ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 МАРТА»
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 МАРТА»
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
ГЛАВА 5 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА» В УСЛОВИЯХ РИСКА
ГЛАВА 6 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА», ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГЛАВА 7 СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
ГЛАВА 8 КОНТРОЛЬ ЗА СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
ГЛАВА 9 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА» В УСЛОВИЯХ РИСКА
ГЛАВА 10 РАЗДЕЛ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ГЛАВА 11 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ТЕМУ «ОЦЕНКА РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 МАРТА»
Открытое акционерное общество «8 Марта» – одно из крупнейших организаций легкой промышленности в Республике Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий.
ОАО «8 Марта» было создано в 1926 году как ремесленническая мастерская. После реконструкции в 1930 году оно существовало уже как чулочно-трикотажная фабрика «8 Марта». С 1 января 1997 года государственная организация Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» была преобразована в открытое акционерное общество «8 Марта» на основании приказа Министра по Управлению государственным имуществом и приватизацией Республики Беларусь от 31 декабря 1996 года № 344, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Учредителем общества от имени государства является Министерство Экономики Республики Беларусь.
Акционерами общества являются следующие юридические лица:
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;
- ООО «Инвестпромсервис»;
- ООО «Инвестиционная компания «Реестр»;
- ИЧУП «Миквант».
В соответствии с Уставом, общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 МАРТА»
Основными конкурентами ОАО «8 Марта» на внутреннем рынке являются:
1. по чулочно–носочным изделиям – ОАО «Брестский чулочный комбинат», витебское ОАО «КИМ»;
2. по трикотажным изделиям — ОАО «Свiтанак» (г. Жодино), ОАО »Купалинка» (г. Солигорск).
Более наглядно цифры относительно объемов продукции именно в области трикотажной продукции представлены в таблице 2.1.
Таким образом, во всей отрасли наблюдается динамика снижения выпуска трикотажных изделий. Основной причиной снижения выпуска является наличие высокой степени конкуренции, а также развитие гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров, в наличии которых — продукция со стороны стран Средней Азии не высокого качества, по низким ценам. ОАО «Свiтанак» продолжает занимать лидирующее положение по объемам выпуска трикотажных изделий: удельный вес предприятия в общем объеме отрасли за 9 месяцев 2017 года составил 53%. Доля присутствия ОАО «8 Марта» за 9 месяцев 2017 года выросла на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 24,4%.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Чтобы оценить финансовое состояние предприятия, проведем анализ финансовых показателей его деятельности за период 2016-2017 гг. на основании данных, представленных в приложениях.
Основная оценка деятельности ОАО «8 Марта» произведена в главе 1. Поэтому в данной главе рассчитаем коэффициенты эффективности, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность.
Так, коэффициент текущей ликвидности К1 показывает, насколько компания обеспечена собственными оборотными средствами, чтобы вести свою деятельность и своевременно погашать свои срочные обязательства. Что касается ОАО «8 Марта», то значение К1 в исследуемом периоде выше установленной нормы. Так, К1 в 2016 г. был равен 1,73, а в 2017 г. стал немного ниже показателя 2016 г. и составил 1,33. Это говорит о том, что компания в состоянии обеспечить свою деятельность. Иными словами можно сказать, что фактическая стоимость находящихся в наличии у ОАО «8 Марта» оборотных больше, чем стоимость краткосрочных обязательств, за исключением резервов предстоящих расходов.
Директор организует работу и несет ответственность за деятельность организации. Он представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами организации, заключает договоры, открывает в банках расчетные и другие счета. В пределах своей компетенции директор издает приказы по организации, имеющие юридическую силу для его работников. В соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, поощряет и налагает на них взыскания. Директору непосредственно подчиняются главный инженер, главный технолог, начальник производства, главный бухгалтер. У директора имеются заместители: по экономике и идеологии, по коммерческим вопросам, по кадрам и быту.
ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
Организационная структура ОАО «8 Марта» – это совокупность отделов и служб, которые строят и координируют систему менеджмента, разрабатывают и реализуют управленческие решения по выполнению бизнес-плана. Организационную структуру организации в совокупности с его производственной структурой формирует общая структура организации.
Организационная структура ОАО «8 Марта» имеет линейно-функциональную структуру. Соответствующие специалисты выполняют отдельные функции управления, а линейный руководитель координирует их деятельность (рисунок 4.1).
ГЛАВА 5 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА» В УСЛОВИЯХ РИСКА
Структура трудовых ресурсов, характеризующая соотношение различных категорий работников ОАО «8 Марта» в 2016-2017 гг. приведена в таблице 5.1.
Данные таблицы 5.1 свидетельствуют о том, что произошли изменения по составу и численности работников ОАО «8 Марта». В 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается снижение числа работников на 110 чел.
Наглядно структура трудовых ресурсов, характеризующая соотношение различных категорий работников ОАО «8 Марта» в 2017 и 2016 гг., приведена на рисунках 5.1 и 5.2.
ГЛАВА 6 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА», ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Основным локальным нормативным актом, регулирующим организацию труда и его оплату является Коллективный договор ОАО «8 Марта», а также законодательные акты.
Оплата труда работников, дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы осуществляется на основании Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.12.2009 №162.
Тарифные ставки и должностные оклады работников устанавливаются исходя из тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, и соответствующего тарифного коэффициента (кратного размера тарифной ставки первого разряда) Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Тарифная ставка первого разряда устанавливается генеральным директором. Повышение тарифной ставки первого разряда производится с учетом финансового и экономического состояния организации.
Тарифные ставки работников определяются в соответствии с пунктом 9 Инструкции, изложенной в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты РБ № 41 от 28.02.2012 г. Тарифные коэффициенты руководителей, специалистов и служащих устанавливаются на основе приложения 1 Инструкции.
ГЛАВА 7 СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
ОАО «8 Марта» использует контрактную форму, поэтому между нанимателем и работником заключается контракт, где оговариваются права, обязанности сторон, условия оплаты труда и т.д. Контракт заключается на год в двух экземплярах, один из которых выдается на руки работнику.
При привлечении для выполнения строительно–монтажных, погрузочно–разгрузочных работ и других работ лиц по договорам гражданско–правового характера, заключается договор подряда.
Прием новых работников на работу обязательно включает стажировку на рабочем месте, присвоение соответствующего разряда, при его повышении, выполнение пробной работы.
В ОАО «8 Марта» создана система непрерывного развития персонала, т.e. созданы условия для полного раскрытия личного потенциала работников, иx способности вносить ощутимый вклад в деятельность организации.
Руководство ОАО «8 Марта» придерживается строгих правил введения новичков в должность для обеспечения нормальной адаптации новых работников в коллективе. В течение первой недели руководитель ежедневно встречается с работником, узнает об его успехах и помогает устранить проблемы.
Также организуются курсы целевого назначения для обучения вновь принятых в организацию рабочих (служащих) для изучения ими особенностей технологических и производственных процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации оплаты труда, трудового законодательства, знакомства с требованиями, предъявляемыми к качеству выполняемых работ.
ГЛАВА 8 КОНТРОЛЬ ЗА СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА»
Прием и увольнение работников осуществляется директором и отделом кадров в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Основными задачами отдела кадров являются:
- участие и разработке и реализации стратегии управления персоналом;
- обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов и рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;
- участие в формировании и развитии стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально-психологического климата;
- постоянное совершенствование управления кадрами на основе реализации целевых программ, современных персонал-технологий и оказании систематической методической помощи руководителям подразделении но проблемам управления персоналом и др.
Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией.
В связи с техническим перевооружением производства, внедрением новых технологий, внедрением систем менеджмента качества руководством предприятия уделяется должное внимание вопросам повышения квалификации рабочего персонала, руководящих работников и специалистов.
ГЛАВА 9 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «8 МАРТА» В УСЛОВИЯХ РИСКА
В рыночной экономике главным фактором стабильного развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда.
Анализируя эффективность мотивации труда работников ОАО «8 Марта», можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом мотивации является материальное стимулирование. Именно возможность получения дополнительного дохода побуждает людей использовать максимум своих усилий на благо организации.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения, разработанные с учетом конкретных условий работы организации, особенностей коллектива и специфики выполняемых работ.
Следующими немаловажными факторами, влияющими на персонал организации, являются социально-психологический фактор и возможность самореализации в труде. Известно, что от психологического климата в трудовом коллективе зависит как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. А непосредственно от работоспособности коллектива зависит судьба самой организации. Именно поэтому руководству ОАО «8 Марта» следует уделять внимание развитию условий роста персонала, возможности для самореализации работников.
ГЛАВА 10 РАЗДЕЛ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Центральным звеном системы управления персоналом и процессом мотивации работников организации является служба управления персоналом – подразделение организации, специализирующееся на реализации функций по управлению персоналом в организации. Современные службы управления персоналом должны существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т. д.
В настоящее время в ОАО «8 Марта» кадровыми вопросами, а также социально-культурными и бытовыми вопросами занимается отдел кадров, подчиняющийся заместителю директора по кадрам и быту. Отдел кадров осуществляет, в основном, деятельность по учету, подбору, обучению кадров, а также другой кадровой работой, в то время, как, в современных службах управления персоналом над учетными должны доминировать преимущественно управленческие виды деятельности: управление мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием работников, нововведениями и пр. Для настоящего этапа развития экономики страны в крупных организациях актуально включение управления сотрудниками в общую стратегию организации.
ГЛАВА 11 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ТЕМУ «ОЦЕНКА РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»
Общеизвестный факт, что в любой организации текучесть кадров – крайне негативное явление. Соответственно, риски, связанные с внезапным уходом (даже временным по болезни) возрастают в разы. Также стоит отметить, что новый сотрудник на этой должности будет не в силах сразу эффективно выполнять столько работ, что повлечет низкую эффективность и застой создаст сбои в работе всего предприятия.
Неадекватная постановка задач и определение времени их выполнения – одна из самых существенных угроз в ОАО «8 Марта». Руководитель, определяя временные рамки тех или иных проектов, абсолютно не представляет, сколько времени должно реально уходить на выполнение этих работ. А тем более с учетом всех дополнительных обязанностей. Система планирования отсутствует как таковая, хотя сама структура менеджмента начинается именно со стадии постановки задачи и планирования. Чем выше должность сотрудника – тем более значимыми для фирмы являются его управленческие решения. Соответственно, если эти решения не будут соответствовать реальной действительности, тем больший вред они нанесут устойчивости и экономическому развитию фирмы
Значимой составляющей кадровой политики является внутрикорпоративная культура: поведение сотрудников на предприятии, их адекватность, этика делового общения и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы на основании пройденной практики на ОАО «8 Марта» можно сделать определенные выводы относительно деятельности предприятия, ассортимента продукции, той политик, которой придерживается общество, а также предложить возможные варианты продвижения продукции на рынке трикотажа и повышение уровня популярности, чтобы простимулировать спрос именно на отечественного производителя.
Объем производства продукции в отпускных ценах в 2017 году по сравнению с 2016 увеличился на 4501 тыс. руб., темп роста 116,0 %, в сопоставимых ценах объем производства продукции (индекс цен 1,103) вырос на 1307 тыс. руб.
Вслед за увеличением объема производства затраты на производство продукции в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 3822 тыс. руб.
Соответственно выручка от реализации данной продукции в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 6131 тыс. руб., или 24,0 %.
В результате роста себестоимости, управленческих расходов и расходов на реализацию прибыль от реализации в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 335 тыс. руб.
Прибыль до налогообложения в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 265 тыс. руб. за счет роста прибыли от текущей деятельности.
1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М, «Финансы и статистика. 2012. - 416с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. для вузов / В.И. Стражев [и др.]; под ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 527 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Современная школа, 2006. – 736 с.
4. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2012. - 322с.
5. Бабосов, Е. М. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
6. Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М. : Магистр, 2014. – 576 с.
7. Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент : учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
8. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М.: КНОРУС, 2016.— 298 с.
9. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Эксмо, 2014. – 432 с.
10. Орешенков, А.А. Маркетинговое управление предприятием / А.А. Орешенков. – Витебск: ВГТУ, 2005. – 100 с.
11. Смольский, А. П. Практический менеджмент: инструменты, стратегия и тактика управления : учеб. пособие для вузов / А.П. Смольский. – Минск : Амалфея, 2016. – 444 с.
12. Хотинская, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): учеб. пособие для вузов / Г.И.Хотинская, Т.В. Харитонова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 240 с
13. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. — М.: Дело, 2007. — 376 с.