.
8. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2004. – 527 с.
9. Богдановская, Л. А. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. А. Богдановская, Г. Г. Виногоров, О.Ф. Мигун. – Минск: Выш. шк., 2011. – 363 с.
10. Бонцевич, Н. В. Классические методы стратегического планирования предприятий: учебное пособие для вузов / Н. В. Бонцевич. – Минск: Высшая школа, 2009. – 165 с.
11. Великая, Е. Г. Стратегический потенциал и рентабельность организации / Е. Г. Великая // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2014. – № 2(17). – С. 7–9.
12. Вемилов, А. Д. Виды финансовых планов и их характеристика / А.Д. Вемило// Финансовый менеджмент. – 2012. – № 4. – С. 34–38.
13. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2011 – 512 с.
14. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1. – С. 88-94.
15. Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. 2-е изд., перераб. – Минск: Выш. шк., 2013. – 463 с.
16. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
17. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
18. Загорский, А. Н. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп / А. Н. Загорский. – СПб.: Питер, 2014. – 317 с.
19. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
20. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
21. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
22. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – СПб.: Изд-во Питер, 2011. – 464 с.
23. Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией учебник для вузов / М.И. Круглов. – М.: Русская деловая литература, 2013. – 263с.
24. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг / Ж. Ламбен. 3-е изд. – СПб.: Наука, 2013. – 589 с.
25. Леонов, Ю.Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа: Экономика. – 2012. – № 2. – С. 289-293.
26. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224 с.
27. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
28. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
29. О разработке национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2020 г.: утв. постановлением Совета Министров республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 863 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
30. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158; в ред. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № 40 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005 г. – № 158.
31. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер – М: Альпина Паблишер, 2012. – 208 с.
32. Портер, М.Ю. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 454 с.
33. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2013. – 425 с.
34. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 13-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2013. – 679 с.
35. Севастьянов, А. Разработка гибких стратегий как основной аспект конкурентоспособности промышленных корпораций / А. Севастьянов // Предпринимательство. – 2012. – № 7. – С. 122-126.
36. Соколовская, Е.А. Разработка финансово-экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта / Е. А. Соколовская // Бизнес-планирование (приложение к ПЭО). – 2015. – №2. – С. 194-252.
37. Сосенко, Л. С. Системный подход к экономическому потенциалу / Вопросы экономики // Л. С. Сосенко. – 2012. – № 21. – С. 47-52.
38. Стратегии, которые работают: Подход BCG: сб. ст.: пер. с англ./ Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.. – 6-е изд. – М.: Манн и Фербер, 2012. – 496 с.
39. Стратегический анализ: учеб. пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с.
40. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия / Е. Сысоева // Предпринимательство. – 2011. – № 2. – С. 85-91.
41. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. – 2010. – № 3. – С. 62-67.
42. Шихабахов, Т. А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия / Т. А. Шихабахов [и др.] // Экон. науки. – 2012. – № 1. – С. 157-161.