ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
1.1. Деятельность органов опеки и попечительства, учреждений образования и иных ведомств о дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семь
1.2. Выявление раннего семейного неблагополучия
1.3. Алгоритм межведомственного взаимодействия органов и организаций ДУО «Ясли – сад № 105 г.Гродно» по профилактике семейного неблагополучия
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Психологическое обследование несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
2.2. Отчет о проведенном тренинге по повышению родительской эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика – это одна из главных составляющих учебного процесса. Данный вид работы своей целью ставит, как закрепление и обобщение имеющихся академических знаний, так и приобретение практических. Преддипломная практика считается ключевым моментов в формировании высококвалифицированного и конкурентноспособного специалиста, что приобретает большую значимость в современных условиях массового получения высшего образования.
Цель преддипломной практики – овладение студентами практическими навыками и умениями в сфере развития и совершенствования профессиональных умений студента, которые обеспечивают реализацию основных функций психолога, их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи преддипломной практики:
- овладение студентами-практикантами целостного комплекса профессионально необходимых умений от выстраивания профессионально адекватных отношений с людьми до осуществления самых сложных видов диагностики;
- планирования коррекционно-развивающей и консультативной работы;
- организация, анализ и подведение итогов своей работы;
- формирование у будущих психологов профессиональной зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и психологической культуры, профессиональной этики;
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
1.1. Деятельность органов опеки и попечительства, учреждений образования и иных ведомств о дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях
Первостепенной для Республики Беларусь является проблема охраны детства. Государственная социальная политика страны направлена на недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, патриотическому, духовному, психическому и нравственному развитию детей. Особое внимание государственным гарантиям в защите прав ребенка уделено в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, принятом в 1999 году. Этим правовым актом определена государственная политика в интересах детей как деятельность органов государственной власти, учреждений и организаций по обеспечению экономических, психолого-педагогических и организационных гарантий прав ребенка.
Государственная социальная политика по защите прав детей базируется и реализовывается на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи, родителей в воспитании и защите их прав в подготовке ребенка к самостоятельной реализации и защите своих прав;
- обеспечение минимальных государственных стандартов по основным показателям качества жизни и благополучия ребенка;
- ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка;
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, органов местного самоуправления по гарантированному обеспечению прав и законных интересов ребенка.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Психологическое обследование несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
За период прохождения практики мною был проведен ряд психологических методик, направленных на изучения эмоционального состояния и уровня развития речи, несовершеннолетних старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Используемые методы и методики:
- методика «Лесенка» с целью диагностики самооценки;
- методика «Несуществующее животное» с целью изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме;
- тест тревожности;
- проективная методика «Кинетический рисунок семьи» с целью выявления отношения ребенка к членам семьи и семейных отношений.
В исследовании принимали участие 6 несовершеннолетних из 4 семей, признаны находящимися в социально опасном положении.
Для определения самооценки несовершеннолетним было предложено рассмотреть рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Каждая лесенка отражает полярные качества, расположенные на концах лесенки: «хороший - плохой», «добрый - злой» (нравственные качества), «красивый - некрасивый» (внешность), «умный - глупый» (интеллект), «много умеет - ничего не умеет» (успешность в деятельности). Несовершеннолетние по очереди предъявляются лесенки с разными качествами. Например, при показе первой лесенки я говорила: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе практики были изучены все поставленные задач.
В целом, преддипломная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное – почерпнула знания о применении белорусского законодательства на практике по выявлению и профилактике в сфере семейного неблагополучия и защите законных интересов несовершеннолетних.
Считаю, что условия, созданные мне руководством ГУО «Ясли – сад № 105 г.Гродно», полностью соответствуют требованиям программы по прохождению преддипломной практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи деятельности данного учреждения, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в данном отчете.