ВВЕДЕНИЕ
1 Производственно-экономическая характеристика организации
2 Организация первичного и сводного учета в растениеводстве
3 Организация первичного и сводного учета на молочно-товарной ферме
4 Организация первичного и сводного учета движения животных на выращивании и откорме
5 Организация первичного и сводного учета работы вспомогательных производств
6 Организация первичного и сводного учета в промышленных и обслуживающих производствах и хозяйствах
7 Организация учета на складе
8 Организация первичного и сводного учета денежных средств и расчетных операций
9 Организация первичного и сводного учета на перерабатывающих предприятиях АПК
10 Организация первичного и сводного учета в обслуживающих и строительных организациях АПК
11 Порядок организации и проведения анализа хозяйственной деятельности в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Практика, являясь частью общего процесса подготовки специалистов, осуществляется на предприятиях различных отраслей и форм собственности и направлена на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в университете.
Цель практики:
– приобретение знаний, умений и навыков, необходимых не только для выполнения работ, но и для будущей практической деятельности;
– совершенствование умения и навыков анализировать, обобщать документальный материал, оформлять учетные регистры, использовать ЭВМ для организации экономической работы.
Задачи практики:
– закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете, на основе изучения работы предприятия;
– овладение практическими навыками и современными методами учета и анализа деятельности предприятия;
– анализ экономических показателей деятельности; организация бухгалтерского учёта, анализа и контроля деятельности предприятия;
– сбор и отработка материалов практики и другое.
По окончании практики был составлен отчёт, который состоит из нескольких структурных глав.
Отчёт по практике был выполнен на основе документов ОАО «Совхоз-комбинат «Сож», действующих нормативно-законодательных и инструктивных материалов.
Исходными данными являются: регистры (формы) бухгалтерского учёта, учётная политика, отчётные данные о результатах деятельности предприятия; нормативно-законодательные и инструктивные материалы, действующие на предприятии.
1 Производственно-экономическая характеристика организации
Совхоз-комбинат «Сож» был образован на основании постановления Совета Министров БССР от 19 февраля 1979 г. №25.
В процессе реорганизации в 2000 году к совхозу-комбинату «Сож» был присоединён совхоз «Социализм».
С января 2004 года предприятие преобразовано в открытое акционерное общество.
В 2008 году произошла реорганизация ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» путем присоединения к нему ОАО «Междуречье».
В 2011 году к ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» присоединено ОАО «Экспериментальная база «Гомельская» и ЧСУП «Нагорное-Ратон».
Акционерное общество расположено по адресу: 247019, Гомельская область, Гомельский район, агрогородок Новая Гута.
Свою деятельность ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» осуществляет на основании устава организации (Приложение 1). Распределение уставного фонда следующее: доля государства – 98,77 % (в т.ч. Гомельская область – 80,91 %, Гомельский район – 17,86 %), юридические лица -1,16 %, физические лица – 0,07 %.
Основным видом деятельности ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» является разведение свиней, производство мяса и мясных продуктов, доля которого в общем объеме выручки составляет 90%.
В состав ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» входят следующие объекты:
- комплекс по откорму и выращиванию свиней производственной мощностью - 108 тыс. голов в год, расположенный в Н. Гуте, возможный объем реализации живым весом составляет 12 847 тонн;
- 7 молочно-товарных ферм с общим поголовьем коров 2,1 тыс. голов: МТФ Терюха, МТФ Н.Гута, МТФ Кравцовка, МТФ Шарпиловка, МТФ Долголесье, МТФ Р. Маримонова, МТФ Михальки. Поголовье молодняка КРС составляет 3,5 тыс. голов;
- 1 ферма по выращиванию и откорму молодняка КРС мясного и молочного направления: МТФ Василево-508 голов.
- цех переработки молока производственной мощностью 6 тонн в смену (введен в действие в 2009 году). Осуществляется выпуск молока пакетированного жирностью 1,5%, 2,8%, 3,5%, более 3,6% со сроком реализации пять суток.
- комбикормовый цех производительностью 10 тонн в час (введен в действие в 2012 году).
- зерносушильный комплекс производительностью 50 тонн в час, с отделением хранения зерна на 25 000 тонн.
2 Организация первичного и сводного учета в растениеводстве
Для учета отработанного времени, объемов выполненных работ и начисления заработка работникам растениеводства бригадир полеводческой бригады ведет книжку бригадира по учету труда и выполненных работ. Это комбинированный документ, состоящий из двух разделов:
В первом разделе «Лист учета выполненных работ» производится начисление оплаты труда по культурам, группам однородных по технологии выращивания культур, видам работ под урожай будущих лет;
Во втором разделе «Табель учета рабочего времени и подсчета заработка на конно-ручных работах» ведется учет труда, объема выполненных и начисленной оплаты по каждому работнику.
К книжке бригадира приложен путевой лист. К числу трактористов-машинистов относятся рабочие, которые приказом директора оформлены как трактористы-машинисты, имеют соответствующее удостоверение, фактически работают на тракторах, комбайнах и самоходных сельскохозяйственных машинах, а при отсутствии механизированных работ по распоряжению администрации временно работают на других работах.
Оприходование сельскохозяйственной продукции от урожая оформляют реестром отправки зерна и другой продукции с поля. Этот документ выписывают в двух экземплярах: один - для комбайнера, второй - для водителя. Комбайнер, загрузив продукцией транспортное средство, выписывает реестр в двух экземплярах, где указывает фамилию, имя, отчество водителя, марку номер машины и бункерную массу.
Первый экземпляр остается у комбайнера, второй - у водителя. Водитель расписывается в экземпляре комбайнера о принятии продукции, комбайнер - в экземпляре водителя о сдаче.
При приеме зерна на склад составляется ведомость приемки зерна и другой продукции за день (Приложение 4). Кладовщик взвешивает поступившую на склад продукцию, а фактическую массу продукции записывает в ведомость. Кладовщик расписывается в экземпляре реестра водителя о приемке зерна, а водитель - в ведомости о сдаче продукции.
Зерно, поступившее из комбайнов на ток, требует дополнительной подсушки и сортировки. По окончанию сортировки и очистки устанавливают размер усушки и неиспользуемых отходов. Результаты процесса сортировки отражают в акте на сортировку и сушку зерна и другой продукции (Приложение 5). Акт служит основанием для оприходования товарного, семенного, фуражного зерна и списания мертвых отходов и усушки.
Для списания семян также составляется Акт на списание семян и посадочного материала (Приложение 6).
3 Организация первичного и сводного учета на молочно-товарной ферме
На предприятии ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» животноводческие фермы представляет собой специализированные объекты для производства продуктов животноводства, включающие в себя сложную систему элементов зоотехнического, ветеринарного, биологического, экономического, организационного и другого порядков.
Молочно-товарные фермы на предприятии производят продукцию животноводства. На этих фермах для содержания коров используют родильные отделения, карантинные помещения и телятники.
На молочно-товарной ферме привязной способ содержания коров, который основан на индивидуальном обслуживании коров и нормированном кормлении животных. Корма доставляют в помещение и раскладывают по кормушкам в зависимости от молочной продуктивности каждой коровы, воду подводят к каждому стойлу, сюда же постоянно подвозят и настилают свежую подстилку, а старую вместе с навозом систематически удаляют за пределы помещения. Доят коров при помощи переносных доильных аппаратов.
Основным первичным документом по учету поступления молока на предприятии является журнал учета надоя молока, который ведется заведующим учетчиком фермы. В нем по каждой доярке, группе доярок ежедневно записывается количество обслуживаемых ими коров и данные о количестве полученного молока (в килограммах) по каждой дойке отдельно. Журнал учета надоя молока ведется ежедневно по группе доярок или по группе закрепленных коров за дояркой. Учетчик ежедневно определяет процент содержания жира в молоке по каждой группе коров, закрепленных за доярками или за группой доярок. Журнал учета надоя молока ведется в одном экземпляре и в течение 15 дней хранится на ферме. Ежедневно доярки своей подписью подтверждают показатели о количестве надоенного молока и процент жира в молоке. Кроме того, журнал ежедневно подписывается заведующим фермой или бригадиром.
Для учета ежедневного поступления и расхода молока в течение месяца на каждой ферме ведется Ведомость учета движения молока. По истечении отчетного периода один экземпляр ведомости учета движения молока вместе с журналами учета надоя молока по приходу представляется в бухгалтерию. Второй экземпляр ведомости учета движения молока служит основанием для оприходования и списания в расход молока в книге складского учета у заведующего фермой, бригадира или приемщика молока и хранится на МТФ.
Отпуск молока на внутрихозяйственные нужды оформляют требованием-накладной. Требование-накладную выписывают при разовом отпуске продукции в двух экземплярах. Один экземпляр ее передают в бухгалтерию, который служит основанием для отражения перемещения сельскохозяйственной продукции из одного места хранения в другое.
Списание молока на выпойку телятам оформляют актом на списание молока на выпойку телятам, поросятам. Акт на списание составляется в 3 экземплярах. Первый экземпляр акта отправляется в бухгалтерию, второй экземпляр остается в подразделении, которое производило списание, третий экземпляр остается у материально-ответственного лица. Образец акта списания товара подписывается членами комиссии, полномочия которой подтверждаются руководителем предприятия.
4 Организация первичного и сводного учета движения животных на выращивании и откорме
Первичный учет на ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» включает в себя составление документации, необходимой для правильного исчисления затрат и оприходования продукции в животноводстве.
В животноводстве, как и в других отраслях, производимые затраты неоднородны. Они включают различные конкретные материальные расходы (корма, биопрепараты, медикаменты, различные материалы и т.д.), затраченный труд, износ основных средств и т.п. Бухгалтерский учет в животноводстве обеспечивает строгое разделение затрат по их видам.
В животноводстве в отличие от растениеводства нет большого разнообразия выполняемых работ. Технологический процесс производства характеризуется однородностью выполняемых операций: кормление и уход за скотом, получение продукции. Причем все эти операции протекают непрерывно и не разграничиваются строго во времени.
Для учета выхода продукции в животноводстве применяют большое количество документов. Акт на оприходование приплода животных (Приложение 12), который составляют в двух экземплярах работники хозяйства с участием зоотехника и ветеринарного врача, применяется для оформления, полученного на ферме приплода животных. Акт составляется непосредственно в день получения приплода отдельно по каждому вида приплода животных. В акте отражаются следующие данные:
- фамилия, имя отчество работника, за которым закреплены животные;
- инвентарный номер, кличка матки;
- количество голов и масса полученного приплода;
- присвоенные приплоду инвентарные номера;
- отличительные признаки приплода (масть, кличка и тому подобные).
В акте приводятся подписи лиц, подтверждающих получение приплода, а также данные о мертворожденных животных.
Для определения фактической живой массы животных зоотехник, заведующий фермой или бригадир, составляют ведомость взвешивания животных (Приложение 13). Ведомость составляется по видам и учетным группам животных при выборочных взвешиваниях для определения прироста их живой массы, а также в случаях поступления и выбытия животных из организации. В ведомости указывают массу на дату взвешивания, массу на дату предыдущего взвешивания и выявленную разницу. Подписывают ведомость зоотехник, бригадир и работник, за которым закреплен скот. Общие итоги ведомости по группам животных заносят в Книгу учета движения животных и птицы.
5 Организация первичного и сводного учета работы вспомогательных производств
К вспомогательным производствам в сельскохозяйственных организациях, в том числе и в ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» относятся: ремонтные мастерские, грузовой автомобильный транспорт, гужевой транспорт, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодильные установки.
В ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» расходы по вспомогательным производствам учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» в разрезе субсчетов.
Синтетический счет 23 закрывается ежемесячно. Затраты с дебета счета списываются на счета учета затрат пропорционально:
- электроснабжение квт/часам
- газоснабжение тыс куб м
- водоснабжение куб м
- теплоснабжение г/кал
Калькуляционная единица для закрытия счета 23/3- км, часы, а по рабочим лошадям коне-дни.
Затраты вспомогательных производств относятся на отрасли, культуры, группы животных и другие объекты учета исходя из объема выполненных работ и услуг и их фактической себестоимости.
Стоимость электрической, тепловой энергии, воды, газа, поступающих со стороны, а также расходы по выработке электрической и тепловой энергии в своем кооперативе распределять по потребителям пропорционально количеству потребляемой энергии, воды, газа.
Услуги (работы) гужевого транспорта списывать ежемесячно на счета потребителей по фактической себестоимости одного рабочего дня (коне-дня) лошади.
К счету 23/1 открыты следующие аналитические счета:
- автомастерские
- мастерские по ремонту тракторов и с/х машин
Счет 23/1 (автомастерские, мастерские по ремонту тракторов и сельскохозяйственной техники) закрывается в конце года путем списания затрат с кредита счета 23/1 в дебет счетов производств пропорционально количеству выполненных т-км (автотранспортом) и стоимости израсходованного горючего (тракторным парком).
На вспомогательных производствах для учета выполненных объемов работ, затрат труда и начисления заработной платы используется наряд на сдельную работу. Он применяется для учета фактического выполнения работ и начисления заработка за выполненный объем или фактически отработанное время в строительстве, ремонтной мастерской и др. работы. По данной форме учетный лист оформляется как для группового выполнения работ, так и для индивидуального выполненного конкретным исполнителем. Он используется для начисления заработка во всех подразделениях организации.
6 Организация первичного и сводного учета в промышленных и обслуживающих производствах и хозяйствах
К обслуживающим производствам и хозяйствам в относят жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, бани, прачечные, ателье, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения.
Специфическая особенность этих производств и хозяйств состоит в том, что они обслуживают бытовые нужды работников сельскохозяйственных организаций. Характер их деятельности не однороден: одни выпускают продукцию (пекарни, столовые), другие оказывают услуги (бани, прачечные), третьи выполняют специализированные функции социального и бытового обслуживания (детские учреждения, жилищно-коммунальные хозяйства, дома отдыха). Соответственно и порядок покрытия затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств различен. В первых затраты покрываются за счет выручки от производимой и реализуемой продукции, во вторых — от поступлений за оказываемые услуги, в третьих — от поступлений и за счет других собственных источников организации.
Все затраты по содержанию и эксплуатации производств и хозяйств, обслуживающих культурно-бытовые нужды работников ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» учитывают на дебете счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а по кредиту его отражают доходы и поступления или списания учтенных затрат за счет соответствующих источников и со следующими субсчетами:
29/1 затраты на содержание жкх;
29/3 бытовое обслуживание;
29/5 содержание объектов культуры;
29/7 содержание проч. объектов
К счету 29/1 открыты следующие аналитические счета
-содержание и эксплуатация жилищного хозяйства;
-содержание и эксплуатация коммунального хозяйства.
К счету 29/6 открыты аналитические счета
-расходы связанные с управлением
-расходы связанные с производством
Расчетная ведомость - это главный документ, используемый при начислении оплаты труда сотрудников. В документе отражены как начисления, так и удержания. В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Можно оформить выдачу заработной платы пользуясь платежной ведомостью, которая будет составлена на основе расчетной.
7 Организация учета на складе
Основным первичным документам на получение и отпуск ценностей со склада ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» являются товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 (Приложение 22).
Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарная накладная является документом строгой отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой). Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.
Поступившие на склад товарно-материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др.
Работники бухгалтерии систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) осуществляют непосредственно на складах в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, а также своевременности и правильности записей в карточках складского учета, произведенных материально ответственным лицом. Одновременно с указанной проверкой работник бухгалтерии и заведующий складом (кладовщик) производят приемку-сдачу первичных документов (товарных и товарно-транспортных накладных), подтверждающих факт поступления (отпуска) на склад (со склада) товарно-материальных ценностей.
Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций и правильности их оформления. Также бухгалтерией устанавливается тождественность данных бухгалтерского учета с данными склада.
Карточка складского учета материалов применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру (Приложение 23). Она заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, завскладом). Записи в карточку вносятся на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. В карточке складского учета указаны следующие сведения: от кого поступил товар, его количество и наименование, реквизиты товарно-транспортной (товарной) накладной, на основании которой поступил либо отпущен товар, кому отпущен и т.д.
8 Организация первичного и сводного учета денежных средств и расчетных операций
Для хранения, поступления и выдачи наличных денежных средств на изучаемом предприятии создан специальный обособленный участок бухгалтерии – касса. Ее возглавляет кассир – материально ответственное лицо. По приказам руководителя и главного бухгалтера организации кассир выполняет операции по движению денежной наличности.
Первичными документами по поступлению денежных средств в кассу организации является приходный кассовый ордер (Приложение 27). Денежные средства в кассу поступают с расчетного счета в банке, в кассу поступает выручка от реализации продукции и оказания услуг, остаток излишне выданных сумм под отчет и др.
Выдача денежных средств из кассы организации осуществляется на основании расходных кассовых ордеров (Приложение 28). Выдача денежных средств осуществляется для целей выплаты заработной платы, на командировочные расходы, под отчет и др.
Регистром аналитического учета по счету 50 «Касса» служит кассовая книга и отчет кассира (Приложение 29). В кассовой книге отражается суммы по приходным и расходным кассовым ордерам ежедневно, а также остатки денежных средств в кассе.
Регистром синтетического учета по счету 50 «Касса» служит карточка счета, анализ счета
Для хранения временно свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетов ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» открыло расчетный счет в банке, через который осуществляются платежи с различными предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам оплаты приобретенных ценностей, работ и услуг и получения выручки за выполненные работы. Порядок открытия расчетного счета основывается на Правилах открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь.
Кроме текущего счета в ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» открыты иные счета в банках. Списание денег с расчетного счета, включая перечисления в бюджет и выдачу заработной платы, банк осуществляет в той последовательности, в которой ему поступают соответствующие документы.
При внесении наличных денег из кассы на расчетный счет оформляется объявление на взнос наличными, а при получении денег в кассу с расчетного счета – чек.
При расчетах с другими предприятиями применяются документы в зависимости от установленной формы расчета между ними. Используется платежное поручение (Приложение 30), платежное требование.
Отделение банка ежедневно сообщает предприятию о произведенных операциях путем выдачи им копий выписок с расчетного счета с приложением документов, на основании которых выполнены зачисления или списания (Приложение 31).
9 Организация первичного и сводного учета на перерабатывающих предприятиях АПК
Производство сырьевых ресурсов сельского хозяйства страны в значительной степени определяет развитие российской перерабатывающей промышленности, и от того, насколько эффективно развиваются такие важные для нее отрасли, как растениеводство и животноводство, во многом зависят не только ассортимент, объемы и качество вырабатываемых продуктов питания, но и реализуется главный вопрос – обеспечение продовольственной безопасности страны.
Перерабатывающие предприятия АПК вырабатывают практически все необходимые продукты питания, в том числе для детей, а также диетического, специального и профилактического назначения.
На предприятиях консервной промышленности большое влияние на построение производственного учета оказывает организация производственного процесса и технология, объем и ассортимент выпускаемой продукции, сезонный характер производства, структура управления, а также их организационно-правовые формы, специализация, другие внешние и внутренние факторы.
В ходе простейшей переработки сельскохозяйственного сырья и материалов они подвергаются сушке, солению, квашению, копчению и т.д. Учет такой продукции ведется, как правило, в тоннах.
В процессе консервирования создаются готовые к употреблению пищевые продукты, которые расфасовываются в стеклянную и жестяную тару различной емкости. Здесь уже учет ведется в количестве физических банок и тысячах условных банок.
Себестоимость консервных изделий складывается из следующих статей затрат: сырье и основные материалы; полуфабрикаты собственного производства; возвратные отходы (вычитаются); тара, вспомогательные и упаковочные материалы; топливо и энергия на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования; общепроизводственные расходы; прочие производственные расходы; общехозяйственные расходы; расходы на продажу.
10 Организация первичного и сводного учета в обслуживающих и строительных организациях АПК
Организация бухгалтерского учета в РО «Белагросервис» имеет свои особенности, которые связаны со спецификой их деятельности.
Главное управление технического сервиса и ремонта систем «Белагросервис» выполняет большой объем работ по ремонту техники, восстановлению изношенных деталей и изготовлению новых деталей и т.д. Прием в ремонт сельскохозяйственной техники оформляется Приемно-сдаточным актом в 2–х экземплярах. 1-ый остается в мастерской и служит заказом на ремонт, а 2-ой экземпляр выдают заказчику в подтверждение приема машин в ремонт. Полную сметную стоимость ремонта отражают в Приемно-сдаточном акте на основании составленной Сметы затрат на ремонт техники, которую составляют с учетом дефектовки машин, принятых в ремонт. При приемке техники составляют Ведомость дефектовки и выдачи деталей со склада. На отпуск деталей для ремонта со склада применяют лимитно-заборные карты, требования-накладные (при разовом отпуске).
Прием техники из ремонта оформляется Актом приемки и ремонта машин, а на прием деталей узлов – накладной на приемку готовой продукции. На основании актов и накладных заполняется Журнал испытаний и контрольного осмотра двигателя. Выдача заказчику отремонтированных объектов производится при предъявлении доверенности и оформляется «Накладной на выдачу заказчику отремонтированных машин, агрегатов и узлов».
Бухгалтерский учет затрат на производство ремонтных работ ведется на счете 20. Аналитический учет затрат ведут в Книге учета затрат ремонтной мастерской или производственном отчете.
На конец месяца в ремонтной мастерской имеет место незавершенное производство. Оценка НЗП производится после проведения инвентаризации исходя из фактического % выполненных работ и сметной стоимости ремонта.
После определения фактических затрат, приходящихся на готовые отремонтированные объекты и оценки незавершенного производства производят записи в Ведомости затрат основного производства по ремонтной мастерской.
Синтетический учет затрат в ремонтной мастерской ведут в журнале-ордере №10.
Готовой продукцией ремонтных мастерских считается та продукция, которая прошла технические испытания, точно соответствует утвержденным стандартам, сдана на склад или принята заказчиком.
11 Порядок организации и проведения анализа хозяйственной деятельности в организации
Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Аналитическая работа входит в служебные обязанности главного экономиста ОАО «Совхоз-комбинат «Сож». Важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой - предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.
Одним из принципов организации анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.
Решающую роль в возникновении ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» сыграло выгодное экономико-географическое положение. Земля в хозяйстве – главное средство производства. При использовании земли на предприятии обеспечивается постоянное увеличение ее продуктивности.
Анализ земельных угодий в ОАО «Белая Липа» осуществляется на основе материалов годовых отчетов ф.№9-АПК лист 5,6 «Производство и себестоимость», а также по данным кадастровой книги, книги истории полей.
Следует отметить, что учет земель осуществляется Госкомитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии РБ.
Основными задачами анализа состояния и эффективности использования основных средств в ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» являются выявление обеспеченности предприятия основными средствами, обновления и выбытия, технического состояния, резервов эффективности их использования.
Оборотный капитал представляет собой конкретную форму использования части капитала предприятия в виде имущества, авансированного на создание и использование материальных и нематериальных благ функционирующих только в одном операционном цикле и полностью переносящих свою стоимость на вновь изготовленный продукт..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика является необходимым этапом обучения студентов, организации и проведения которого определяются требованиями учебного процесса, учебным планом по специальности, теоретической подготовки студентов.
В результате прохождения практики на ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» мною:
1) было осуществлено ознакомление с деятельностью предприятия, а также организацией бухгалтерского учета и контроля;
2) была произведена оценку финансового состояния предприятия;
3) был рассмотрен учет денежных средств, расчетных операций, учет затрат и исчислением себестоимости продукции растениеводства, животноводства, промышленных производств, учет запасов, готовой продукции, активов и обязательств и т.д.
4) рассмотрен порядок первичного и сводного учета продукции растениеводства и животноводства;
5) изучен порядок складского учета
По итогам прохождения производственной практики был составлен данный отчет.
Увеличение производства продукции растениеводства будет осуществляться за счет улучшения качества семян, структуры посевных площадей и количества вносимых удобрений.
К основным путям повышения эффективности производства молока относят:
1. Интенсификация молочного скотоводства путем создания современной материально-технической базы.
2. Соответствующее ветеринарно-зоотехническое обслуживание.
3. Создание прочной кормовой базы.
4. Развитие селекционной работы в молочном скотоводстве.
5. Совершенствования размещения, концентрации и специализации молочного скотоводства.
Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве являются рост поголовья и продуктивности животных.
Основными источниками роста продуктивности животных являются повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращение яловости коров, улучшение возрастного и породного состава стада, а также условий содержания животных.
1 Аграрная экономика: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Малыша. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 464 с.
2 Базылев, М. В., Николайчик, И. А., Левкин, Е.А., Букас В.В. Учебно-методическое пособие / Экономика и организация сельскохозяйственных предприятий с основами менеджмента / М. В. Бызылев – Витебск: ВГАВМ, 2012. – 116 с.
3 Бураева, Е.В. Влияние качественных характеристик трудовых ресурсов на рост производительности труда // Агропродовольственная политика России. 2015. № 2. С. 46-49.
4 Бусел, И.П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И.П.Бусел, П.И.Малихтарович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Лiтаратура i Мастацтва, 2009. – 464 с.
5 Горбатовский, А. Экономическая оценка современного состояния и развития молочного скотоводства Республики Беларусь / А. Горбатовский, Г. Судинова, О. Горбатовская, М. Климова // Аграрная экономика. – 2013. – №1 – С. 42–50
6 Гусаков, В.Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В.Г. Гусаков. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 431 с.
7 Ефимова, О.В Финансовый анализ / О.В. Ефимова: Бухгалтерский учет, 2002. 325 с.
8 Зеленовский, А.А. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум: учеб. пособие / А.А. Зеленовский, А.В.Королев, В.М.Синельников. Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.
9 Иванов В.А. Повышение эффективности производства молока за счёт организации стада / В.А. Иванов // Вестник Всероссийского научно- исследовательского института механизации животноводства. – 2014. – № 4 (16). – С. 23-28.
10 Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / Ильин А.И., Станкевич В.И., Лобан Л.А. и др.; 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2012. - 698 с.
11 Крум, Э.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. Мн.: Выш. школа, 2010. - 318 с.
12 Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей. / П.В. Лещиловский, В.С. Чеканов. – Минск: БГЭУ, 2003. – 310 с
13 Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В.Лещиловский и [др.]; под ред. П.В. Лещиловского, В.С.Тонковича, А.В.Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 574 с.
14 Малыш, М.Н. Экономика сельского хозяйства: практикум / М.Н. Малыш и др. .- Санкт-Петербург: “Лань”, 2004. – 224 с.
15 Минаков, И.А. Экономика сельского хозяйства: уч. пособие для студентов высш. учебн. заведений / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов; под ред. И.А. Минакова. – Москва: КолосС, 2004. – 328 с., ил.
16 Потапов С.В., Потапова Л.Н. Перспективы использования ресурсосберегающих технологий в производстве зерна // в сборнике: Ресурсосберегающие экологически безопасные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции 2016. С. 406-409.
17 Петранёва, Г.А. Экономика сельского хозяйства : учебник / Г.А. Петранёва, Н.Я. Коваленко, А.Н. Романов, О.А. Моисеева ; под ред. проф. Г.А. Петранёвой. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 288 с. - (ПРОФИль).
18 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2012. — 704 с. — (Экономическое образование).
19 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: Конспект лекций. – Минск, 2010.
20 Технология производства, переработки, хранения и консервирования продукции животноводства: Учеб. пособие / Н.Б. Захаров, С.Н. Белова, А.Г. Незавитин, В.Н. Макута, К.В. Жучаев и др.; Под ред. Н.Б. Захарова / НГАУ. – Новосибирск, 2015. – 160 с
21 Экономический анализ хозяйственной деятельности / В.И. Герасимова, Г.Л. Харевич. – Минск : Право и экономика, 2012. – 513 с.
22 Экономика предприятий (организаций АПК): курс лекций / П.В.Лещиловский, С.В.Чеканов, А.В.Гец, Т.В.Киян, Н.В.Чеканова. - БГЭУ, Минск, 2009. - 237 с.